Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:58, реферат
В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно- деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.
Введение 3
Профессионализация 3
Профессиональное становление 12
Список литературы 17
О длительности периода профессионального становления говорит Т.В. Кудрявцев. Исследователь отмечает, что профессиональное становление – это не кратковременный акт, длительный, динамичный, многоуровневый процесс.
Так, Э.Ф. Зеер становление личности увязывает с профессиональной деятельностью, понимая его как «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» [16. С. 29]. Под профессиональным становлением названный автор подразумевает «развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности» [16. С. 20].
Вместе с тем Э.Ф. Зеер не ограничивается данным определением и дополняет его, включая такие характеристики, как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовности к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приёмов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.
Профессиональное становление, по мнению названного исследователя, – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни.
Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда есть ничто иное, как профессиональное становление субъекта деятельности, а профессиональное становление – это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью» [16. С. 19].
Э.Ф. Зеер также высказывает
мнение о том, что, выбирая профессии,
осваивая их, профессионально
С иных позиций рассматривает сущность профессионального становления Г.М. Белокрылова, полагающая, что это процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей.
С мнением Г.М. Белокрыловой солидарна Л.И. Белозерова, трактующая профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие профессионального самосознания, которое находит свое выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности.
Л.И. Белозерова подчеркивает значимость профессионального становления, которое происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента и является по отношению к нему интегрирующим процессом.
Заметим, что в современных
исследованиях проблемы профессионального
становления будущих
Изложенные выше мнения
различных исследователей, несмотря
на существенные расхождения, имеют
определенное сходство, что прослеживается
в отношении понятия «
Ряд ученых рассматривают сущность профессионального становления с позиций управления этим процессом. Так, Л.М. Митина и О.В. Кузьменкова рассматривают профессиональное становление как динамичный и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности [18. С. 4]. Но, как известно, внутренняя активность личности является следствием проявления определенных мотивов.
Е.А. Рябоконь, под профессиональным становлением понимает поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями.
В определении профессионального становления несколько отличается позиция Н.В. Матолыгиной, которая полагает, что это динамическое свойство личности, связанное с формированием и развитием личностных и профессиональных качеств, осознанным отношением к избранной профессии, влияющим на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность. Вместе с тем, как отмечает названный автор, профессиональное становление характеризуется постоянной потребностью в саморазвитии, в преобразовании жизни и себя как личности [17. С. 40 - 41].
Анализ приведенных
выше определений понятия «
наполнение жизнедеятельности человека особым смыслом (А.К. Маркова);
превращение индивида в профессионала (Ю.П. Поваренков);
качественное преобразование внутреннего мира человека (Н.В. Горнова, Г.И. Железовская);
формирование профессиональной направленности, компетентности, личностных, социально значимых и профессионально важных качеств, готовности к постоянному профессиональному росту (Н.В. Матолыгина, Э.Ф. Зеер);
Сопоставление приведенных выше мнений исследователей показывает, что в даваемых ими определениях сущности профессионального становления прослеживается сходство мнений по вопросу его рассмотрения как динамичного процесса, ведущего к личностным изменениям и формированию профессиональных качеств.
Информация о работе Профессионализация и профессиональное становление