Проблемы личностного и межличностного развития в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть некоторые проблемы, возникаю-щие в подростковом возрасте, а также измерить степень сплоченности-разобщенности и психологический климат в классе.
Первостепенное значение будет иметь решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику подросткового возраста;
2. Рассмотреть психологические особенности развития в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть основные проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми (родители, учителя).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Личностное развитие в подростковом возрасте………………..5
1.1 Общая характеристика подросткового возраста………………….5
1.2 Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………….11
1.3 Диагностика сферы межличностных отношений и общения……18
1.4 Коррекция сферы межличностных отношений…………………..22
1.5 Проблемы взаимоотношений со взрослыми………………………26
1.5.1 Проблемы в отношениях с родителями……………………..26
1.5.2 Коррекционно-профилактическая работа с родителями…..30
1.5.3 Проблемы взаимоотношений с учителями…………………35
Глава 2. Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований……………………………………………………………….39
2.1 Анализ результатов анкетирования, выявляющего доминирующий тип восприятия в классе ……………………………………………………….39
2.2 Анализ результатов анкетирования, изучающего взаимоотношения между учащимися и учителями……………………………………………41
2.3 Выводы и рекомендации………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………...58
Список использованных источников…………………………………..62

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА

 

Кафедра «Теоретическая и прикладная социология»

 

ББК  88.52 Курсовая работа защищена с оценкой

   ________________________________

              Руководитель проекта

доцент каф. ТиПС, к.с.н.  Ю.Н. Татаркина

подпись, должность, и.о. фамилия

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО  И МЕЖЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ В  ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

                                              (тема работы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Психология»

КР 040101.35

обозначение документа

 

Работу выполнил

студент гр. СР – 81                                                                    Е.В. Петрова

подпись, и.о. фамилия

 

 

Барнаул 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Личностное развитие в подростковом возрасте………………..5

    1. Общая характеристика подросткового возраста………………….5
    2. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………….11
    3. Диагностика сферы межличностных отношений и общения……18
    4. Коррекция сферы межличностных отношений…………………..22
    5. Проблемы взаимоотношений со взрослыми………………………26
      1. Проблемы в отношениях с родителями……………………..26
      2. Коррекционно-профилактическая работа с родителями…..30
      3. Проблемы взаимоотношений с учителями…………………35

Глава 2. Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований……………………………………………………………….39

2.1 Анализ результатов анкетирования, выявляющего доминирующий тип                 восприятия в классе ……………………………………………………….39

2.2 Анализ результатов анкетирования, изучающего взаимоотношения между учащимися и учителями……………………………………………41

2.3 Выводы и рекомендации………………………………………….43

Приложение А…………………………………………………………46

  Приложение Б………………………………………………………….47

  Приложение В…………………………………………………………48

Заключение……………………………………………………………...58

Список использованных источников…………………………………..62

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Природа взаимоотношений  в любых общностях достаточно сложна. 
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее 
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и 
усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, является важнейшим звеном в системе взаимоотношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, 
содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в школьном коллективе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. 
          Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выгодским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и т.д. Помимо объективных условий социальной ситуации развития подростковой группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в группах и коллективах. В группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между подростками. Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением  человека в коллективе. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими 
аспектами:

1. социальный;

2. психологический.

Объект исследования – дети подросткового возраста (9 «А» класс Залесовской средней общеобразовательной школы №1).

Предметом исследования являются межличностные отношения и общение.

Цель курсовой работы: рассмотреть некоторые проблемы, возникающие в подростковом возрасте, а также измерить степень сплоченности-разобщенности и психологический климат в классе.

Первостепенное значение будет иметь решение следующих  задач:

1. Дать общую характеристику подросткового возраста;

2. Рассмотреть психологические особенности развития в подростковом возрасте;

3. Рассмотреть основные проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми (родители, учителя).

Основной метод исследования: тестирование (анкетирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Личностное развитие в подростковом возрасте

1.1. Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст  — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой  ему силой, которая действует  в его собственной глубине. Эта  сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности – к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех.

Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) полного  отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе  не в отрицании чужой воли и  в выставлении своей воли (этот момент является здесь вторичным). Главной  причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. В этот период «цветения пола» подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а  изнутри его самого.

И если под влиянием ядовитой среды воображение подростка  уже занято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут  быть связаны только различные телесно сексуальные движения, чем намечается болезненный, но почти неизбежный разрыв сексуальности (как чисто телесной стороны пола, включая те психические движения, которые связаны с этой телесной стороной пола) и эроса (т.е. искания любви, приводящего в движение всю психику, весь духовный мир, озаряющего душу поэтической мечтой о любимом существе) [11, с.184-187].

В самосознании подростка  происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы  своей жизни от контроля родителей  и часто идет на конфликты с  ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям [22, с.160].

Подростковый возраст  традиционно считается самым  трудным в воспитательном отношении. Известный отечественный педагог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее.

Подростки в сравнении  со своими младшими товарищами в 6 раз  чаще проявляют упрямство, в 9 раз  чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза больше, чем у младших школьников [1, с.168].

Наибольшее количество детей  с так называемой школьной дезадаптацией, т. е. не умеющих приспособиться к  школе (что может проявляться  в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении и т. п.), приходится на средние классы.

Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5—8% случаев, то у подростков—в 18— 20%. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу.

В подростковом возрасте могут  впервые возникать или заметно  обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни [22, с.125].

В связи с быстрым развитием  возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного  мозга. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно  приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать самую настоящую «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил один американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания, усиливает  эмоциональную нестабильность.

У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные  ощущения, но большинство — более  неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

 Благодаря бурному  росту и перестройке организма,  в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Остро переживаются все ее изъяны, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции  на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, окрик или ирония, отрывающая ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют [15, с.184-187].

На образ физического  «Я» и самосознание в целом  оказывает влияние темп полового созревания. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников [22, с.125].

У большинства девочек  половое созревание (двухлетний период интенсивного роста, предшествующий половой зрелости) начинается в 11 лет. Половая зрелость начинается с первым менструальным циклом, который бывает, обычно, в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает какой-либо патологии. Если половое созревание у родителей наступило позже, чем у других, то у их детей оно обычно также наступает позже. Кроме того, у многих девочек менструации бывают нерегулярными и не каждый месяц в первый год или два. Это также не означает какой-либо патологии [24, с.341-343].

Половое созревание мальчиков  начинается в среднем на два года позже, чем у девочек, - в 13 лет. Однако оно может начаться уже в 11 лет  или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков  - и дольше. За двухлетний период тело мальчика почти завершает превращение в мужчину. Мальчик, так же как и девочка, может пережить период физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами.

Информация о работе Проблемы личностного и межличностного развития в подростковом возрасте