Профессионально значимые личностные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Такую работу сопровождает чрезмерная потеря психической энергии, вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники терпят неудачу, переживают разочарование, приобретают ¬ ют негативного опыта. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.

Содержание работы

1. Введение
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
3. Личные качества, которыми должен обладать социальный работник
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки молодежи и спорта Украины

Одесский Национальный Политехнический Университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра Социальной работы и кадрового менеджмента

 

 

 

Контрольная работа №1

По предмету «Профессионально-этические основы социальной работы»

 

 

 

 

 

Выполнила: Компаниец  А.В.

Студентка: ЗИС-091

Шифр: 90210

Проверил:

 

Одесса 2013

 

Министерство  образования и науки молодежи и спорта Украины

Одесский Национальный Политехнический Университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра Социальной работы и кадрового менеджмента

 

 

 

Контрольная работа №2

По предмету «Профессионально-этические основы социальной работы»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Компаниец  А.В.

Студентка: ЗИС-091

Шифр: 90210

Проверил:

 

Одесса 2013

Вопрос №24. Профессионально  значимые личностные качества социального работника.

 

ПЛАН

1. Введение

2. Требования, предъявляемые  к современному социальному работнику

3. Личные качества, которыми должен обладать социальный  работник

4. Список литературы

 

1. Введение

Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и позиции. Социальный работник должен выработать для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проникнуться чувствами собеседника.

Социальный  работник производить приятное впечатление внешним видом, усердием в создании условий для улучшения самочувствия других людей. Ему приходится вступать во взаимоотношения с представителями различных социальных групп и профессий, влиять на других. Поэтому он должен заботиться о позитивном отношении к нему, о том, чтобы быть понятым. На индивидуальное отношение к конкретному специалисту косвенно влияет общественный престиж профессии, есть общественное мнение. Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в повседневной деятельности.

Идеальный образ  социального работника освещает разносторонние аспекты междисциплинарного характера профессии, сложность  и глубину взаимосвязей, возникающих  в процессе оказания социальной помощи и поддержки. Составляющими такого образа является:

- Квалификационные  требования к специалистам разных  уровней (знания, навыки, умения, функции);

- Психолого-педагогическая  готовность к овладению профессией (осведомленность со спецификой  профессии, ее сущностью, уровень  мотивации);

- Личностные  качества, обусловливающие профессиональное  назначение специалиста (положительная  жизненная направленность, соблюдение  этических норм, ценностей, установок,  черты характера, соответствующие  миссии и задачам социальной  работы).

На формировании идеального образа социального работника отражаются следующие аспекты практической деятельности:

- Профессиональный  портрет практических социальных  работников (их сильные и слабые  стороны, профессиональные трудности  и риски, профессиональная опасность, положительный жизненный опыт в сохранении собственной семьи, духовный опыт);

- Распространены  среди практиков роли социальных  работников;

- Общественная  позиция социальных работников  в создании условий для помощи  и поддержки людей, оказавшихся  в сложных жизненных ситуациях;

- Отлаженная  система супервизии (наставничества), которая помогает социальным  работникам лучше преодолевать  трудности и выполнять свои  функции.

Социальная  работа относится к тяжелым в  физическом и психологическом плане  профессиям, поскольку социальные работники имеют дело со сложными и печальными сторонами человеческой жизни. Такую работу сопровождает чрезмерная потеря психической энергии, вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники терпят неудачу, переживают разочарование, приобретают ¬ ют негативного опыта. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.

2. Требования, предъявляемые  к современному социальному работнику

Современный социальный работник - это специалист в области  социальной инженерии и социальных технологий. Как социолог и педагог, он глубоко знать правовые, моральные, психологические регуляторы жизнедеятельности людей, должен быть способным и готовым прийти им на помощь, предоставлять ее квалифицированно, доброжелательно и терпеливо.

Независимо  от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:

- Знать теоретические  и методологические основы социальной  работы, ее исторические корни,  традиции, отечественный и зарубежный  опыт, современные задачи, методы  организации социальной защиты  населения;

- Иметь навыки  социально-психологического и ситуационного анализа, диагностики условий и уровня жизнедеятельности различных социальных категорий и групп населения;

- Уметь проводить  социологические исследования, прогнозировать  развитие социальных процессов  и учитывать их результаты  в своей работе, а также при урегулировании социальных конфликтов;

- Обладать организаторскими  способностями, высокой общей  культурой, педагогическим талантом, быть коммуникабельным, общительным,  сочувственным, готовым к самопожертвованию;

- Иметь необходимое  методико-психологическую подготовку, быть наблюдательным, внимательным, милосердным, выдержанным, скромным и т.п.;

- Быть готовым  оказывать квалифицированную юридическую  помощь в защите прав клиентов.

В социальной работе существуют критерии компетентности социальных работников общего профиля, которые отчетливо очерчивают содержание их деятельности и ожидания клиентов, общества от него.

Теоретические положения об общественном назначении, сущность социальной работы, нормативные  требования к ней, анализ реальной практики специалистов свидетельствуют, что надлежащая компетентность социального работника предусматривает следующие умения:

1) выявлять и  оценивать ситуацию при необходимости  начать, усилить, восстановить, защитить  или довести до логического  завершения отношения между людьми, с социальными институтами;

2) оценивать  проблему, поставленную цель и  способы ее достижения; уметь  разработать план действий, направленных  на восстановление или развитие  жизненных ресурсов и благополучия  человека;

3) стимулировать  индивида к решению проблем, избежать стрессов, личностного развития;

4) быть посредником  между клиентами и организациями,  структурами, которые обеспечивают  людей ресурсами, услугами и  возможностями;

5) эффективно  вмешиваться в процесс решения  проблем и уязвимых групп населения;

6) содействовать  эффективному и гуманному функционированию  систем, организаций, которые обеспечивают  людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) принимать  активное участие в создании  новых систем услуг, ресурсов  и возможностей, учитывая запросы  потребителей услуг; стремиться нейтрализовать действия организаций, которые создают препятствия для потребителей услуг;

8) оценивать  степень вмешательства и достигнутых  изменений;

9) постоянно  оценивать свой профессиональный  уровень и развитие, поведение  и приобретенные навыки;

10) содействовать  совершенствованию услуг, развивая  профессиональные знания, поддерживая  стандарты и этические нормы  профессии.

Профессиональное  становление специалиста по социальной работе является многогранным и непрерывным  процессом. Его развитию способствуют глубокому пониманию особенностей выбранной профессии, ее значимости для общества, осознанный профессиональный выбор и системная работа над собой.

Самодвижение  личности к вершинам профессионального  мастерства охватывает следующие стадии:

а) оптацию (желание, избрание) - формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с  учетом индивидуально-психологических  особенностей личности;

б) профессиональную подготовку - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных проблем;

в) профессиональную адаптацию - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;

г) профессионализацию - формирование профессиональной позиции, интеграцию личностных и профессионально  важных качеств, умений в значимые образования;

д) профессиональное мастерство - полное реализацию, максимальное проявление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

В формировании, самоформирования личности социального  работника важная роль принадлежит профессиональному воспитанию. В широком смысле это происходит в процессе трудовой и общественной жизни, в узком в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе, способных работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.

Основательное овладение профессиональными знаниями и навыками предусматривает: создание условий для свободной реализации разума и чувств будущих социальных специалистов, что является основой  освоения принципов гуманизма и способов проявления человечности; творческую направленность учебного процесса, подготовку студентов к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек - человек», успешной адаптации в ней, создание условий, при которых каждая учебная группа была бы своеобразной лабораторией развития навыков общения, взаимодействия, эффективной коммуникации.

Не менее  важна ориентация учебного процесса на развитие уникальности и неповторимости личности будущего социального работника, что является основой формирования его индивидуального стиля работы, на осознание им значимости избранной профессии, выработка умения реалистично оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, навыков работы над собой.

Начальной стадией  профессионального воспитания социальных работников является профориентация - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора молодым человеком своей будущей профессии в соответствии с индивидуальных склонностей, предпочтений, способностей и общественной потребности. Завершается профориентация фактом выбора профессии. Дальнейшими составляющими профессионального воспитания является подготовка к сознательному достижению предполагаемой цели, овладения профессией, начало и становление самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации.

Основой всестороннего  и эффективного профессионального  воспитания будущего специалиста по социальной работе является соблюдение следующих принципов:

а) принципы творческого  саморазвития. Предполагается сочетание логического и эвристического (поискового, творческого), рационального и эмоционального, осуществление саморазвития через непрерывное самосовершенствование, распространение собственного опыта, собственных знаний с одновременным заимствованием опыта коллег;

б) принципы самопознания. К ним относятся: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных  и слабых качеств, опора на сильные  качества и работа над преодолением слабых, использование тестов самоконтроля, договоров с собой, самонаблюдения, самоанализа, анализа факторов своих успехов и причин неудач;

в) принцип соблюдения приоритетов практики. Суть его заключается  в признании необходимости изучения теории с пониманием того, что критерием  истины является практика. Практическая реализация идей, изучение теории происходит не только с целью осознания, но и для использования ее обобщений на практике;

г) принципы сотворчества преподавателя и студента

Творческая  личность, независимо от возраста, вида деятельности, постоянно развивается, жадно впитывая новые знания, поощряя к сотворчеству всех, с кем он взаимодействует. Заботясь об успехах своих коллег, учеников не меньше, чем о своих, она проявляет к ним доверие, искренность, терпимость, придерживается демократических принципов во взаимодействии с ними, решении общих задач и т.п..

Информация о работе Профессионально значимые личностные качества социального работника