Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:40, реферат
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно
приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и
опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание,
цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием
общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном
состоянии живого существа.
Введение.
Процесс общения, техника и основные приемы.
Четырнадцать правил, которые помогут убедить собеседника.
Это и подсказка, как практически реализовать правило 3. Предложите такое
решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти из
затруднительного положения — это поможет ему принять Вашу точку зрения!
четвертое ПРАВИЛО: Убедительность аргументов в значительной степени
зависит от имиджа и статуса убеждающего.
Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный, уважаемый, другое — когда
незначительный, не принимаемый всерьез.
Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо
сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие
личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним — и вес его
аргументов. Поддержка коллектива также повышает статус индивида, поскольку
статус коллектива выше статуса любого его члена.
пятое ПРАВИЛО: Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
Следует избегать извинений (без должных к этому причин), проявления
признаков неуверенности. Отрицательные примеры тому: "Извините, если я
помешал". "Я бы хотел еще раз услышать". "Пожалуйста, если у Вас есть время
меня выслушать". Неуверенное поведение снижает статус.
шестое ПРАВИЛО: Не принижайте статус собеседника.
Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его
статус и вызывает, как правило, негативную реакцию.
седьмое ПРАВИЛО: К аргументам приятного нам собеседника мы относимся
снисходительно, а к аргументам
неприятного — с
Одно из правил ведения деловой беседы гласит, что задача первой части беседы
- создать атмосферу взаимного доверия. Как видим, оно хорошо согласуется с
правилом науки убеждать.
Приятное впечатление, как известно, создается многими обстоятельствами:
уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными
манерами, внешним видом.
восьмое ПРАВИЛО: Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас
моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.
Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании
собеседника. Если же Вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает, конечно,
крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко изложил
свою позицию, что Вам интересно было познакомиться с его точкой зрения на
проблему и т.п. Затем излагайте свои аргументы, подводящие собеседника к
Вашим выводам.
Не стоит только говорить: "А у меня на этот счет другое мнение". Эта фраза
разводит вас по разные стороны баррикады под названием "самолюбие". Ибо тем
самым как бы говорится: "Сейчас я докажу, что умнее тебя".
девятое ПРАВИЛО: Проявите эмпатию.
Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния
другого человека в форме сопереживания.
Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как
говорится "влезть в его шкуру".
Многие приведенные правила взаимосвязаны друг с другом. Например, не проявив
эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера). Действительно, силу
аргументов мы должны оценивать с точки зрения лица, принимающего решение, то
есть мы должны как бы поставить себя на его место.
То же касается и правил Сократа и Паскаля — нужно предвидеть реакцию
собеседника на Ваши слова, то есть опять проявить к нему эмпатию.
Для использования статуса в процессе убеждения (правила 4 и 6) также
необходимо оценить статусы с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима и
для выполнения следующего правила.
десятое ПРАВИЛО: Будьте хорошим слушателем.
При внимательном анализе споров выясняется, что многие из них разгораются
потому, что спорящие говорят зачастую о несколько разных вещах, но не
понимают этого.
Поэтому внимательное слушание — залог Вашей убедительности: никогда не
убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того, внимательный
слушатель располагает к себе собеседника, то есть использует и правило 7.
одиннадцатое ПРАВИЛО: Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника?
Наиболее употребительные слова имеют множество значений в зависимости от
контекста. Это характерно для любого языка (например, в английском языке 500
наиболее употребительных слов имеют в среднем по 28 значений, и русский язык
не является здесь исключением.
Поэтому очень часто степень понимания при принятии сообщения, особенно
устного, оставляет желать лучшего.
Анализ споров показывает, что во многих случаях спорящие просто по-разному
понимают предмет спора, в результате — "один — про Фому, другой — про
Ерему". Стоит только понять друг друга, как спорить становится не о чем.
Существуют простые способы проверить степень понимания: "Правильно ли я Вас
понял..." (и повторить, как Вы поняли) или "Другими словами, Вы считаете...",
"Сказанное Вами может означать..." и т.п. Не грех и переспросить: "Что Вы
имеете в виду?", "Не уточните ли Вы?", "Нельзя ли подробнее...".
двенадцатое ПРАВИЛО: Избегайте конфликтогенов.
Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие
привести к конфликту. Дословный перевод этого слова "рождающий конфликты",
ибо окончание "ген" в сложном слове означает "рождающийся".
тринадцатое ПРАВИЛО: Следите за мимикой, жестами и позами — своими и
собеседника.
Процессу убеждения мешает наше незнание того, что думает слушатель по поводу
наших слов. Далеко не всегда собеседники откровенны.
Помогает здесь знание языка жестов и поз. Дело в том, что в отличие от речи и
мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы, это
происходит неосознанно.
Знающий язык жестов и поз "читает" собеседника, получая дополнительную
информацию. Вместе с тем мы бываем неубедительны, если наши жесты и позы не
соответствуют произносимым словам. Многие это несоответствие ощущают, говоря:
"Чувствую, что здесь что-то не то..." Знание же жестов и поз позволяет
сделать нашу речь более убедительной.
Афоризмы, цитаты и пословицы.
* Нет лучшего
собеседника, чем слушающий
Леонид С. Сухоруков
* Дар общения
- самый высокооплачиваемый. (...)
Леонид С.Сухоруков
* ...поскольку молчание - золото,
То и мы безусловно, старатели. (...)
Александр Аркадьевич
Галич
* Без многого может обходиться
человек, но только не без человека. (...)
Людвиг Берне
* Благородные люди живут в согласии
с другими людьми, но не следуют за другими
людьми, низкие следуют за другими людьми,
но не живут с ними в согласии. (...)
Конфуций
* Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть(...) Антуан де Ривароль
* Большинство людей ищет общества
не столько с целью слушать, сколько говорить.
(...)
Александр Поп
* Будь осторожен в обращении
с людьми, главное - никаких смешных заискиваний.
(...)
Эжен Делакруа
* В кривых ногах правды нет, присаживайтесь...
(...)
Михаил Мамчич
* В общении надо чувствовать
грань: перейти ее - значит унизить себя,
не дойти до нее - себя обеднить. (...)
Илья Шевелев
* В окружении людей – тепло,
с вереницей людей – интересно. (...)
Юлия Леонтьева
* Всем умным людям следует находиться
во взаимном общении. (...)
Плавт Тит Макций
* Говорить можно с каждым, а поговорить,
почитай, и не с кем. (...)
Феликс Хвалибуг
* Даже каплей воды можно убить
лошадь, если постоянно капать ей на мозги.
(...)
Стас Янковский
* Дефицит общения привёл к тому,
что оно из роскоши превратилось в предмет
первой необходимости. (...)
С. Лузан
* Для одних форма общения - диалог,
для других - монолог. (...)
Илья Шевелев
* Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том, что тебя
соединяет, а не о том, что тебя разъединяет
с ним. (...)
Лев Николаевич
Толстой
* До вмешательства Морзе было
принято посылать только открытым текстом.
(...)
Михаил Мамчич
* До того вежливо послали, что
было бы невежливым не пойти. (...)
Михаил Мамчич
* Достаточно оказаться с кем-нибудь
в лифте, чтобы убедиться, как мало люди
могут сказать друг другу. (...)
Славомир Врублевский
* Душевный человек даже душу
вынет из тебя с сочувствием. (...)
Михаил Мамчич
* Дуэль – это тоже способ общения.
(...)
Ара Багдасарян
* Единственная известная мне
роскошь - это роскошь человеческого общения.
(...)
Антуан де Сент-Экзюпери
* Если бы не обещал высказать
мысль, никто бы не поразился услышанной
глупости. (...)
Михаил Мамчич
* Если у тебя при общении с другими
постоянно возникает одна и та же проблема,
то другие здесь ни при чем. (...)
NN 4
* Если человек вкладывает в работу
всю душу, то на общение с людьми у него
уже ничего не остается. (...)
NN
* Зануды бывают двух видов: люди,
которые слишком много говорят, и люди,
которые слишком мало слушают. (...)
NN
* Как ты причесана, так тебя и
слушают. (...)
Янина Ипохорская
* Красноречие - умение общаться.
(...)
Евгений Кащеев
Тест "Каковы Вы в общении?"
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Как вас
воспринимают коллеги, знакомые
А. Как очень
дружелюбного человека.
Б. Как человека самоуверенного.
В. Как спокойного и уравновешенного человека.
2. Как вы реагируете, если коллега без
разрешения возьмет с вашего рабочего
стола какую-то вещь?
А. Бурно возмущаетесь.
Б. Сухо просите вернуть взятое на место.
В. Спрашиваете, не нужно ли ему еще чего-нибудь.
3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению
после конфликтов?
А. Всегда.
Б. Иногда.
В. Никогда.
4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
А. Умеренными и
сбалансированными.
Б. Несерьезными.
В. Радикальными.
5. Какое животное вам наиболее симпатично?
А. Медведь.
Б. Тигр.
В. Кошка.
6. Легко ли вы вступаете в спор?
А. Да.
Б. Нет.
В. Зависит от обстоятельств.
7. Что выделаете, если какое-то дело не
удается довести до конца?
А. Смиряетесь.
Б. Пытаетесь свалить вину на другого.
В. Повторяете попытки снова и снова.
8. Как вы ведете себя, если вам нагрубили в магазине?
А. Терпите, избегая
скандала.
Б. Выражаете недовольство.
8. Грубите в ответ.
9. Как вы себя чувствуете, если опаздываете на встречу?
А. Спокойно.
Б. Очень нервно и раздражительно.
В. Слегка тревожно.
10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
А. Спокойно, едете
не спеша.
Б. Мчитесь с большой скоростью.
В. Стараетесь не уступать дорогу, иногда
превышая скорость.
11. Как вы себя ведете, если собеседник
вас не слушает?
А. Раздражаетесь,
стараясь не показать виду.
Б. Тактично намекаете ему на недостаток
внимания.
В. Разворачиваетесь и уходите.
12. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
А. Да.
Б. Не всегда.
В. Редко.
13. Вы любите быть в центре внимания?
А. Всегда.
Б. Иногда.
В. Для вас это неважно.
14. Как вы поступите, если вашего ребенка
обидели в школе?
А. Поговорите с
учителем.
Б. Устроите скандал обидчикам.
В. Научите отпрыска давать отпор.
15. Способны ли вы пойти на компромисс?
А. Никогда.
Б. Да.
В. Зависит от ситуации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Подсчитайте набранные баллы:
Вопросы |
А |
Б |
В |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
1 |
3 |
2 |
6 |
3 |
1 |
2 |
7 |
2 |
3 |
1 |
8 |
1 |
2 |
3 |
9 |
1 |
3 |
2 |
10 |
1 |
3 |
2 |
11 |
3 |
1 |
2 |
12 |
1 |
2 |
3 |
13 |
3 |
2 |
1 |
14 |
1 |
2 |
3 |
15 |
3 |
1 |
2 |
Информация о работе Процесс общения, техника и основные приемы