Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:00, контрольная работа
Проблема формирования профессионального самоопределения учащихся, изучение его закономерностей, психологических особенностей привлекают все большее внимание исследователей и практиков. Изучением вопросов профессионального самоопределения занимались многие авторы, такие как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, Л.M. Митина, Н.С. Пряжников [10, с. 21].
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1.Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………………5
1.1.Понятие профессионального самоопределения в психологии……………….5
1.2.Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10
Глава 2. Влияние социально-психологических факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………...15
2.1.Влияние социального окружения на профессиональное самоопределение..15
2.2.Влияние мотивов выбора профессии на самоопределение в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1.Теоретические аспекты
профессионального самоопределения старшеклассников……………………………………
1.1.Понятие профессионального
самоопределения в психологии……
1.2.Психологическая
Глава 2. Влияние социально-психологических
факторов на профессиональное самоопределение
старшеклассников……………………………………
2.1.Влияние социального окружения на профессиональное самоопределение..15
2.2.Влияние мотивов выбора
профессии на самоопределение
в старшем школьном возрасте………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема формирования профессионального самоопределения учащихся, изучение его закономерностей, психологических особенностей привлекают все большее внимание исследователей и практиков. Изучением вопросов профессионального самоопределения занимались многие авторы, такие как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, Л.M. Митина, Н.С. Пряжников [10, с. 21].
В настоящее время, выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение школьников происходит в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы, принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии, думать о будущем. Современная Российская система образования уже перед учащимися девятых классов общеобразовательной школы ставит задачу выбора будущего профессионального пути: продолжение общего образования - поступление в десятый класс, либо профессиональное образование - поступление в ПТУ или среднее специальное учебное заведение, либо поступление на самостоятельную работу по выбранной специальности [15, с. 84].
Период выбора профессии совпадает как с подростковым возрастом, так и с юношеским возрастом, для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. По мнению Л. И. Божович, Е. А. Климова, Д. Б. Эльконина, это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников [8, с. 11].
Выбор профессионального
пути в старшем школьном возрасте
является наиболее значимым и в то
же время самым сложным этапом
профессионального
Несмотря на длительное изучение проблемы профессионального самоопределения учащихся, она во многих аспектах остается еще недостаточно исследованной, что свидетельствует о ее сложности и значимости. Проблема профессионального самоопределения является междисциплинарной и рассматривается в профориентации, социальной психологии, возрастной психологии, психологии труда.
Цель: определение влияния социально-психологических факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1.Дать определение понятия
2.Рассмотреть влияние социального окружения на профессиональное самоопределение.
3.Изучить особенности влияния мотивов выбора профессии на самоопределение в старшем школьном возрасте.
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников.
1.1.Понятие профессионального самоопределения в психологии.
В России проблемами самоопределения занимались многие ученые. По мнению Е. А. Климова и Н. С. Пряжникова, понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотранстенденция [9, с. 51]. Многие мыслители связывали самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой. А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой». К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое человек делает. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение [8, с. 11]. П. Г. Шедровитский отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [10, с. 27].
Профессиональное
В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством на основе выработки индивидуального стиля и средства профессиональной деятельности и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию - задатков, интересов, мотивов, способностей, внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических. На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями [7, с. 118].
Слово самоопределение может
Профессиональное самоопределение – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс, который протекает практически на протяжении всей жизни человека, способствуя развитию его личности и более эффективному включению в трудовую деятельность. Н. С. Пряжников считает, что типичной неправильной позицией является следующее: «полагают, что «профессиональное самоопределение» - это однократный акт принятия решения, или кратковременный процесс, или процесс, который желательно предельно ускорить и сократить [11, с. 51].
Иногда процесс принятия окончательного решения старшеклассниками о выборе профессионального учебного заведения, рода работы, может представляться однократным и даже мимолетным: «не прошел по конкурсу в пединститут, тут же «не заходя домой», подал документы в педучилище». Но это лишь кажущаяся «мгновенность» событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».
Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Содержание деятельности, о котором ведется речь – это, прежде всего образы желаемого будущего, результата или цели в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владение орудийным оснащением, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межчеловеческих отношений.
По Д. Сьюперу, «профессиональное самоопределение» - это не только выбор конкретной профессии, но и часто выбор всей жизни. За рубежом близкое понятие «карьера» предполагает постоянную смену различных ролей и выполнение этих ролей. Е. А. Климов считает, что «профессиональное самоопределение» должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле», а в приобщении к обществу, к цивилизации и к культуре.
Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но и нечто более важное – то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.
Рассматривая проблемы построения
человеческой судьбы, Э. Берн выделял
«жизненные сценарии» и «жизненные
стратегии». При этом жизненные сценарии
– это «программы поступательного
развития, выработанные в раннем детстве
под влиянием родителей и определяющие
поведение индивида в разных аспектах
его жизни»; сценарии охватывают всю
жизнь человека в подробностях, а
стратегии рассматриваются как
общие представления о
Профессиональное
Профессиональное
1.2.Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте.
Потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а сам процесс самоопределения становится «мотивационным центром», который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему. По мнению Л. И. Божович, устремленность в будущее становится важнейшим личностным образованием этого возраста. «Самоопределение» характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка». Но подлинно самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка» [8, с. 28 - 29].