Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть некоторые проблемы, возникаю-щие в подростковом возрасте, а также измерить степень сплоченности-разобщенности и психологический климат в классе.
Первостепенное значение будет иметь решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику подросткового возраста;
2. Рассмотреть психологические особенности развития в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть основные проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми (родители, учителя).
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Личностное развитие в подростковом возрасте………………..5
1.1 Общая характеристика подросткового возраста………………….5
1.2 Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………….11
1.3 Диагностика сферы межличностных отношений и общения……18
1.4 Коррекция сферы межличностных отношений…………………..22
1.5 Проблемы взаимоотношений со взрослыми………………………26
1.5.1 Проблемы в отношениях с родителями……………………..26
1.5.2 Коррекционно-профилактическая работа с родителями…..30
1.5.3 Проблемы взаимоотношений с учителями…………………35
Глава 2. Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований……………………………………………………………….39
2.1 Анализ результатов анкетирования, выявляющего доминирующий тип восприятия в классе ……………………………………………………….39
2.2 Анализ результатов анкетирования, изучающего взаимоотношения между учащимися и учителями……………………………………………41
2.3 Выводы и рекомендации………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………...58
Список использованных источников…………………………………..62
2.2 Анализ
результатов анкетирования,
1. 1 Хотят установить взаимоотношения на уроках с учителями:
- уважительно-тактическое – 5 учащихся из 11 (45,5%);
- справедливо-требовательное – 3 учащихся из 11 (27,3%);
- доброжелательно-понимающее – 2 учащихся из 11 (18,2%).
С одноклассниками:
- доброжелательно-понимающее – 2 учащихся из 11 (18,2%);
- дружески-шутливое – 9 учащихся из 11 (81,8%).
1.2 Не хочется иметь взаимоотношения с учителями:
- нейтрально-безразличное – 2 учащихся из 11 (18,2%)
- необъективно заниженное – 4 из 11 (36,4%)
- агрессивно-недоброжелательное – 5 из 11 (45,5%).
С одноклассниками:
- нейтрально-безразличное – 1 из 11 (9%);
- высокомерно-надменное – 7 из 11 (63,6%);
- агрессивно-недоброжелательное – 3 из 11 (27,4%).
2. На вопрос о том, какие взаимоотношения больше всего по душе с учителями во внеурочное время респонденты ответили:
- уважительно-тактическое – 1 из 11 (9%)
- справедливо-требовательное – 1 из 11 (9%)
- доброжелательно-понимающее – 7 из 11 (63,6%)
- всепрощенчески-
3. На вопрос о том, какой характер взаимоотношений больше всего устраивает с одноклассниками во внеурочное время респонденты ответили:
- доброжелательно-понимающее – 4 из 11 (36,4%);
- дружески-шутливое – 7 из 11 (63,6%).
2.3 Выводы и рекомендации
Это следует знать каждому родителю!
9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):
Правилом 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишся!»
Правило 2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя
только то, что он не может
выполнить сам, остальное
2. По мере освоения
ребенком новых действий
Правило 3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Правило 5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило 6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило 7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Правило 9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):
1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
2. Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3. Родительские требования
не должны вступать в явное
противоречие с важнейшими
4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
5. Тон, в котором сообщается
требование или запрет, должен
быть скорее дружественно
6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном
общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Тренинг родительской эффективности
Программа тренинга родительской эффективности бала разработана впервые Т.Гордоном в 1962 году и получила широкое распространение и популярность в зарубежной практике работы с родителями, В настоящее время Т.Гордоном разработано несколько вариантов программ тренинга общения, ориентированных на различные категории взрослых — родителей, учителей, воспитателей и др. Тренинг родительской эффективности, по мнению автора, нацелен на формирование нового мировоззрения, а не на обучение узким навыкам и умениям.
Т.Гордон исходит из тезиса о «принятии» ребенка родителем как первоначальном построении детско-родительских отношений. При эмоциональном принятии ребенка степень принятия личности ребенка и его поведения зависит от целого ряда факторов — от поступков ребенка, личности родителя, образа Я, уровня толерантности и пр. особенностей ребенка (физического облика, активности, агрессивности, болезненности), внутреннего состояния родителя (утомление, настроение, болезнь), от конкретной ситуации.
Главным условием формирования адекватных детско-родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является передача информации ребенку о принятии его как самоценной личности.
Различают невербальные и вербальные формы коммуникации. Способы невербальной коммуникации включают невмешательство в активную деятельность ребенка и так называемое пассивное слушание. Пассивное слушание предполагает невмешательство взрослого в речевое высказывание ребенка, предоставление ему права свободно выражать свои чувства, отношения, мнения и позицию по значимым для ребенка проблемам.
Наиболее продуктивным способом
вербальной коммуникации является «активное
слушание». Активное слушание — это
коммуникация с обратной связью, в
которой взрослый по принципу зеркального
отражения вербализует
1) желание услышать то, что беспокоит ребенка;
2) желание действительно
быть полезным ребенку в
3) способность принять чувства ребенка такими, как они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть;
4) чувство веры в возможность
ребенка успешно разрешить
5) отношение к ребенку
как к уникальной личности, имеющей
право на собственную жизнь
со своими чувствами и
Можно видеть, что формирование перечисленных установок, замещение ими прежних ригидных непродуктивных отношений ребенок — взрослый — достаточно сложная задача, требующая значительных усилий, желания родителей и систематичности в применении. Однако, как считает автор, достигнутые результаты намного превосходят все ожидания родителей в плане улучшения детско-родительских отношений.
Итак, предложенная Т.Гордоном программа тренинга родительской эффективности обеспечивает изменение базовых установок и ориентации родителей, формирование специфических навыков коммуникации между родителями и детьми на основе эмпатического общения, предлагает новый метод разрешения родительско-детских конфликтов.
Другим направлением работы с родителями могут быть специальные методики коррекции детско-родителъских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья. Коррекция детско-родительских отношений представляет собой особое направление деятельности психолога, которое объединяет две важные стратегии: игровую терапию с детьми и обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. В результате наблюдаются положительные изменения не только у детей и родителей, но также и в области их взаимоотношений.
Основными целями такой работы выступают (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: МГУ, 1990.)
По отношению к детям:
1. Дать возможность детям распознавать и выражать свои чувства полно и конструктивно.
2. Предоставить детям возможность быть услышанными.
3. Помочь детям развить
умение эффективно решать
4. Увеличить уверенность в себе и поднять самооценку.
5. Увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них.
6. Сократить или устранить
недостаточно адаптивные
7. Помочь в развитии активности в поведении.
8. Обеспечить существование
атмосферы открытости и
По отношению к родителям:
1. Улучшить понимание
закономерностей развития
2. Углубить понимание собственного ребенка.
3. Помочь признать важное
значение игры и эмоций в
жизни детей и в своей
4. Уменьшить чувство
5. Помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми.
6. Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.
7. Помочь «открыть двери» общению с детьми и сохранять их открытыми.
8. Научить родителей работать вместе с детьми, в одной команде.
9. Усилить чувство тепла и доверия к детям.
10. Обеспечить безопасную атмосферу, в которой родители могут работать с собственными проблемами в отношении детей и своей родительской роли.
Примерами такой работы являются методики «Семейная скульптура» и «Семейная хореография», а также методика «Заверши предложение»
(Использованы методики,
предложенные в книге А.А.
1. «Семейная скульптура» и «Семейная хореография».
Эти методики относятся к
социометрическим методикам коррекционнои
работы с семьей. Они представляют
психологу следующие
1. Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.
2. Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас», клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное и в семье.
3. Методики содержат в
себе элементы личностной
4. Рельефно представляют
и драматизируют ролевое
5. Содержат элемент
6. Привлекают внимание
и интерес клиента,
Информация о работе Проблемы личностного и межличностного развития в подростковом возрасте