Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:30, контрольная работа
Такую работу сопровождает чрезмерная потеря психической энергии, вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники терпят неудачу, переживают разочарование, приобретают ¬ ют негативного опыта. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.
1. Введение
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
3. Личные качества, которыми должен обладать социальный работник
4. Список литературы
Распространены
случаи, когда социальными работниками
становятся люди, которые не имеют
соответствующей
Например, бывшие клиенты, их родственники или люди, которые самостоятельно преодолели свои проблемы и стараются помочь другим. Они имеют жизненный опыт, который ценят клиенты, однако таким социальным работникам приходится осваивать базовые профессиональные навыки, развивать в себе необходимые качества. Для них в социальных службах организуют специальное обучение, призванное содействовать новичкам в приобретении целостного представления о задачах, функциях и правилах поведения социальных работников, что позволяет интегрировать знания, навыки, профессиональные и личные ценности, влияет на профессиональное развитие.
Такого подхода придерживается Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ, в центральном и региональных ячейках которой работают консультантами немало тех, кто имеет статус ВИЧ-положительного. Иногда социальный работник, даже должным профессионально подготовленный, с определенным опытом, может оказаться в проблематичном положении.
Часто это является следствием переоценки собственных субъективных представлений и установок относительно потребностей клиента, его ресурсов и возможностей развития («Я лучше знаю, что именно нужно клиенту»). Тогда он рекомендует клиенту не то, что нужно, а то, что считает правильным, полезным для него. Это свидетельствует о непрофессионализме. Поэтому важно всегда иметь в виду, что любое суждение о клиенте, восприятие его слов является лишь предвидением. Нередко высказывания клиента вызывают специалиста личные ассоциации, эмоции, которые мешают адекватному восприятию их содержания. Часто клиент скрывает собственные эмоции, опасаясь поссориться с социальным работником. В связи с этим следует помнить, что высказанные потребности клиента могут не соответствовать тому, что он действительно чувствует, переживает, что нужно.
Например, работник социальной службы для одиноких людей с функциональными ограничениями несколько лет подряд обслуживал клиента, который на первых порах все время выражал признательность социальной службе, потом перестал это делать и воспринимал услуги как должное, не выражая никаких нареканий. Но потом начал выдвигать различные конкретные жалобы относительно состояния здоровья и просьбы об увеличении объема социальных услуг. Как выяснилось, изменение поведения клиента не была связана с ухудшением его физического состояния, реальной потребностью в новых услугах, а основывалась на неудовлетворенной потребности в общении. Поэтому социальный работник должен четко различать, что нужно клиенту, выбирать правильный вид помощи: предоставить информацию или совет, найти ресурсы, поддержать эмоционально подобное.
Деятельность социальных работников реализуется в географическом, политическом, социально-экономическом, культурном и духовном контекстах, на которые обязательно должны учитывать настоящие профессионалы. Географический контекст определяет границы социальной работы (агентство, регион, нация, государство). Политический контекст характеризует общественный строй, политический режим, форма правления, обуславливающих формирование внутренней социально-экономической политики, в т.ч. основы социальной практики и практической деятельности социальных работников. От социально-экономического контекста зависит доступность для людей необходимых жизненных средств, а также условия получения образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и защиты, уровень развития социальных услуг и социальной поддержки. Культурный и духовный контексты требуют от социального работника уважения к религиозным, культурным, духовным традициям личностей, семей, общин и наций, учет социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, идеалов людей, с которыми им приходится общаться.
Профессионализм как высокий стандарт целенаправленной деятельности социального работника выражается прежде всего в ее стабильности и результативности, в эффективном индивидуальном стиле. Характеризуется он объективными и субъективными показателями.
Объективные показатели профессионализма социального работника определяются его соответствием профессии, личным вкладом в социальную практику, способностью профессионально решать проблемы клиента, оказывать помощь различным группам населения. Важным объективным критерием является также уровень профессиональных знаний и умений, которые: способствуют эффективному посредничеству между клиентом и государственными структурами, успешному функционированию в ролях организатора, координатора, технолога социальной защиты клиента; обеспечивают его влияние на социальную политику в регионе, обществе, умение анализировать процессы в социальной сфере, свою деятельность и прогнозировать их развитие в ближайшей и отдаленной перспективах.
Субъективные показатели профессионализма социального работника оговариваются его личностными качествами, которые зависят от особенностей течения основных психических процессов, сформированности коммуникативных навыков, умение действовать в сложных и неординарных профессиональных и психологических ситуациях.
Эффективность деятельности социального работника оценивается по следующим критериям:
- Анализ проблем клиентов и результатов их решения;
- Динамика привлечения клиента к различным видам социальной деятельности;
- Результаты включения взрослого населения в деятельность, направленную на улучшение социальных условий;
- Особенности
социально-психологического
- Уровень профессионального роста социального работника как специалиста.
В анализе профессионального
уровня социального работника
3. Личные качества,
которыми должен обладать
Социальный работник, который осознанно выбрал свою профессию, понимающий свою общественную миссию и нравственную сущность, успех своей работы видит в облагораживании мира людей, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, в исполнении этого мира, как бы это ни было сложно, положительными эмоциями , в ощущении своей нужности обществу и конкретным людям. Эта работа требует не только определенных профессиональных знаний, умение использовать самые для каждой конкретной ситуации формы, методы, технологии социальной работы, но и соответствующих личностных качеств, без которых многим она может показаться рутинной, слишком обременительной и вместо пользы приносить вред клиентам и обществу. С этой точки зрения особенно важны такие индивидуальные качества социального работника, как гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение к достоинству другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, (способность сопереживать, сочувствовать), готовность понять клиента и прийти ему на помощь, внимательность, исполнительность, искренность, коммуникабельность, социальная адаптированность.
Для клиентов социальной работы, как показывают социологические исследования, важно, чтобы социальные работники обладали необходимыми для этого вида деятельности личностными качествами (доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, участливость, бескорыстие, уравновешенность) навыками общения (внимание к другим, умение выслушивать , вежливость) отношением к работе (добросовестность, исполнительская дисциплина, ответственность, требовательность к себе).
Неприемлемыми для них такие личностные качества, как нервозность, корыстолюбие, черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. В общении клиенты негативно оценивают грубость, неуважение к людям, брезгливость, сердитисть, невежливость, дерзость социальных работников. В отношении к работе - равнодушие к клиентам, постоянная спешка, безответственность, лень, небрежность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность и т.д..
В большинстве научных исследований личностные качества социального работника делят на три группы.
1. Психофизиологические
характеристики, от которых зависят
способности к этому виду
Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно резко проявляется в сложных ситуациях, при необходимости мобилизации всех личных ресурсов для решения сложных, необычного проблем.
Например, помогая
пожилым людям, социальный работник
может столкнуться с
2. Психологические
качества, характеризующие социального
работника как личность. К этой
группе качеств относятся самоконтроль,
самокритичность, самооценка своих поступков,
а также стрессоустойчивость (физическая
тренированность, самовнушение, умение
переключаться и управлять своими эмоциями).
Они помогают избежать профессиональных
стрессов, осуществлять самоменеджмент
- последовательное, целенаправленное
использование эффективных методов и
технологий самореализации, саморазвития
творческого потенциала. Например, работники
в общине должны быть способны к инициативе,
действовать в условиях риска, внедрять
новаторские идеи. Для этого необходимы
высокая восприимчивость к новому, способность
работать самостоятельно, создавать собственную
сеть поддержки, решать конфликты в обществе,
а также спорные ситуации взаимодействия
общества с внешней средой.
3. Психолого-педагогические качества,
от которых зависит эффект личной привлекательности.
Такими качествами являются коммуникабельность
(умение быстро налаживать контакт с людьми);
(улавливание настроения людей, выявление
их установок и ожиданий, сопереживание)
(внешняя привлекательность личности)
красноречие (умение красиво, мастерски
говорить, ораторский талант) и другие.
Социальным работникам приходится все время иметь дело с разными людьми (клиентами, местными жителями, специалистами, консультантами) устное, письменное общение с ними должно быть доверчивым, убедительным, что является предпосылкой его эффективности.
Для этого необходимы владение навыками презентации своих идей перед разными группами, во время различных собраний, написание отчетов, проектных заявок, умение обосновывать идеи, находить союзников, продвигать проекты общины, использовать возможности служб и услуг и т.п..
Определенную теоретическую, практическую, ориентационную ценность имеет для социальных работников такой перечень их личностных качеств:
а) эмпатия - умение видеть мир глазами другого человека;
б) уважение, реагирование на проблему клиента так, чтобы внушить ему уверенность в способности преодолеть его;
в) конкретность и четкость;
г) знание себя и умение помогать другим в самопознании;
г) искренность, умение естественно вести себя в отношениях с клиентом;
д) соблюдение правила
«здесь и теперь», обязывающих к
безотлагательному решению
Профессиональная
социальная работа опирается на принцип
гуманизма, согласно которому высшей
ценностью в обществе является человек.
Гуманность социальной работы выражается
в различных формах, самой распространенной
из которых является альтруизм.
Альтруизм (лат. alter - другой) - моральное
качество, характеризующее готовность
человека бескорыстно жертвовать собственными
интересами ради блага другого.
Этот термин ввел французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857), сформулировавший принцип «жизни ради других». Однако не все мыслители придерживались такого его трактовки. Например, 3. Фрейд считал альтруизм невротической компенсацией его противоположности - первоначального эгоизма, вытеснение которого из сознания влечет возникновение у нее комплексов. Несмотря на определенные различия в толкованиях, все философы говорят об альтруизм как о действиях, лишены себялюбия.
Альтруизм является непременным условием социальной работы. Если социальный работник не исповедовать его отношении клиентов, он не сможет видеть их интересы первоочередными для себя, а потому не прилагать усилий для решения их проблем. В таком случае ему трудно будет рассчитывать на доверие клиентов, без которого невозможно эффективная сотрудничество. Итак, профессия социального работника, основываясь на альтруизме, требует от него и такого морального качества, как сострадание.
Информация о работе Профессионально значимые личностные качества социального работника