Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:26, контрольная работа
Проективные методики представляют собой специфическую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации. Последнее означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации [2].
Методика «Расскажи историю» состоит из десяти повествований и тринадцати иллюстраций к ним.
Методика предполагает обследование детей от 4-5 до 10 лет и старше. Хотя она может применяться и в работе с более старшими детьми, но для этих возрастов пока нет тестовых норм
Методика «Расскажи историю» относится к группе проективных вербальных методов исследования личности ребенка, основанных на завершении историй.
В качестве стимульного материала выступают небольшие по величине истории — рассказы, содержащие вопрос, на который обследуемому ребенку предстоит ответить, завершив тем самым повествование и выразив свое отношение к описанным в истории событиям и персонажам.
Истории и вопросы сформулированы таким образом, чтобы стимулировать ребенка дать ответы, приоткрывающие те области внутреннего пространства, которые касаются эмоциональных отношений с родителями и наиболее значимых конфликтов. Ответы детей кодируются по степени напряженности соответствующих эмоциональных проявлений.
Таким образом, данная методика позволяет дать как качественную, так и количественную оценку следующим аспектам эмоциональной жизни ребенка:
Проективные методики, основанные на обсуждаемом принципе, существенно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.
Известны и наиболее часто применяются для исследования межличностных отношений следующие методики. «Рисунок семьи» (Drawing-Family Technique) – группа проективных методик, предназначенных для оценки внутрисемейных отношений.
Тест «Нарисуй свою семью», где ребенку предлагается, используя лист бумаги и цветные карандаши, нарисовать свою семью. Анализируются: последовательность рисования членов семьи, их расположение, наличие пропуска отдельных членов семьи [10].
«Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация основывается на символическом толковании изображенных отношений [4].
«Рисунок семьи животных» – модификация теста «Нарисуй свою семью» для детей замкнутых, имеющих проблемы в общении [10].
Методики САТ – Children’s Apperception Test для детей 3–10 лет. В качестве проективного материала применяется серия из 10 картинок, изображающих сцены отношений между животными [4].
TAT – Tematic Apperception Test Г. Мюррея (1935) для детей старше 10 лет, с изображением сцен между людьми. Набор картинок в тестах САТ и ТАТ составлен так, чтобы вызвать реакции ребенка на темы, связанные с питанием, отношением к родителям, братьям, сестрам. Рассказы ребенка дают разнообразные сведения, прежде всего о личностных проблемах ребенка в сфере отношений с другими [10].
Методика «Два дома» (The Two-Houses Technique) разработана И. Вандвик, П. Экблад в 1994 году. Тест предназначен для исследования восприятия детьми своих семей. Задача испытуемого – перечислить людей, живущих с ним, и разместить каждого члена семьи в один из двух домов, нарисованных исследователем. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок вселяет в свой дом) и, главное, качественные. Очень важно знать, куда ребенок поселит родителей [4].
Проективная методика «Фильм-тест» Р. Жиля (1959) предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также некоторых его поведенческих характеристик и черт личности по 13 параметрам, например, отношение к родителям, братьям, сестрам, учителю, степень любознательности, общительности, конфликтности и т. д.
Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:
Как общее заключение оценивается степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность. Всего выделяют 13 показателей и соответствующие им 13 шкал:
Примеры заданий из «Фильм-теста» Р. Жиля (крестиком обозначены ответы ребенка):
3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло?
[5].
Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и, тем самым, препятствует стремлению к достижению успеха.
Область применения. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.
Процедура проведения. Психодиагностическ
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам соответствующими контуру головы ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом — печальное.
В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение. Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Анализ полученных результатов показывает уровень тревожности ребенка – как общий, так и связанный с определенными типичными ситуациями [9].
В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано, – структурные и формальные признаки рисунка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними. К. Маховер, анализируя рисунки одних и тех же людей, собранные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности рисунка, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее подвержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали тела, одежда, аксессуары и т.д. Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личностных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные признаки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей и т.д. Ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остальных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда – только одна из них.
Расположение рисунка на листе | |
Большая часть рисунка расположена в верхней части листа относительно средней линии |
Высокая самооценка и высокий уровень притязаний |
Большая часть рисунка расположена в нижней части листа относительно средней линии |
Признак сниженной самооценки, чувства незащищенности, негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку человека. |
Центральное положение рисунка |
Указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучно личность. Особенно, если при этом на листе изображено еще несколько фигур, и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. |
Расположение рисунка в правой части листа |
Указывается на то, что
человек в своем поведении
в основном руководствуется принципом
реальности или на то, что он искренне
исповедует принцип «здесь и сейчас».
Рисунок, расположенный в правой
части листа, может указывать
на тенденцию к |
Рисунок расположен в левой части листа |
Указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определенного жизненного этапа. |
Помещение рисунка на краю листа, так что большая часть листа остается пустой |
Характерно для людей, испытывающих неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта. |
Рисунок расположен в нижнем углу |
Может указывать на потребность
в поддержке, связанную с чувством
беззащитности и дефицитом |
Неудачное расположение рисунка на листе, так что не остается места для какой-либо значимой части изображаемого объекта |
Говорит об импульсивности, недостатках планирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состоянием острой тревоги, стресса. |
Качество линий (нажим) | |
Ровный, умеренный по силе, нажим |
Указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. |
Сильный нажим |
Трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; тревожность. |
Равномерный сильный нажим |
Возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. |
Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы на обратной стороне листа |
Является знаком большого
эмоционального напряжения и высокого
энергетического уровня, нередко
сигнализирует о высокой |
Слабый нажим |
Может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Иногда же слабый нажим может быть свидетельством гибкости и подвижности мышления. В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики. Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, депрессивном состоянии. |
Сильно варьирующий нажим |
Как правило, говорит
о неустойчивости психомоторного тонуса.
Он встречается у детей с |
Нажим, слабеющий в процессе рисования |
Может свидетельствовать о высокой утомляемости. |
Изменения нажима |
Могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются более сильно. Усиление нажима может свидетельствовать о психологической нагрузке, связанной с определенной проблематикой. |
Тип линии | |
«Штриховая» линия |
Описанный вид линии
свидетельствует о высокой |
«Эскизная» линия |
Такая линия часто служит признаком повышенной тревожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показатель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию. |
Множественность линий |
Множественность линий
характерна для ситуативно обусловленного
повышения уровня тревоги. Она часто
наблюдается в состоянии |
Линии на рисунке не попадают в требуемую точку |
Это свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высокой импульсивности. |
Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, |
Часто служит проявлением
повышенной импульсивности. Однако в
сочетании с ослабленным |
Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получается выпуклая, вогнутая или волнистая |
Встречаются при органическом
поражении мозга. Они нередки
также при психическом |
Размер рисунка | |
Рисунки большого размера |
Предполагают агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма. |
Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист |
Характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения. Обычно оно связано с резким снижением самоконтроля. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуации острой тревоги, в состоянии стресса. |
Маленькие рисунки |
Отражают чувство |
Уменьшение размера рисунков |
Может служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей заторможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному заданию или к обследованию в целом. |
Резкие колебания размера рисунков |
Говорят об эмоциональной подвижности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для людей с чередованием периодов повышенного и пониженного настроения |
Симметрия в рисунке | |
Излишняя симметрия в рисунках |
Создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми. |
Выраженная асимметрия |
Указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью. |
Экспозиция рисунка | |
Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу» |
Отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. |
Рисунки, представленные в близкой проекции |
Отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности. |
Очень удаленные, дистанцированные рисунки |
Отражают чувства |
Рисунки, представленные как «взгляд сверху» |
Отражают чувства |
Цвет в рисунке | |
Преобладание холодных тонов |
Признак некоторого снижения настроения. |
Использование темных тонов |
Значительно более серьезный признак снижения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. Особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым). |
Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, использование простого карандаша, несмотря на наличие цветных |
Признак снижения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об астении, ослабленности, истощении после пережитого стресса. |
Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков |
Говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и характерны для повышенного уровня тревожности. Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе. Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить признаком женственного характера. |
Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко-красного или темно-красного цвета |
Характерны для состояния
высокой эмоциональной |
Детали рисунка | |
Большое количество разнообразных деталей |
Встречается при достаточно выраженной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении поделиться своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию. |
Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность выполнения рисунков |
Свидетельствует о склонности
к монотонным однообразным занятиям,
о трудностях переключения с одной
деятельности на другую. Подобная «вязкость»,
склонность к застреванию часто
встречается при высокой |
Низкая детализированность рисунков, их схематичность |
Типична для состояния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрезмерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисованием или к обследованию в целом. |
Резкие колебания уровня тщательности и детализированности |
Могут говорить о высокой
эмоциональной значимости определенных
тем и жизненных сфер, о сосредоточенности
личности на этих сферах. Они также
часто являются следствием неустойчивости
внимания, импульсивности. Нередко
встречаются у детей с |
Небрежность в выполнении рисунков |
Часто встречается при низкой мотивации. Она может служить показателем негативного отношения к психологическому обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негативизм. Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нарушениях внимания. |
Акцентирование деталей в рисунках |
Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная, или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела. |
Линия основания в рисунках Прорисовки линии основания
в рисунках типичны для людей,
которые испытывают чувства нестабильности
и пытаются достичь чувства безопасности
посредством создания твердого фундамента.
Толщина и интенсивность | |
Прозрачность в рисунке Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические расстройства. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайеристические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными. | |
Искажения и пропуск деталей в рисунках Когда в рисунке много искажений, или он представляет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. | |
Тени, штриховка в рисунках Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие штриховки и затенения в рисунке может также указывать на личностные нарушения. В определенной степени затенения встречаются в рисунках хорошо адаптированных людей. | |
Заштрихован весь рисунок |
Беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. |
Небрежная размашистая штриховка, иногда выходящая за контур рисунка |
Типична для ситуативного повышения уровня тревоги. Особенно показательна штриховка с нарастающей амплитудой движений (от мелких штрихов ребенок постепенно переходит к длинным, размашистым). |
Особо небрежная штриховка |
Служит признаком |
Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка |
Говорит о склонности к застреванию на определенных однотипных действиях, которое может быть следствием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при сочетании тревожности с ригидным типом личности. |
Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нарисованные детали (например, детали одежды в рисунке человека) |
Характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. В остальном она интерпретируется так же, как и вообще особо сильный нажим на карандаш [17]. |