Профессионализация и профессиональное становление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно- деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.

Содержание работы

Введение 3
Профессионализация 3
Профессиональное становление 12
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Професионализация (2).doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

В проблеме генезиса субъекта профессионально-педагогической деятельности больший интерес представляют психологические  основания этого процесса, в то время как, результаты деятельности являются важными, но сопутствующими факторами. Все сказанное позволяет выдвинуть проблему психологического сопровождения профессионализации спортивного педагога как субъекта деятельности.

Методологическим основанием системы  сопровождения человека была определена концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением формирования теории и методов сопровождения, может быть, выдвинут - системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем. Сопровождение трактуется как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, в котором несет он сам. Важнейшим положением предлагаемого подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта. Данный подход позволил выделить сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и  происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.

На основе представлений об индивидуальной жизнедеятельности как сложной организации качественно различных процессов К.К.Бойчинской [4] предложена синтетическая модель процессуальной организации жизнедеятельности, согласно которой она включает в себя следующие процессы: ценностно-мотивационные, проектировочные или творческие, рефлексивные, когнитивные и действенно-практические.

Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач  на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности "загрузки". Однако, особенности этих переходов, своеобразие личностных свойств на каждом из этапов конкретной деятельности, характер структурирования личностной сферы в динамике профессионализации - эти и многие другие вопросы взаимодействия личности и деятельности в процессе профессионализации требуют специального изучения.

Для проблемы генезиса профессионализации субъекта деятельности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Б.Г.Ананьев [1] считал, что  неравномерность изменений и  гетерохронность фаз развития характерно не только для процессов роста и созревания, но и для более поздних периодов жизни. Он показал важность законов гетерохронности не только для развития индивидуальных свойств, но и для формирования личности на протяжении всего жизненного пути.

Генезис профессионализации субъекта деятельности обуславливается синтезом, с одной стороны, возможностей, способностей и активности личности, а с другой стороны - требований деятельности, определяемых особенностями ее содержания, средств, условий, организации. На основе этого синтеза, включения личности в профессионально-педагогический процесс формируется субъект деятельности. Становление субъекта деятельности со своей позицией, профессиональными планами, стратегией поведения, целями и программами действий, отношением к результатам деятельности и другими специфическими свойствами является результатом преломления законов развития человека, изменения психического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант. Таким образом, основным механизмом формирования субъекта деятельности является соотнесение ее психической организации с требованиями деятельности.

Принцип субъекта деятельности реализует  гипотезу Б.Ф.Ломова, о том, что обеспечение  любых требований осуществляется не путем локального соответствия и соизмерения отдельно взятых психических процессов, свойств и операциональных требований деятельности, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом индивидуальных особенностей [6]. Понимание личности как активного деятеля, который целостно включается в способ своего деятельностного существования, позволяет поставить проблему изучения того, как осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляет собой психологические механизмы ее интеграции [3]. Иными словами, вопрос заключается в том, каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности. Включение в деятельность субъекта сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Важным источником поступательного развертывания возможностей субъекта деятельности, изменения ее отдельных личностных структур и компонентов является целеобразование и целепостроение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации соответствующих психологических структур, определенной степени их консолидации в соответствии с содержанием отдельных компонентов деятельности и напряжения для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности.

Процесс сопровождения профессионального становления субъекта деятельности включает в себя конструирование способов овладения операционной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления, а также комплекс мер, направленных на осознание им социальной значимости своей профессии, иначе говоря, необходимо оптимальное сочетание так называемых содержательных (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адекватных (престиж профессии, зарплата) мотивов деятельности [3].

Наблюдающиеся в процессе профессионального становления  изменения индивидуальных эталонных  моделей профессионала выступают  в качестве показателей и критериев  отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Сопоставление образа "Я" и образа профессионала, оценка степени их рассогласования, стремление и выработка стратегий приближения к эталонной, несомненно, способствуют формированию установок и побудительных сил к совершенствованию психологических структур личности. Процесс профессионализации сопровождается не только развитием личностных структур, но и специфической интеграцией свойств и качеств личности, формированием ее как целостной системы.

Таким образом, анализ подходов и теорий профессионального развития субъекта деятельности, позволяет заключить:

1. Одним из наиболее  плодотворных направлений изучения  процесса профессионализации является  его исследование в контексте  развития человека в зрелом  возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа.

2. Успех профессионализации  зависит от степени соответствия  индивидуально-психологических особенностей  личности требованиям профессии.

3. Процесс становления  профессионализма в течение всей  его жизни, рассматривается, как способ самореализации человека, становления его субъектности.

3. Профессиональное развитие  личности, ее операциональных и  психологических качеств и структур, происходит неравномерно и гетерохронно.

4. Отношение к профессии,  ее освоение и профессионально-педагогическая деятельность детерминируется и корректируется профессиональными, психологическими, физиологическими, медицинскими, социальными и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека, его жизнедеятельности.

    1. Разноречивость методологических позиций, теоретических конструктов, подходов к определению движущих сил, периодичности, целей, форм в психологии, определяет необходимость создания концепции профессионализации педагога и исследования психологического содержания данного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное становление

В настоящее время  проблема профессионального становления  будущего специалиста приковывает  внимание многих исследователей (А.А. Бодалёв,  Л.И. Божович, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, С.П. Кряже, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков и др.), в работах, которых  прослеживаются различные подходы к ее решению. Это обусловлено неоднозначностью предлагаемых названными авторами определений самого понятия «профессиональное становление» в связи с тем, что они по-разному видят его соотношение с такими понятиями, как «профессиональная подготовка», «профессиональная готовность», «профессиональное развитие», «профессиональное формирование», «профессиональное мастерство», «профессиональная направленность», «профессиональное самоопределение», «профессиональная пригодность», «профессионализация», «идентификация личности с профессией», «самореализация в профессии» и другие. С целью решения поставленной проблемы исследования необходимо уточнить его сущность.

Категория «становление»  в эмпирическом исследовании отражает объективный процесс, в ходе которого новый предмет или явление  начинает из реальной возможности превращаться в действительность. Явление только возникает на базе отрицания старого, сохраняя элементы положительного из него. Это начальная стадия развития, но она незавершённая. Данное понятие применяется исследователями и при раскрытии процесса развития уже установившегося явления.

В словаре синонимов  русского языка «становление» и  «развитие» определяются как синонимы. В свою очередь «развитие» образует синонимичный ряд со словами «формирование», «становление», «эволюция». Вместе с  тем в словаре С.И. Ожегова находим, что становление есть  «возникновение, образование чего-то в процессе развития».

Следует заметить, что  существующие различия в раскрытии  сущности понятия «становление»  обусловлены тем, что одни авторы говорят о становлении личности, а другие – о профессиональном становлении.

Так в словаре по социальной педагогике понятие «становление»  трактуется как «приобретение новых  признаков и форм в процессе развития, приближение к определённому  состоянию». Аналогичное определение  приводят в педагогическом словаре А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова.

Отличается в этом плане позиция Р.М. Шамионова, полагающего, что становление есть «процесс, отражающий всю систему детерминант социального и опосредованно-социального взаимодействий индивида» [20. С. 115]

Из приведенных выше определений видно, насколько различаются  подходы к пониманию сущности понятия «становление личности». Понятие  «профессиональное становление» также  неоднозначно трактуется  различными исследователями. В существующих определениях понятия «профессиональное становление» прослеживается три подхода: 1) социальная обусловленность явления; 2) психическое развитие личности; 3) педагогический, рассматривающий исследуемый вопрос с позиций управления данным процессом.

С позиции социальной психологии дается определение Ю.П. Поваренковым, считающим, что профессиональное становление - это «сфера социальной практики, где тесно переплетаются интересы общества и конкретного человека... и его сущность заключается в превращении индивида в профессионала, способного оказывать активное влияние на развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом» [19. С. 3]. При этом автор отождествляет понятия «профессиональное становление», «профессионализация» и «профессиональное развитие», что, на наш взгляд, не является правомерным. Однако Ю.П. Поваренков противоречит себе, говоря о том, что для конкретного человека профессионализация – это форма включения в социально-экономические процессы общества, способ развития, самореализации и самоактуализации, а также «источник средств к существованию» [19. С. 3].

Свое видение соотношений  указанных выше понятий раскрывает С.Я. Батышев в энциклопедии профессионального образования, считающий, что профессионализация означает педагогически регулируемый процесс профессионального становления личности в условиях профессионального образования. Данной точки зрения придерживаемся и мы.

Заслуживает внимания мнение А.К. Марковой, которая считает, что  профессиональное становление - это  продуктивный процесс развития и  саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Профессиональное становление личности, по мнению А.К. Марковой, обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придаёт профессиональной биографии значительность.

Этой же позиции придерживаются многие исследователи, отмечающие, что  профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, т.е. определения своей полезности для общества.

Информация о работе Профессионализация и профессиональное становление