Профессиограмма повара-кондитера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) - описание особенностей конкретнойпрофессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Содержание работы

Аннотация................................................................................................................3
Введение...................................................................................................................4
Социальная и профессиологическая схема профессиограммы..........................6
Психограмма..........................................................................................................12
Список литературы................................................................................................24

Файлы: 1 файл

Кириенко Гр. 5251 Повар-кондитер..docx

— 58.18 Кб (Скачать файл)

 

 Сенсорная  и  перцептивная  сфера восприятия

  1. Чувствительность различных сенсорных модальностей.

сенсорная модальность, а  именно «внутренние ощущения»: боль, мышечное чувство, напряжение и расслабление, ощущение позы и движения, наполненность внутренних органов и их работа, высоко чувствительна, так как работа повара весьма нелегкий труд.

 2.   Профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне                      помех,  при  избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.д.;

Восприятие полезных сигналов на фоне помех требует  большого нервного напряжения. Профессионально значимые виды восприятия у кондитера требуют внимания, интенсивности его концентрации, устойчивости, ориентации в пространстве .

3. Хорошо развитый глазомер (умение быстро и точно без взвешивания       определить массу полуфабриката), хорошее зрительное восприятие цвета (способность четко различать все оттенки цветов), формы, размера; обонятельная и тактильная чувствительность, обонятельная память, осязательные ощущения (умение вовремя определить готовность блюда  с помощью прикосновений)

             

Профессиональные  особенности познавательного процесса

  1. влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности.

К уровню представлений, влияющих на уровень трудовой деятельность кондитера относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых — образная память и воображение. Образная память — это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение — творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. 

  1. Требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению.

Необходимо творческое и пространственное воображение, изобретательность , фантазия ( например, при обработке, украшении и изготовлении тортов, печенья, конфет и т.д.), а также оригинальность индивидуального воображения.

3.преобладающие типы мышления:  наглядно-действенное,  образное,               теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени.

Преобладает наглядно-действенное  и образное типы мышления.  Повара работают прямо на износ от 10-16 часов в день, поэтому у людей этой профессии существует дефицит личного времени.

4.Особенности принятия решений при выполнении работы.

физическая выносливость: умение интенсивно работать в течение  длительного времени без снижения результативности; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; умение быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

5.  преобладающий вид памяти.  Требования к памяти.  Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния.

Преобладает вкусовая, зрительная и обонятельная память. Для развития мнемонических способностей повара могут использовать рецепты. Устойчивость памяти в условиях напряженности может снизится, однако это не играет важную роль, т.к. повар может использовать как ранее было сказано, рецепты, свои записи по приготовлению блюда, тем самым он избегает риска забыть о том или ином ингредиенте для своего блюда.

  1. Особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи.

Малый вес речи в профессиональной деятельности, т.к. речь для повара не основное направление в трудовой деятельности, а вот знание языка  в той стране где ты  работаешь поваром, необходимо.

  1. Внимание и его особенности:  широта,  интенсивность,  устойчивость,  роль внимательности как качества специалиста.

Способность одновременно воспринимать несколько объектов, способность  к переключениям с одной деятельности на другую;

 

В:  Требования к эмоционально волевой сфере.

1.Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

Преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных  процессов, однако от тяжелой физической нагрузки к концу дня начинают проявляться стресс-факторы, которые впоследствии могут привести к возрастанию острых состояний и реакций

(психозы, инфаркты), а  затем  начинают преобладать хронические болезни (депрессия, различные болезни опорно-двигательного аппарата)

2.  Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.

Уровень нервно-психической  напряженности труда повара –кондитера можно разделить на 2 степени: 1 степень-  характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность (например, когда повар только приходит на работу, со свежими силами и «свежей головой»); 2 степень- напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Эта степень эмоциональной напряженности и нервно-психической усталости проявляется к  концу рабочего дня. На уровень напряженности также влияет возложенная ответственность за здоровье потребителей и качество продуктов.

  1. Особые требования к эмоционально-волевой сфере .

Способность к стрессоустойчивости, возможность сочетания монотонии с эмоциональными перегрузками. Людям, имеющие заболевание сердечно сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т.п.), а также нервной системы не рекомендуется работать поваром. Основная направленность волевого процесса  это совмещение ручного труда и управление техникой.

 

Г: Типичные психологические состояния в процессе труда.

1.Монотония и утомление.

Статическая работа повара сопровождается расходом энергии и  быстро вызывает утомление. При этом уменьшается потребление кислорода. Монотонность возникает в основном в тех случаях, когда повар занят однообразным ручным трудом, характеризующимся высокой частотой повторения элементарных действий, например при шинковке овощей, приготовлении полуфабрикатов из кремовой массы.

2.  Соматогенные психологические состояния в процессе труда.

Могут быть синдромы помрачения сознания, из-за высокой температуры в помещении, высок риск перегревания температуры тела.

3.Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду.

Вынужденная необходимость работать стоя в сочетании с напряженной  деятельностью нервной системы  приводит к снижению работоспособности. Поскольку работа, например, повара на раздаче носит характер вынужденного общения с потребителями, у него возникают отрицательные эмоциональные  реакции. Из-за невозможности прекратить общение с потребителями они  могут иметь для работника  неблагоприятные последствия: в  его психике накапливается нервно-эмоциональный  заряд, который, не находя выхода, может  привести к стрессу. На настроение и  самочувствие работников общественного  питания влияет неритмичность процессов  производства и обслуживания в течение  дня, недели, месяца.

 

Д: Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

  1. Общая и специфическая направленность личности.  Структура,  широта, активность,  устойчивость и действенность мотивации.

Устойчивость к физическим нагрузкам.

Социально- психологическая  ответственность.

Устойчивость направленности повара заключаются в качестве его  структуры личности. Он должен быть устойчив как к эмоциональным так и к физическим нагрузкам, от этой устойчивости зависит и его мотив поведения в этой трудовой деятельности, зависит его заинтересованность в конечном результате, которое отражается в качестве и количестве изготовленных продуктов. Действенность направленности кондитера определяется  активностью реализации целей, его убеждений и мировоззрения.

 

  1. Социально-профессиональная ответственность.

Повар несет ответственность:

-За невыполнение и/или  несвоевременное, халатное выполнение  своих должностных обязанностей.

- За несоблюдение действующих  инструкций, приказов и распоряжений  по сохранению коммерческой тайны  и конфиденциальной информации.

-За нарушение правил  внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники  безопасности и противопожарной  безопасности.

 

3. Оптимизм.

В зависимости от настроения и от положительных эмоций повара , он может получать эстетическое удовольствие, при этом совмещая это с трудовой деятельностью, впоследствии получив за нее материальное вознаграждение.

4.  Внушаемость допустима, но не желательна.

5. Нравственно-психологическая устойчивость личности важна и необходима в этой профессии, т.к. условия работы обязывают быть морально устойчивой личностью.

6. Инновационные способности для нормальной профессиональной деятельности   кондитера желательны, но  это далеко не основная профессиональная потребность, поскольку работодатель может задать определенную динамику изготовления, при которой не требуется проявление этих способностей.

7. Особенности характера повара должны включать в себя : организованность,  дисциплинированность,  коллективизм, конформизм, терпение, внимательность, ответственность, устойчивость.

 

Е: Противопоказания и ограничения.

1.  Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

2. Требования очень высокие. Невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей, может принести вред здоровью.

3.  Половозрастные ограничения.

 В основном на работу  повара могут принимать уже   с 16 лет и до 55. Но после 40 спрос на поваров этого возраста  не очень высок.

4.  Профессиональные вредности и льготы.

Льгот нет.  Повышенная профессиональная вредность из - за работы у горячей плиты в высоких температурных условиях, нерациональной организации трудового процесса, его напряженностью и длительностью.

5.  Профессиональные деформации личности.

Могут развиться болезни  нервной системы (менингит, опухоли нервной системы), упадок настроения, потеря оптимизма, а также физические деформации- опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.)

 

 

 

  

 

Список литературы:

 

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 336 с. – («Gaudeamus»).
  2. «Профессии работников сферы обслуживания»: учеб. пособие для профильной ориентации / А.Ю.Лапин, Л.Г.Чеснокова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
  3. «Охрана труда в предприятиях общественного питания»: учебное пособие / В.А.Коева. – Изд. 2-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 224 с.
  4. «Физиология питания, санитарная гигиена»: учеб. Пособие / А.Н.Мартинчик, А. А. Королев – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2011. – 192с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 


Информация о работе Профессиограмма повара-кондитера