Проблемы психолого-педагогической диагностики в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи :
1. Изучение понятия готовности детей к школьному обучению.
2. Изучение различных подходов к изучаемой проблеме в работах психологов.
3. Рассмотрение методов диагностики готовности детей к школьному обучению.
4. Анализ проблемы психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании .

Содержание работы

Введение. 3
1 Проблема психологической готовности детей к школьному обучению 5
1.1 Понятие готовности к школьному обучению 5
1.2 Психофизиологические аспекты готовности к школе. 7
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению. 8
1.4 Личностная готовность к школьному обучению. формирование внутренней позиции школьника. 11
2 Проблемы психолого-педагогической диагностики в образовании 15
2.1 Исторический аспект 15
2.2 Практика применения психологических диагностик 16
Заключение. 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 2

Файлы: 1 файл

курс_диагн6.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

  Глоссарий составлен на основе Педагогического словаря (Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь., М.: ACADEMA, 2000)

 

Список использованных источников

 

 

  1.  Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2 [Текст]. - М.: Педагогика, 1992. - 210 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. -М.: Просвещение, 1998.-216с.
  3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст]. - М.: Просвещение, 1994. – 119с.
  4. Выготский Л.С. Психология .- М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008с.
  5. Готовность к школе  /Под ред. И.В. Дубровицкой.-М.: Наука,1995.- 180 с.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст].- М.: Академия, 2005.-158с.
  7. Детская практическая психология: Учебник [Текст]. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
  8. Диагностическая и координационная работа школьного психолога [Текст]. /Под ред. И.В. Дубровицкой.- М. Просвещение, 1987.- 250 с.
  9. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст]. / Под ред. Венгера Л. А., Холмовской В. А.- М.: Просвещение, 1978. - 98с.
  10. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]. / Под ред.Божович Л.П. и Благонадежиной Л.В.- М.:Педагогика,1972.- 120 с.
  11. Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка [Текст]. - СПб.:Питер, 2002.- 267с.
  12. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие [Текст]. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе  [Текст].- М.:Педагог , 2003.-  155 с.
  14. Кулачина И.Ю. Возрастная психология [Текст].- М.:Наука, 2001 .- 190 с.
  15. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов [Текст]. - М.: Наука, 1996. - 384 с.
  16. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь[Текст].-   М.:Просвещение, 2003.- 412 с.
  17. Мухина В.С. Детская психология [Текст].- М.:Наука, 2005 .- 160 с.
  18. Немов Р.С Психология .Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов. [Текст].- М.:Наука, 2004.- 256 с.
  19. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста [Текст]. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.- М.:Просвещение, 1988.- 110 с.
  20. Психология развития [Текст]. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005.- 524 с.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - М.:Наука, 1989.- 230 с.
  22. Хрестоматия по педагогической психологии [Текст]. - М. :Просвещение, 2007. - 295с.
  23. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды [Текст]. - М.: Наука, 1989. -  287 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Общее эмоциональное  отношение к школе

 

Школьными психологами давно разработаны  специальные методики, позволяющие  определить уровень готовности ребенка  к школе. Считается, что ребенок  готов к школе, если он умеет планировать  и контролировать свои действия (или хотя бы стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в форме словесных понятий.  
 Важной составляющей готовности к школе является психологическая готовность к обучению. Оценить эту психологическую готовность можно по тому, насколько сильна у ребенка мотивация учения. Для определения уровня мотивации можно воспользоваться методикой, разработанной М.Гинзбургом.  
 Ребенку читается небольшой рассказ, в котором каждый из персонажей мотивирует свое желание  учиться по-разному:  
 Первый ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил".  
 Второй ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".  Третий ребенок говорит: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть". Четвертый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Пятый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь".  А шестой ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там "пятерки".  Как видим, в этом рассказе названы основные мотивы, которые определяют учебную деятельность шестилетних детей: собственно учебно-познавательный мотив (желание узнавать новое, приобретать знания), социальные мотивы - понимание необходимости учения и стремление занять новое социальное место в обществе, стать социально значимой фигурой (учеником), занимающейся социально значимой деятельностью (учением), внешние мотивы, не имеющие непосредственного отношения к обучению, - игровой, подчинение требованиям взрослых, получение высокой отметки 
Понятно, что в идеале учебная деятельность должна определяться прежде всего учебно-познавательными мотивами (хотя, как всякая сложная человеческая деятельность, она может иметь несколько мотивов). Но только в том случае, если определяющим является учебно-познавательный мотив, эта деятельность может называться собственно учебной. Если же для ребенка главный мотив - получение "пятерок", то и деятельность его из учебной трансформируется в деятельность по получению этих самых "пятерок". После того, как ребенок прослушал рассказ, его можно спросить о том, а как он считает, почему надо учиться? Ответ ребенка о многом может рассказать и позволит определить, насколько ребенок психологически "созрел" для того, чтобы начать заниматься очень серьезной, тяжелой, но такой полезной и интересной деятельностью - учением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Предлагаемые  методики

 

  • Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
  • Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
  • Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
  • Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера,
  • Факторный личностный опросник Р. Кеттелла,
  • Тест С. Розенцвейга,
  • Тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера) (1,11,7,8,15)

 
  Методики из книги Р.С. Немова

Методы определения  готовности ребенка к обучению в  школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов. [18,с.132-139]

1) Общая ориентация  детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

2) Тест для оценки словесно-логического мышления

3) Графический диктант  (по Д.Б. Эльконину)

4) Отношение ребенка  к обучению в школе

5) Тест Какой Я?

6) Каков ребенок во  взаимоотношениях с окружающими  людьми?

 Методики Е.В. Колесниковой, выявляющие развитие познавательных процессов и сформированность сенсорных эталонов. [22, с. 279-281]

1) Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная  координация (методика Домик Н.И.  Гуткиной)

2) Концентрация внимания

3) Воображение

4) Восприятие цвета

Приложение  В

 

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

 

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти  в первый класс? 

2. Считает ли он, что  в школе узнает много нового  и интересного? 

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15–20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?

4. Можете ли вы сказать,  что ваш ребенок не стесняется  в присутствии посторонних людей? 

5. Умеет ли ваш малыш  связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок  стихи наизусть?

7. Может ли он назвать  заданное существительное во  множественном числе? 

8. Умеет ли ваш ребенок  читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять  и отнимать хотя бы одну  единицу от чисел первого десятка? 

11. Может ли ваш ребенок  писать простейшие элементы в  тетради в клетку, аккуратно перерисовывать  небольшие узоры? 

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш  управляться с ножницами и  клеем (например делать аппликации  из бумаги)?

14. Может ли он из  пяти элементов разрезанной на  части картинки за минуту собрать  целый рисунок? 

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего  ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним  словом "фрукты" яблоки и груши? 

17. Любит ли ваш ребенок  самостоятельно проводить время  за каким-то занятием, например рисовать, собирать конструктор и т.д.

Утвердительно - 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школе. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10–14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. Если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.




Информация о работе Проблемы психолого-педагогической диагностики в образовании