Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 15:09, курсовая работа
Введение.
Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый взрослым человеком. Именно направляющая роль взрослого человека обеспечивает полноценное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
2.2.Проблема воспитания
Как понимается "воспитание" в образовательной системе Эльконина-Давыдова?
Для
нас учебно-воспитательный процесс
един. Если мы кого-то воспитываем, то значит,
в этом воспитании мы чему-то и обучаем.
Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то
и воспитываем. Отдельные возрастные периоды
обладают соответствующими ведущими деятельностями.
Для дошколят ведущей деятельностью является
игра. Но если к игре подстраивается художественная
деятельность в дошкольном возрасте, то
у ребенка развивается воображение. Основным
психологическим образованием в дошкольном
возрасте является воображение. Но дошкольник
очень многому учится и в жизни, и просматривая
книжки, и мультики по телевизору, учится
от родителей. Но преимущественно в дошкольном
возрасте ребенок воспитывается, потому
что в игре и в художественной деятельности
ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается
на задний план.
В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте — организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В.В.Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить — учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.
Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной — учебный коллектив, спортивной — спортивный коллектив, художественной — художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление. Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием. Моралью обладает тот человек, который свое индивидуальное действие, даже эгоистическое действие всегда производит с учетом возможностей, интересов и потребностей окружающих людей.
Мораль
— это действие с учетом интересов
и возможностей других людей. Так
вот, практическое сознание людей воспитывается
в разнообразных видах общения. Вот
это — подростковый возраст, где на первый
план выдвигается через общественно значимую
деятельность воспитание, и прежде всего
общения, а в этих общениях, особенно мальчиков
и девочек, развивается практическое сознание.
Кстати, многие взрослые, не пройдя настоящей
подростковой школы, имеют главный дефицит
в своей жизни — неумение общаться. Общение
тоже искусство. Поэтому развивающее образование
связывает воедино развивающее обучение
и развивающее воспитание. Развивающее
воспитание в пределах школы — это подростковая
школа. У старшеклассников уже несколько
другие жизненные вопросы.
Но во всех случаях воспитание
(а также и собственно
Существует другое решение
Согласно этой точке зрения, развитие
психики человека происходит
путем усвоения исторически
При таком подходе воспитание (обучение) и психическое развитие не могут выступать как два самостоятельных процесса - воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Развитие ребенка осуществляется в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, с самого начала развертывающейся через общение ребенка со взрослыми, и если такому общению, деятельности присвоения в определенных исторических условиях придается необходимая направленность, то возникает собственно воспитание как форма развития.
Аналогичные идеи о развитии и воспитании были высказаны С.Л. Рубинштейном (правда, он исходил из иных представлений о механизмах самого развития, чем Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев). Так, он писал: "Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе воспитания и обучения". И далее: "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним".[2]
Подчеркивая внутреннее
Выше отмечалось, что воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка. При абстрактном толковании этой деятельности, тем более при отрыве процесса развития от воспитания неизбежен тот или иной вид педоцентризма или противопоставления естественных потребностей ребенка и требований воспитания. Но положение существенно меняется, если собственная деятельность ребенка, с одной стороны, понимается как возникающая и формирующаяся, в процессе воспитания, а с другой - представляется в контексте истории самого детства. В этом случае полный учет характера и особенностей собственной деятельности ребенка выступает не как противопоставление развития и воспитания, а как введение в педагогический процесс важнейшего условия реализации его целей, и тогда, по словам С.Л. Рубинштейна, "педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка и меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее.
Всякая попытка воспитателя-
Введение
единой системы общественного
Заключение.
Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый взрослым человеком. Именно направляющая роль взрослого человека обеспечивает полноценное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание. Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом воздействия, благодаря чему они созревают как личности, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни.
Цель исследования: Изучить проблемы обучения и воспитания на основе работ В.В.Давыдова.
Информация о работе Проблемы обучения и воспитания в работах В.В.Давыдова