Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:29, контрольная работа
Система социально-психологических нормативов не является абсолютной, она дифференцируется внутри каждой социальной общности в образовательно-возрастных границах. Необходимость образовательно-возрастных градации для нормативов объясняется двумя причинами: во-первых, овладение нормативами предполагает известную степень зрелости мозга и нервной системы; во-вторых, усвоение нормативов возможно лишь на основе накопленного опыта, обученности.
Социально-психологический норматив рассматривается как некий обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития.
Введение 3
1. Использование тестовых диагностик в психологической практике 5
2. Объектное тестирование психологических характеристик 9
3. Дифференциация использования вербальных и невербальных характеристик в педагогической деятельности 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Министерство образования и
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского»
по дисциплине: Основы Психодиагностики
на тему: «Проблемы использования невербальных тестов»
заочного отделения ИПП
Соловьева Екатерина Евгеньевна
Шифр: 036
Оглавление
Введение 3
1. Использование
тестовых диагностик в
2. Объектное
тестирование психологических
3. Дифференциация
использования вербальных и
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
Овладение социально-психологическими нормативами — это активный со стороны индивида процесс: стремясь занять определенное место в социуме, он сознательно осуществляет это, прилагая определенные усилия, преодолевая возникающие препятствия и пр.
Требования, составляющие содержание
социально-психологических
Поскольку нормативы историчны,
они меняются вместе с развитием
общества. Поэтому быстрота их изменения
зависит от темпов развития общества.
Наряду с этим время их существования
определяется и отнесенностью к
той или иной сфере психического.
Так, наиболее динамичны нормативы
умственного развития, что связано
с темпом научно-технического прогресса,
выдвигающего все новые требования
к человеку, его знаниям, умениям,
сформированное™ мышления, вследствие
чего происходит пересмотр учебных
программ, квалификационных характеристик.
По сравнению с нормативами
Система социально-психологических
нормативов не является абсолютной, она
дифференцируется внутри каждой социальной
общности в образовательно-возрастных
границах. Необходимость образовательно-
Социально-психологический норматив рассматривается как некий обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития.
1. Использование тестовых
Одной из наиболее живо обсуждаемых
и пока не находящих решений проблем
психологической диагностики
Последние случаи связаны с
тем, что при всех формах аномального
развития наблюдаются недостатки речи
(словесного опосредствования, см.: В. И.
Лубовский, 1978). Они могут проявляться
в форме нарушений речевой
регуляции деятельности, понимания
речи или ее производства («порождения
и выражения»). Разные недостатки речи
могут выступать как в
По мнению многих исследователей, обсуждающих эту проблему, одним из возможных средств ее решения являются так называемые невербальные тесты.
Невербальные тесты входят в состав почти всех известных батарей интеллектуальных тестов, таких, как тесты Векслера, Станфорд — Бине и другие, а некоторые из диагностических систем состоят целиком из тестов, определяемых их авторами как невербальные. Такими, например, являются диагностические методики Дж. Равена, М. Фростиг, Л. Бендер, Ф. Гудинаф и другие.
Особенно велика потребность в невербальных тестах в тех случаях, когда затруднено речевое общение, низок уровень речевого развития или стоит задача выявить уровень развития интеллекта по возможности независимо от приобретенного опыта — от влияния среды, культуры. Именно в этих случаях невербальные тесты используются наиболее часто. Например, такого рода тесты предпочитают использовать многие исследователи при диагностике уровня развития детей с речевыми нарушениями и глухих. По мнению некоторых из этих психологов, невербальные тесты дают возможность определить уровень интеллекта обследуемого «в чистом виде» — независимо от уровня общего и речевого развития.
Прежде чем изложить собственные соображения по поводу диагностического значения невербальных тестов, считаем необходимым внести некоторые уточнения в используемую терминологию.
Прежде всего, что такое невербальные тесты? По определению в психологическом словаре Дж. Древера (J. Drever, 1968), «невербальный тест — интеллектуальный или другой тест психической деятельности, который не включает вербального материала или иногда, например глухим, может даваться без привлечения слов» (p. 188).
Это определение не только
неточно, оно неверно. Неточность его
состоит в том, что выражение
«не включает вербального материала»
совершенно неясным оставляет вопрос
о том, что из структуры задания
и выполняемой с ним
Что же касается неправильности
приведенного определения по существу,
то можно с уверенностью сказать,
что среди тестовых заданий, которые
применяются в распространенных
системах диагностических методик,
нет таких, которые исключали
бы речь экспериментатора при введении
в той или иной форме тестовых
заданий и речь испытуемых в процессе
их решения. Например, традиционно считается
невербальным тест Равена, рассматриваемый
как средство для оценки невербального,
наглядно-образного интеллекта. Однако
было убедительно показано (А. Н. Соколов,
1968), что во время решения заданий
«прогрессивных матриц» Равена исследуемые
пользуются внутренней словесной речью.
Об этом свидетельствовала
Сейчас можно считать полностью доказанным, что не только в выполнении таких сложных заданий, но и в гораздо более простых видах деятельности участвует речь. Так, даже при выработке относительно простых условных связей в процессе замыкания осуществляется вербализация (В. И. Лубовский, 1956, 1978).
Видимо, трудность (или даже
невозможность) нахождения или конструирования
тестов, которые были бы подлинно невербальными,
привела к тому, что некоторые
создатели диагностических
В уже упоминавшемся
2. Объектное тестирование
А. Анастази в своей книге «Психологическое тестирование» (1982, кн. 1) выделяет:
Целесообразно, пользуясь этой
классификацией, рассмотреть задания,
которые входят в «шкалу действия»
тестов Векслера. При этом можно
видеть, что они частично являются
тестами без использования
Такой подход отвечает представлениям
о различных генетических корнях
мышления и речи (Л. С. Выготский, 1982).
Эти представления
Приведенные выше теоретические
соображения и результаты апробации
разработанной методики позволяют
говорить о том, что в случае отставания
в речевом развитии при отсутствии
выраженного нарушения
С целью проверки этой гипотезы
были проанализированы результаты обследования
с помощью адаптированного
Дети с задержкой психического развития (всего 78 человек) обучались в специальной школе-интернате № 23 Москвы (39 учеников в I и 39 во II классах), умственно отсталые (21 человек) были учащимися I—III классов вспомогательной школы № 30.
Общий интеллектуальный показатель 85% учащихся вспомогательной школы относился к зоне умственной отсталости, 15% — к промежуточной зоне, и ни у одного ребенка не было таких величин этого показателя, которые входили бы в зону нормы.
Дети с задержкой психического развития распределялись по соответствующим зонам следующим образом: первоклассники — 20,5; 51,3; 28,2%; второклассники — 5,1; 38,5; 56,4%.
Рассмотрим распределение детей отдельно по вербальному показателю и показателю действия.
Среди учащихся вспомогательной школы по вербальному показателю 85% попадают в границы диапазона величин, характерных для умственно отсталых, а 15% — в промежуточную зону.
По показателю выполнения тестов
деятельности («невербальному») учащиеся
вспомогательной школы
Распределение детей с задержкой психического развития в соответствии с их показателями по зонам умственной отсталости, промежуточной и нормы значительно отличается от наблюдаемого в группе детей-олигофренов. Так, первоклассники с задержкой развития по показателю «вербального интеллекта» распределились: 48,7; 18; 33,3%, а второклассники соответственно: 12,8; 30,8; 56,4%.
Информация о работе Проблемы использования невербальных тестов