Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:30, контрольная работа
Такую работу сопровождает чрезмерная потеря психической энергии, вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники терпят неудачу, переживают разочарование, приобретают ¬ ют негативного опыта. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.
1. Введение
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
3. Личные качества, которыми должен обладать социальный работник
4. Список литературы
Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины
Одесский Национальный Политехнический Университет
Гуманитарный факультет
Кафедра Социальной работы и кадрового менеджмента
Контрольная работа №1
По предмету
«Профессионально-этические
Выполнила: Компаниец А.В.
Студентка: ЗИС-091
Шифр: 90210
Проверил:
Одесса 2013
Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины
Одесский Национальный Политехнический Университет
Гуманитарный факультет
Кафедра Социальной работы и кадрового менеджмента
Контрольная работа №2
По предмету «Профессионально-этические основы социальной работы»
Выполнила: Компаниец А.В.
Студентка: ЗИС-091
Шифр: 90210
Проверил:
Одесса 2013
Вопрос №24. Профессионально значимые личностные качества социального работника.
ПЛАН
1. Введение
2. Требования, предъявляемые
к современному социальному
3. Личные качества,
которыми должен обладать
4. Список литературы
1. Введение
Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и позиции. Социальный работник должен выработать для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проникнуться чувствами собеседника.
Социальный работник производить приятное впечатление внешним видом, усердием в создании условий для улучшения самочувствия других людей. Ему приходится вступать во взаимоотношения с представителями различных социальных групп и профессий, влиять на других. Поэтому он должен заботиться о позитивном отношении к нему, о том, чтобы быть понятым. На индивидуальное отношение к конкретному специалисту косвенно влияет общественный престиж профессии, есть общественное мнение. Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в повседневной деятельности.
Идеальный образ социального работника освещает разносторонние аспекты междисциплинарного характера профессии, сложность и глубину взаимосвязей, возникающих в процессе оказания социальной помощи и поддержки. Составляющими такого образа является:
- Квалификационные
требования к специалистам
- Психолого-педагогическая
готовность к овладению
- Личностные
качества, обусловливающие
На формировании идеального образа социального работника отражаются следующие аспекты практической деятельности:
- Профессиональный
портрет практических
- Распространены
среди практиков роли
- Общественная
позиция социальных работников
в создании условий для помощи
и поддержки людей,
- Отлаженная система супервизии (наставничества), которая помогает социальным работникам лучше преодолевать трудности и выполнять свои функции.
Социальная работа относится к тяжелым в физическом и психологическом плане профессиям, поскольку социальные работники имеют дело со сложными и печальными сторонами человеческой жизни. Такую работу сопровождает чрезмерная потеря психической энергии, вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники терпят неудачу, переживают разочарование, приобретают ¬ ют негативного опыта. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.
2. Требования, предъявляемые
к современному социальному
Современный социальный работник - это специалист в области социальной инженерии и социальных технологий. Как социолог и педагог, он глубоко знать правовые, моральные, психологические регуляторы жизнедеятельности людей, должен быть способным и готовым прийти им на помощь, предоставлять ее квалифицированно, доброжелательно и терпеливо.
Независимо от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:
- Знать теоретические
и методологические основы
- Иметь навыки
социально-психологического и
- Уметь проводить социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в своей работе, а также при урегулировании социальных конфликтов;
- Обладать организаторскими
способностями, высокой общей
культурой, педагогическим
- Иметь необходимое методико-психологическую подготовку, быть наблюдательным, внимательным, милосердным, выдержанным, скромным и т.п.;
- Быть готовым
оказывать квалифицированную
В социальной работе существуют критерии компетентности социальных работников общего профиля, которые отчетливо очерчивают содержание их деятельности и ожидания клиентов, общества от него.
Теоретические положения об общественном назначении, сущность социальной работы, нормативные требования к ней, анализ реальной практики специалистов свидетельствуют, что надлежащая компетентность социального работника предусматривает следующие умения:
1) выявлять и
оценивать ситуацию при
2) оценивать
проблему, поставленную цель и
способы ее достижения; уметь
разработать план действий, направленных
на восстановление или
3) стимулировать индивида к решению проблем, избежать стрессов, личностного развития;
4) быть посредником
между клиентами и
5) эффективно
вмешиваться в процесс решения
проблем и уязвимых групп
6) содействовать
эффективному и гуманному
7) принимать активное участие в создании новых систем услуг, ресурсов и возможностей, учитывая запросы потребителей услуг; стремиться нейтрализовать действия организаций, которые создают препятствия для потребителей услуг;
8) оценивать
степень вмешательства и
9) постоянно
оценивать свой
10) содействовать
совершенствованию услуг,
Профессиональное становление специалиста по социальной работе является многогранным и непрерывным процессом. Его развитию способствуют глубокому пониманию особенностей выбранной профессии, ее значимости для общества, осознанный профессиональный выбор и системная работа над собой.
Самодвижение личности к вершинам профессионального мастерства охватывает следующие стадии:
а) оптацию (желание, избрание) - формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности;
б) профессиональную подготовку - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных проблем;
в) профессиональную адаптацию - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;
г) профессионализацию - формирование профессиональной позиции, интеграцию личностных и профессионально важных качеств, умений в значимые образования;
д) профессиональное мастерство - полное реализацию, максимальное проявление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.
В формировании, самоформирования личности социального работника важная роль принадлежит профессиональному воспитанию. В широком смысле это происходит в процессе трудовой и общественной жизни, в узком в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе, способных работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.
Основательное
овладение профессиональными
Не менее важна ориентация учебного процесса на развитие уникальности и неповторимости личности будущего социального работника, что является основой формирования его индивидуального стиля работы, на осознание им значимости избранной профессии, выработка умения реалистично оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, навыков работы над собой.
Начальной стадией профессионального воспитания социальных работников является профориентация - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора молодым человеком своей будущей профессии в соответствии с индивидуальных склонностей, предпочтений, способностей и общественной потребности. Завершается профориентация фактом выбора профессии. Дальнейшими составляющими профессионального воспитания является подготовка к сознательному достижению предполагаемой цели, овладения профессией, начало и становление самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации.
Основой всестороннего и эффективного профессионального воспитания будущего специалиста по социальной работе является соблюдение следующих принципов:
а) принципы творческого саморазвития. Предполагается сочетание логического и эвристического (поискового, творческого), рационального и эмоционального, осуществление саморазвития через непрерывное самосовершенствование, распространение собственного опыта, собственных знаний с одновременным заимствованием опыта коллег;
б) принципы самопознания. К ним относятся: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств, опора на сильные качества и работа над преодолением слабых, использование тестов самоконтроля, договоров с собой, самонаблюдения, самоанализа, анализа факторов своих успехов и причин неудач;
в) принцип соблюдения
приоритетов практики. Суть его заключается
в признании необходимости
г) принципы сотворчества преподавателя и студента
Творческая личность, независимо от возраста, вида деятельности, постоянно развивается, жадно впитывая новые знания, поощряя к сотворчеству всех, с кем он взаимодействует. Заботясь об успехах своих коллег, учеников не меньше, чем о своих, она проявляет к ним доверие, искренность, терпимость, придерживается демократических принципов во взаимодействии с ними, решении общих задач и т.п..
Информация о работе Профессионально значимые личностные качества социального работника