Проблемы личностного и межличностного развития в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть некоторые проблемы, возникаю-щие в подростковом возрасте, а также измерить степень сплоченности-разобщенности и психологический климат в классе.
Первостепенное значение будет иметь решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику подросткового возраста;
2. Рассмотреть психологические особенности развития в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть основные проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми (родители, учителя).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Личностное развитие в подростковом возрасте………………..5
1.1 Общая характеристика подросткового возраста………………….5
1.2 Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………….11
1.3 Диагностика сферы межличностных отношений и общения……18
1.4 Коррекция сферы межличностных отношений…………………..22
1.5 Проблемы взаимоотношений со взрослыми………………………26
1.5.1 Проблемы в отношениях с родителями……………………..26
1.5.2 Коррекционно-профилактическая работа с родителями…..30
1.5.3 Проблемы взаимоотношений с учителями…………………35
Глава 2. Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований……………………………………………………………….39
2.1 Анализ результатов анкетирования, выявляющего доминирующий тип восприятия в классе ……………………………………………………….39
2.2 Анализ результатов анкетирования, изучающего взаимоотношения между учащимися и учителями……………………………………………41
2.3 Выводы и рекомендации………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………...58
Список использованных источников…………………………………..62

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.10 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ  результатов анкетирования, изучающего  взаимоотношения между учащимися и учителями (Приложение Б)

1. 1 Хотят установить взаимоотношения на уроках с учителями:

- уважительно-тактическое  – 5 учащихся из 11 (45,5%);

- справедливо-требовательное  – 3 учащихся из 11 (27,3%);

- доброжелательно-понимающее  – 2 учащихся из 11 (18,2%).

С одноклассниками:

- доброжелательно-понимающее  – 2 учащихся из 11 (18,2%);

- дружески-шутливое  – 9 учащихся из 11 (81,8%).

1.2 Не хочется иметь взаимоотношения с учителями:

- нейтрально-безразличное  – 2 учащихся из 11 (18,2%)

- необъективно заниженное  – 4 из 11 (36,4%)

- агрессивно-недоброжелательное  – 5 из 11 (45,5%).

С одноклассниками:

- нейтрально-безразличное  – 1 из 11 (9%);

- высокомерно-надменное  – 7 из 11 (63,6%);

- агрессивно-недоброжелательное  – 3 из 11 (27,4%).

2. На вопрос о том, какие взаимоотношения больше всего по душе с учителями во внеурочное время респонденты ответили:

- уважительно-тактическое  – 1 из 11 (9%)

- справедливо-требовательное  – 1 из 11 (9%)

- доброжелательно-понимающее  – 7 из 11 (63,6%)

- всепрощенчески-попустительское  – 2 из 11 (18,2%).

3. На вопрос о том, какой характер взаимоотношений больше всего устраивает с одноклассниками во внеурочное время респонденты ответили:

- доброжелательно-понимающее  – 4 из 11 (36,4%);

- дружески-шутливое  – 7 из 11 (63,6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Выводы и рекомендации

Это следует  знать каждому родителю!

9 золотых правил (по Ю.  Гиппенрейтор):

Правилом 1.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишся!»

Правило 2

Если ребенку трудно, и  он готов принять вашу помощь, обязательно  помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя  только то, что он не может  выполнить сам, остальное предоставьте  делать ему самому.

2. По мере освоения  ребенком новых действий постепенно  передавайте их ему. 

Правило 3

Постепенно, но неуклонно  снимайте с себя заботу и ответственность  за личные дела вашего ребенка и  передавайте их ему.

Правило 4

Позволяйте вашему ребенку  встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Правило 5

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные  переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6

Когда вы говорите своих  чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО  ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7

Не требуйте от ребенка  невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8

Чтобы избегать излишних проблем  и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9

Старайтесь не присваивать  себе эмоциональные проблемы ребенка.

 

Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):

1. Правила (ограничения,  требования, запреты) обязательно  должны быть в жизни каждого. 

2. Правила (ограничения,  требования, запреты) не должно  быть слишком много, и они  должны быть гибкими. 

3. Родительские требования  не должны вступать в явное  противоречие с важнейшими потребностями  ребенка. 

4. Правила (ограничения,  требования, запреты) должны быть  согласованы взрослыми между  собой. 

5. Тон, в котором сообщается  требование или запрет, должен  быть скорее дружественно разъяснительным,  чем повелительным. 

6. Наказывать ребенка  лучше, лишая его хорошего, чем  делая ему плохое.

 

Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой  и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

1. Безусловно принимать  его. 

2. Активно слушать его  переживания, и потребности. 

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в  его занятия, с которыми он  справляется. 

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами  (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать  конфликты. 

9. Использовать в повседневном  общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада  тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее  4-х, а лучше по 8 раз в день.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала  обнимать ребенка несколько раз  в день, говоря, что четыре объятия  совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Тренинг родительской эффективности

Программа тренинга родительской эффективности бала разработана  впервые Т.Гордоном в 1962 году и получила широкое распространение и популярность в зарубежной практике работы с родителями, В настоящее время Т.Гордоном разработано несколько вариантов программ тренинга общения, ориентированных на различные категории взрослых — родителей, учителей, воспитателей и др. Тренинг родительской эффективности, по мнению автора, нацелен на формирование нового мировоззрения, а не на обучение узким навыкам и умениям.

Т.Гордон исходит из тезиса о «принятии» ребенка родителем  как первоначальном построении детско-родительских отношений. При эмоциональном принятии ребенка степень принятия личности ребенка и его поведения зависит от целого ряда факторов — от поступков ребенка, личности родителя, образа Я, уровня толерантности и пр. особенностей ребенка (физического облика, активности, агрессивности, болезненности), внутреннего состояния родителя (утомление, настроение, болезнь), от конкретной ситуации.

Главным условием формирования адекватных детско-родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является передача информации ребенку о принятии его как самоценной личности.

Различают невербальные и  вербальные формы коммуникации. Способы  невербальной коммуникации включают невмешательство  в активную деятельность ребенка и так называемое пассивное слушание. Пассивное слушание предполагает невмешательство взрослого в речевое высказывание ребенка, предоставление ему права свободно выражать свои чувства, отношения, мнения и позицию по значимым для ребенка проблемам.

Наиболее продуктивным способом вербальной коммуникации является «активное  слушание». Активное слушание — это  коммуникация с обратной связью, в  которой взрослый по принципу зеркального  отражения вербализует интерпретированные им чувства, желания и мотивы поведения  ребенка. Такая обратная связь включает подтверждение или неподтверждение ребенком корректности произведенной интерпретации. Активное эмпатическое слушание не является узким навыком, применение которого позволяет манипулировать ребенком для достижения прагматических утилитарных целей взрослого. Это позиция взрослого по отношению к ребенку. Активное слушание основывается на принятии взрослым целостной системы базовых установок, выражающих эту новую эмпатическую позицию. В число таких установок входят:

1) желание услышать то, что беспокоит ребенка;

2) желание действительно  быть полезным ребенку в разрешении  стоящей перед ним проблемы;

3) способность принять  чувства ребенка такими, как они  есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть;

4) чувство веры в возможность  ребенка успешно разрешить свои  проблемы;

5) отношение к ребенку  как к уникальной личности, имеющей  право на собственную жизнь  со своими чувствами и желаниями.

Можно видеть, что формирование перечисленных установок, замещение  ими прежних ригидных непродуктивных отношений ребенок — взрослый — достаточно сложная задача, требующая  значительных усилий, желания родителей и систематичности в применении. Однако, как считает автор, достигнутые результаты намного превосходят все ожидания родителей в плане улучшения детско-родительских отношений.

Итак, предложенная Т.Гордоном программа тренинга родительской эффективности обеспечивает изменение базовых установок и ориентации родителей, формирование специфических навыков коммуникации между родителями и детьми на основе эмпатического общения, предлагает новый метод разрешения родительско-детских конфликтов.

Другим направлением работы с родителями могут быть специальные  методики коррекции детско-родителъских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья. Коррекция детско-родительских отношений представляет собой особое направление деятельности психолога, которое объединяет две важные стратегии: игровую терапию с детьми и обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. В результате наблюдаются положительные изменения не только у детей и родителей, но также и в области их взаимоотношений.

Основными целями такой работы выступают (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: МГУ, 1990.)

По отношению к детям:

1. Дать возможность детям  распознавать и выражать свои  чувства полно и конструктивно.

2. Предоставить детям  возможность быть услышанными.

3. Помочь детям развить  умение эффективно решать проблемы  и справляться с трудностями.

4. Увеличить уверенность  в себе и поднять самооценку.

5. Увеличить доверие детей  к родителям и уверенность  в них.

6. Сократить или устранить  недостаточно адаптивные способы  поведения и выражения проблем.

7. Помочь в развитии  активности в поведении.

8. Обеспечить существование  атмосферы открытости и близости  в семейных отношениях.

По отношению к родителям:

1. Улучшить понимание  закономерностей развития детей.

2. Углубить понимание  собственного ребенка.

3. Помочь признать важное  значение игры и эмоций в  жизни детей и в своей собственной  жизни.

4. Уменьшить чувство фрустрированности  собственными детьми.

5. Помочь развить разнообразные  умения, важные в работе с детьми.

6. Увеличить уверенность  родителей в  их собственных  возможностях.

7. Помочь «открыть двери»  общению с детьми и сохранять  их открытыми.

8. Научить родителей работать  вместе с детьми, в одной команде.

9. Усилить чувство тепла  и доверия к детям.

10. Обеспечить безопасную  атмосферу, в которой родители  могут работать с собственными проблемами в отношении детей и своей родительской роли.

Примерами такой работы являются методики «Семейная скульптура»  и «Семейная хореография», а также  методика «Заверши предложение»

(Использованы методики, предложенные в книге А.А.Осиповой  «Общая психокоррекция») (Осипова  А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ  «Сфера», 2000.)

1. «Семейная скульптура»  и «Семейная хореография».

Эти методики относятся к  социометрическим методикам коррекционнои  работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности.

1. Уводят коррекционный  процесс от интеллектуального  и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.

2. Помещают настоящее,  прошлое и предвидимое будущее  в операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в  состоянии жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас», клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное и в семье.

3. Методики содержат в  себе элементы личностной проекции  и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.

4. Рельефно представляют  и драматизируют ролевое поведение.  Члены семьи могут наблюдать,  что каждый из них делает, как  его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие — отвергаются.

5. Содержат элемент неожиданности  для клиентов — не соответствуют  тому, как они представляют себе  работу на коррекционном занятии,  и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится сталкиваться.

6. Привлекают внимание  и интерес клиента, представляя  собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как единого целого.

Информация о работе Проблемы личностного и межличностного развития в подростковом возрасте