Профессионализация и профессиональное становление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно- деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.

Содержание работы

Введение 3
Профессионализация 3
Профессиональное становление 12
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Професионализация (2).doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

О длительности периода  профессионального становления  говорит Т.В. Кудрявцев. Исследователь отмечает, что профессиональное становление – это не кратковременный акт, длительный, динамичный, многоуровневый процесс.

Так, Э.Ф. Зеер становление личности увязывает с профессиональной деятельностью, понимая его как  «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» [16. С. 29]. Под профессиональным становлением названный автор подразумевает «развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности» [16. С. 20].

Вместе с тем Э.Ф. Зеер не ограничивается данным определением и дополняет его, включая такие  характеристики, как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовности к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приёмов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Профессиональное становление, по мнению названного исследователя, –  это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни.

Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда есть ничто иное, как профессиональное становление субъекта деятельности, а профессиональное становление – это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью» [16. С. 19].

Э.Ф. Зеер также высказывает  мнение о том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Наряду с этим становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность её удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

С иных позиций рассматривает  сущность профессионального становления  Г.М. Белокрылова, полагающая, что это  процесс самореализации личности в  профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования  своих способностей и возможностей.

С мнением Г.М. Белокрыловой солидарна Л.И. Белозерова, трактующая профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие  профессионального самосознания, которое находит свое выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности.

Л.И. Белозерова подчеркивает значимость профессионального становления, которое происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента и является по отношению к нему интегрирующим процессом.

Заметим, что в современных  исследованиях проблемы профессионального  становления будущих специалистов предлагается рассматривать профессиональное становление через профессиональное самоопределение. В частности, Н.Э. Касаткина полагает, что профессиональное самоопределение является одним из наиболее значимых компонентов профессионального становления человека и критерием успешности протекания этого процесса.

Изложенные выше  мнения различных исследователей, несмотря на существенные расхождения, имеют  определенное сходство, что прослеживается в отношении понятия «становление», под которым понимается развитие  конкретных свойств и качеств личности, и данный процесс носит активный характер. Расхождения определяются именно в обосновании конкретных показателей развития.

Ряд ученых рассматривают сущность профессионального становления с позиций управления этим процессом. Так, Л.М. Митина и О.В. Кузьменкова рассматривают профессиональное становление как динамичный и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности [18. С. 4]. Но, как известно, внутренняя активность личности является следствием проявления определенных мотивов.

Е.А. Рябоконь, под профессиональным становлением понимает поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями.

В определении профессионального становления несколько отличается позиция Н.В. Матолыгиной, которая полагает, что это динамическое свойство личности, связанное с формированием и развитием личностных и профессиональных качеств, осознанным отношением к избранной профессии, влияющим на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность. Вместе с тем, как отмечает названный автор, профессиональное становление характеризуется постоянной потребностью в саморазвитии, в преобразовании жизни и себя как личности [17. С. 40 - 41].

Анализ приведенных  выше определений понятия «профессиональное  становление» позволяют выделить некоторые  его характеристики, а именно: 

наполнение жизнедеятельности  человека особым смыслом (А.К. Маркова);  

превращение индивида в профессионала (Ю.П. Поваренков); 

качественное преобразование внутреннего мира человека (Н.В. Горнова, Г.И. Железовская); 

формирование профессиональной направленности, компетентности, личностных, социально значимых и профессионально важных качеств, готовности к постоянному профессиональному росту (Н.В. Матолыгина, Э.Ф. Зеер);

      • вхождение в профессию, характеризующееся личностными и профессиональными качественными преобразованиями (Е.А. Рябоконь);
      • собственную активность, направленную на самосовершенствование и самоосуществление (Э.Ф. Зеер);
      • стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания (Г.М. Белокрылова).

Сопоставление приведенных  выше мнений исследователей показывает, что в даваемых ими определениях сущности профессионального становления  прослеживается сходство мнений по вопросу его рассмотрения как динамичного процесса, ведущего к личностным изменениям и формированию профессиональных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Список литературы

      1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Наука, 2008. - 180 с.
  1. Анцыферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода // В кн.: Личность и ее жизненный путь. - М.: Наук, 2010. - С.7-17.
  2. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. - М.: Институт психологии. - 2010. - С. 3-26.
  3. Бойчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого // В кн.: Личность и ее жизненный путь. - М.: Наук, 2010. - С.71-81.
  4. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис. … д-ра психол. наук. - Свердловск, 2005. - 356 С.
  5. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн. - 2012. - Т.2. - №1. - С.3-17.
  6. Ложкин Г.В., Терешина Е.В. Психологический анализ феномена профессиональной деформации личности в спорте //Наука в олимпийском спорте. - Специальный выпуск, К.: ГНИИФК и С. - 2010. - 22-27.
  7. Максименко С.Д. Рефлексия проблем развития в психологии // Актуальные проблемы психологии: Научные записки Института психологии /За ред. Академика С.Д.Максименка. - СПб., Нора-Друк, 2011. - Вып. 21. - С.3-24.
  8. Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС): Дис. … канд. психол. наук. - М., 2011. - 178 с.
  9. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С.45-48.
  10. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации (Понятие "цель профессионализации") // В сб.: Способности и деятельность. - Ярославль. - 2011. - С. 67-84.
  11. Повякель Н.И. Психологические условия профессионального развития мышления и конкурентоспособность современного специалиста по практической и прикладной психологии / / Актуальные проблемы психологии, Том 1.: Социальная психология. Психология управления. Организационная психология. - М.: Институт психологии, 2010, часть 6. - С.284-288.
  12. Принцип Питери, или Почему дела идут вкривь и вкось /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012.
  13. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. В 2-х т. Т.2 - М.: 2012, С. 172.
  14. Щотка А.П. Концептуальные основы исследования профессионального становления специалиста по управлению / / Теоретико-методологические проблемы совершенствования психологической подготовки менеджеров: Сборник научных трудов. - Приложение № 3 к научному журналу "Персонал" № 1 (55), М. - 2000. - С. 63-65.
  15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов [Текст]  – 2-е изд., перераб., доп./ Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 336 с.
  16. Матолыгина Н.В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: дис… канд. пед. наук / Н.В. Матолыгина.- Кемерово, 2010. - 221 с.
  17. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя / Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова  // Вопросы психологии. – 2010. - №3. – С. 3-17.
  18. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст]  / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2008. – 160с.
  19. Шамионов, Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации [Текст]   / Р.М. Шамионов. – Саратов: Изд-во Сарат. Пед. ин-та, 2011. – 240 с.

 

 


Информация о работе Профессионализация и профессиональное становление