Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:58, реферат
В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно- деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.
Введение 3
Профессионализация 3
Профессиональное становление 12
Список литературы 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»
Экономический факультет
Кафедра физической культуры
Реферат по теме
«Профессионализация и профессиональное становление»
Выполнил:
Студентка группы 84-3
____________________Васильева Е. В.
(подпись)
__________________________
(дата)
Красноярск
2013 г.
Содержание
В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно- деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.
Особенности взаимосвязи и взаимовлияния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности, динамичность этой системы определяют постановку проблемы психологического изучения процесса формирования личности профессионала, его профессионализации
Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, как следствие, это вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.
Уже более четверти века отечественные ученые исследуют различные аспекты теории профессионализации. За это время написан ряд диссертаций и научных статей, где используется либо само понятие, либо признаки явления профессионализации. Данная категория прочно вошла, как в структуру общественного сознания, так и в систему научного знания. Однако сложность самого явления, обозначаемого этим понятием, требует дальнейшего исследования, так как его многогранность и взаимосвязи в полной мере еще не раскрыты. Более того, вопросы определения профессионализма в деятельности субъекта, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, социологами, физиологами, специалистами-практиками.
Процесс профессионализации в отечественной
психологической науке
Так, В.А.Машин рассматривает
Л.М.Митина, сравнивая личностное и профессиональное развитие учителя, отмечает процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, определяет взаимосвязь профессионального развития и личностного, в основе которых лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. Она выделяет три стадии профессионализации: адаптацию, становление и стагнацию, а рассмотрение профессионального развития как непрерывного процесса самопроектирования личности позволяет вычленить три стадии ее перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию [10].
О.П.Щотка также связывает
Акмеологическая концепция Э.Ф.Зеера
[6] позволяет говорить о "жизненном
пути" профессионала, поскольку она
включает основные этапы от ее начала
и до вершины и включает пять стадий
профессионализации:
1. Оптация (лат. optatio - желание, выбор) - выбор
профессии с учетом индивидуально-личностых
и ситуативных особенностей.
2. Профессиональная подготовка - приобретение профессиональных знаний, навыков и умений.
3. Профессиональная адаптация
- вхождение в профессию,
4. Профессионализация - формирование
позиций, интеграция
5. Профессиональное мастерство
- реализация личности в
Анализ процесса психического развития личности, проведенный в рамках концепции генетической психологии, побудил С.Д.Максименка к определению механизмов и закономерностей становления личности. В контексте этой теории автор, рассматривает профессионализм, как сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и эмпатийного опыта при достаточно высоком уровне профессиональной интуиции и культуры [8].
Н.И.Повякель разработала концептуальную модель профессиогенезиса регулятивных компонент мышления специалиста, содержащую пять стадий: профессионального ориентирования и накопления, профессиональной адаптации, профессионального становления, профессиональной универсализации и стереотипизации, профессиональной конструктивности и творческой самореализации и саморазвития. Кроме этого, автор особо выделяет профессиональную компетентность, в которой усматривает не только критерий профессионализма специалиста в решении разнообразных обязанностей, но и уровень профессиональности психических процессов, которые обеспечивают деятельность, а также определяющий фактор, от которого зависит успех реализации социальных, познавательных и других значимых жизнедеятельностных функций [12].
Интересной, на мой взгляд является концепция - соотношения между некомпетентностью и компетентностью, принадлежащая Л.Питеру, автору знаменитого принципа: "В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности" [13].
Для концепции Л.Питера характерны следующие
особенности. Профессионализм/
В результате анализа различных представлений о процессе профессионализации, можно выделить два различных подхода к определению его сущности. Первый подход связан с развитием и саморазвитием личности, а второй - с "вписыванием" человека в ту или иную систему профессиональной деятельности или, другими словами, "овладением", "присвоением" данной системы деятельности. Однако, объединяющим различные подходы к исследованию профессионализации, является положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности процесса, о зависимости личностного развития и профессионального становления.
Профессионализм имеет широкий спектр проявлений начиная от дилетантства (то есть поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов (то есть гипертрофированным развитием профессионализма). В тех случаях, когда человек не способен преодолеть профессиональные стереотипы в других социальных ролях, не перестраивает свое поведение сообразно меняющимся условиям и ожиданиям окружающих, профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Данный феномен начинается с дисгармонизации и деформации системы отношений, связанных с ними личностных смыслов субъекта, после чего этот процесс распространяется на индивидуально-психическое здоровье, трансформируя черты характера и нарушая социальное поведения человека в целом [7]. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами. Безусловно, что комплексность проблемы здесь представлена очень схематично.
По сути дела личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности и объект профессиональной деятельности являются ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности, и в принципе могут быть использованы применительно к любой профессии.
Стало быть, генезис профессионализации спортивного педагога как субъекта деятельности не сводится к развитию ее предметно-операционной, когнитивной и коммуникативной сфер - в виде накопления знаний, навыков и умений, а предполагает формирование сложных психических систем регуляции ее социального поведения. Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса, с одной стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, позволило выделить три направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.
Содержательное включает исследование двух сфер развития профессионала - деятельности и ее субъекта, и тесно связано с динамическим, которое описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися в профессиональное развитие.
Для выявления содержательных характеристик процесса профессионализации необходимо, прежде всего, определить понятия "специалист", "профессионал", "профессионализация", "профессиональный генезис" (становление, развитие личности), "психологическое формирование профессионала".
"Специалист" - это подготовленный
человек, обладающий
"Профессионал" - характеристика
человека, выражающаяся в его
способности выйти за пределы
собственной деятельности для
ее анализа, оценки и
"Профессионализация" как психологическая
категория отражает процесс
По поводу понятий "генезис",
"формирование" и "становление"
субъекта деятельности. Понятие "генезис"
является, на наш взгляд, более емким,
широким и характеризует
Понятие "формирование" в большей
степени отражает результата активных
форм воздействия внешних и
Информация о работе Профессионализация и профессиональное становление