Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 15:09, курсовая работа
Введение.
Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый взрослым человеком. Именно направляющая роль взрослого человека обеспечивает полноценное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
Моделирование
выделенного отношения для
Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
Контроль за выполнением предыдущих действий.
Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.[20]
Система
начала формироваться с конца 50-х
годов, в массовой школе она стала
распространяться в 80-90-х годах XX столетия.
В 1996 году Решением коллегии министерства
образования РФ система Эльконина-Давыдова
утверждена в качестве официальной системы
начального образования (наряду с традиционной
системой и системой Занкова).[3]
В
рамках концепции учебной деятельности
сформулирован ряд логико-психологический
положений, которые могут быть использованы
при построении учебных предметов, раскрывающих
свое содержание "от общего к частному",
т.е. согласно принципу восхождения от
абстрактного к конкретному.
ГлаваII.Проблема обучения и воспитания в работах В.В.Давыдова
2.1Проблема обучения
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.
В
системе Д.Б.Эльконина – В.В.
Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Так, например, в начальном курсе математики эти принципы наиболее ярко проявляются при формировании центрального понятия – понятия (действительного) числа.
Число выступает и осваивается в первую очередь как средство оперирования с другим математическим объектом – величиной. В отличие от всех традиционных программ математического образования здесь исходным является понятие величины. Его освоению посвящено первое полугодие первого класса. Число появляется в ситуациях, когда невозможны прямые действия с величинами: задание величины, сравнение величин.
Исходно число выступает как реальное предметное действие – измерение величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. Различные виды чисел (натуральные, дробные, отрицательные) и разные операции с ними (сложение, вычитание, умножение и деление) возникают в результате развития и конкретизации измерения.
В итоге учащийся не только
знает о числах и операциях
с ними, но и понимает их
смысл. По-новому в таком
Традиционное начальное
обучение "подхватывает" и использует
ту форму мыслительной деятельности, которая
возникает и складывается до него и, в
принципе, - независимо от него еще у детей-дошкольников.
Это обстоятельство отчетливо фиксируется
во многих работах о младших школьниках.
Так, вполне типичным является следующее
положение: поскольку младший школьник
"живет конкретными образами и впечатлениями,
нужно систематизировать, обобщать его
чувственный опыт и на этой основе формировать
первоначальные арифметические и грамматические
понятия". Обучение ребенка в школе
арифметике и грамматике предлагается
строить, прямо опираясь на ту форму умственной
деятельности, которая сложилась у него
еще в дошкольном возрасте. Если затем
заходит речь о развитии детского мышления
в системе начального обучение, то при
этом фактически имеют в виду повышение
"уровня развитости" конкретного
мышления при формировании в основном
произвольного внимания, т.е. целенаправленного
восприятия-наблюдения. Вполне естественно,
что как для использования возможностей
конкретного мышления младших школьников,
так и для его совершенствования-упражнения
адекватным является метод обучения, связанный
с принципом наглядности. "Наглядность
облегчает ребенку понимание нового...
потому, что ребенок, поступающий в школу,
мыслит конкретно". Так, П.П. Блонский
отмечал, что "школьные программы младших
классов не устают твердить о развитии
детской наблюдательности, а методика
- о наглядности в обучении маленьких школьников".
Конечно, систематическое упражнение
конкретного мышления в процессе начального
обучения имеет для ребенка большое жизненное
значение - его умственная деятельность
приобретает на этом уровне определенность
и дисциплинированность. Но все же при
таком обучении существенного изменения
основных форм мышлений у младших школьников
по сравнению с дошкольниками не происходит-
подлинного умственного развития традиционное
обучение не дает. Этот факт уже отмечался
многими исследователями. Так, Б.Г. Ананьев
отмечал, что в системе начальной школы
"прогресс обученности детей непосредственно
не влечет за собой роста обучаемости",
что "это явление заслуживает особого
и пристального изучения, так как свидетельствует
о том, что в практике начального обучения...
не полностью преодолены противоречия
между обучением и развитием". Л.В. Занков
пишет: "Наши наблюдения и специальные
обследования... свидетельствуют о том,
что достижение хорошего качества знаний
и навыков в начальных классах не сопровождается
существенными успехами в развитии учащихся".
Построение этих программ, выделение
содержания и выбор методов
начального обучения связаны
не только с принципом
Информация о работе Проблемы обучения и воспитания в работах В.В.Давыдова