Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:26, контрольная работа
Проективные методики представляют собой специфическую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации. Последнее означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации [2].
Цель методики: выявление психических свойств и внутренних состояний личности.
Задачи: при анализе продукта деятельности человека сформировать картину внутренних состояний личности.
Инструкция: «Пожалуйста, отвлекитесь от всех своих мыслей и прослушайте небольшой отрывок из «Лунной сонаты» Л. В. Бетховена. Затем, нарисуйте то, что вы почувствовали внутри себя».
Необходимые материалы: проигрываемый отрывок из «Лунной сонаты», белый лист бумаги формата А4, цветные карандаши.
Время проведения методики не ограничено.
Основные учитываемые критерии при интерпретации:
ЦВЕТ В РИСУНКЕ
Значение цветов в рисунке мы можем рассматривать с двух позиций: психологической и физической.
Цвет |
Психологическое состояние |
Физическое состояние |
Красный |
|
|
Оранжевый |
|
|
Розовый |
|
|
Зеленый |
|
|
Коричневый |
|
|
Желтый |
|
|
Черный |
|
|
Белый |
|
В интерпретации цвета нужно обращать внимание н следующие опорные элементы:
Также необходимо найти взаимодействие меду символом и цветом, в который он окрашен.
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА относительно свободного места на бумаге тоже может кое-что сказать. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая самооценка, но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы не уверены в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева – вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа – это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем.
ШТРИХОВКА В РИСУНКЕ
Заштриховки в рисунках обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. Важным показателем является тщательность и аккуратность штриховки. Небрежная размашистая штриховка, иногда выходящая за контур рисунка, типична для ситуативного повышения уровня тревоги. Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, гиперактивности. Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к застреванию на определенных однотипных действиях, которое может быть следствием повышенной тревожности. Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нарисованные детали (например, детали одежды в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности.
НАЖИМ
Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; тревожность. Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального напряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности.