Проективные методы изучения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:26, контрольная работа

Описание работы

Проективные методики представляют собой специфическую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации. Последнее означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации [2].

Файлы: 1 файл

проективные методы изучения личности.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

Проективная рисуночная методика «Лунная соната в цвете»

Цель методики: выявление психических свойств и внутренних состояний личности.

Задачи: при анализе продукта деятельности человека сформировать картину внутренних состояний личности.

Инструкция: «Пожалуйста, отвлекитесь от всех своих мыслей и прослушайте небольшой отрывок из «Лунной сонаты» Л. В. Бетховена. Затем, нарисуйте то, что вы почувствовали внутри себя».

Необходимые материалы: проигрываемый отрывок из «Лунной сонаты», белый лист бумаги формата А4, цветные карандаши.

Время проведения методики не ограничено.

Основные учитываемые  критерии при интерпретации:

  • Цвет;
  • Штриховка;
  • Нажим;
  • Размер рисунка.

 

ЦВЕТ В РИСУНКЕ

Значение цветов в рисунке мы можем рассматривать с двух позиций: психологической и физической.

Цвет

Психологическое состояние

Физическое состояние

Красный

  • Жизненно важный вопрос
  • «Горящая» проблема
  • Эмоциональное напряжение
  • Опасность
  • Острое заболевание
  • Жар

Оранжевый

  • Ситуация с непонятным исходом
  • Жесткая борьба
  • Иссякающая энергия
  • Благополучный исход угрожающей ситуации

Розовый

  • Разрешение проблемы
  • Перенесенное заболевание, после которого человек видит все в «розовом цвете»

Зеленый

  • Здоровый дух
  • Состояние развития
  • Ощущение новизны жизни
  • Здоровое тело

Коричневый

  • Близость к природе, всему земному
  • Борьба с разрушающими силами
  • Здоровье
  • Стремление к здоровому состоянию

Желтый

  • Большая склонность к духовности и интуиции
  • Подчеркивание ценности чего-либо
 

Черный

  • Неизвестное
  • Темные мысли, угроза или страх
 

Белый

  • Подавленные эмоции (если рассматривать как отсутствие цвета)
  • Знак завершающейся жизни (если белым рисовали поле использования всех цветов)
 

В интерпретации цвета  нужно обращать внимание н следующие  опорные элементы:

  • необычные цвета в рисунке;
  • интенсивность цвета.

Также необходимо найти  взаимодействие меду символом и цветом, в который он окрашен.

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА относительно свободного места на бумаге тоже может кое-что сказать. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая самооценка, но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы не уверены в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева – вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа – это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем. 

ШТРИХОВКА В РИСУНКЕ

Заштриховки в рисунках обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. Важным показателем является тщательность и аккуратность штриховки. Небрежная размашистая штриховка, иногда выходящая за контур рисунка, типична для ситуативного повышения уровня тревоги. Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, гиперактивности. Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к застреванию на определенных однотипных действиях, которое может быть следствием повышенной тревожности. Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нарисованные детали (например, детали одежды в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности.

НАЖИМ

Нажим на карандаш позволяет  судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; тревожность. Равномерный сильный нажим возможен при  ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы на обратной стороне листа, является знаком большого  эмоционального напряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой  стрессовой реакции. Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности.

 

 

Список использованной литературы

    1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование/ Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. – 688с.
    2. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию/ Л. Ф. Бурлачук. – Киев: Вист-С, 1997. – 128с.
    3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006. – 351с.: ил. – (Учебник нового века).
    4. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
    5. Гильяшева, И. П. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие. Вып. 7/ И. П. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева. – М.: Фолиум, 1994. – 64 с.
    6. Евдокимов, В. И. Проективные методики в психологической диагностике у авиационных специалистов/ В. И. Евдокимов. — М.; Воронеж: ГосНИИИ ВМ РФ, 2001. – 302с.
    7. Корнер, А.Ф. Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик// Проективная психология/ Науч. ред. Р. Римская, И. Кириллов; Пер. с англ. М. Будыниной и др. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.
    8. Махортова, Г. Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка/ Г. Х. Махортова. — М.: Когито-Центр, 2004. – 66с.
    9. Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-ЭДК. Экспертная система Лонгитюд. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК). 8-е издание/ Под ред. С. А. Мирошникова. – СПб.: Изд-во ЛЕМА, 2010. – 196 с.
    10. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 305 с.
    11. Основы психодиагностики. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л. Б. Шнейдера. – М.: МОСУ, 1995. – 206с.
    12. Проективная психология/ Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 318с.
    13. Пучкова, Е. Б. Психология личности. Методические указания к практическим занятиям/ Е. Б. Пучкова. — М.: МИИТ, 2009.
    14. Романова, Е.С. Психодиагностика/ Е. С. Романова. — СПб.: Питер, 2008. – 397с.
    15. Соколова, Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики/ Е. Т. Соколова. — М.: ТЕИС, 2002. – 150с.
    16. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В. Практическая психология. Проективные методики/ В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
    17. Шляпникова, И. А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие/ Под. ред. Е. Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 71с. 
    18. Онлайн оценка сотрудников и организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bss-around.ru (Дата обращения: 07.02.2013)

 


Информация о работе Проективные методы изучения личности