Профессиональное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:00, контрольная работа

Описание работы

Проблема формирования профессионального самоопределения учащихся, изучение его закономерностей, психологических особенностей привлекают все большее внимание исследователей и практиков. Изучением вопросов профессионального самоопределения занимались многие авторы, такие как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, Л.M. Митина, Н.С. Пряжников [10, с. 21].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1.Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………………5
1.1.Понятие профессионального самоопределения в психологии……………….5
1.2.Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10
Глава 2. Влияние социально-психологических факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………...15
2.1.Влияние социального окружения на профессиональное самоопределение..15
2.2.Влияние мотивов выбора профессии на самоопределение в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная профессиональное самоопределение.docx

— 60.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава1.Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………………5

1.1.Понятие профессионального  самоопределения в психологии……………….5

1.2.Психологическая готовность  к профессиональному самоопределению  в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10

Глава 2. Влияние социально-психологических факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………...15

2.1.Влияние социального  окружения на профессиональное  самоопределение..15

2.2.Влияние мотивов выбора  профессии на самоопределение  в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема формирования профессионального самоопределения учащихся, изучение его закономерностей, психологических особенностей привлекают все большее внимание исследователей и практиков. Изучением вопросов профессионального самоопределения занимались многие авторы, такие как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, Л.M. Митина, Н.С. Пряжников [10, с. 21].

В настоящее время, выбор  будущей профессии, профессиональное самоопределение школьников происходит в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы, принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии, думать о будущем. Современная Российская система образования уже перед учащимися девятых классов общеобразовательной школы ставит задачу выбора будущего профессионального пути: продолжение общего образования - поступление в десятый класс, либо профессиональное образование - поступление в ПТУ или среднее специальное учебное заведение, либо поступление на самостоятельную работу по выбранной специальности [15, с. 84].

Период выбора профессии совпадает как с подростковым возрастом, так и с юношеским возрастом, для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. По мнению Л. И. Божович, Е. А. Климова, Д. Б. Эльконина, это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников [8, с. 11].

Выбор профессионального  пути в старшем школьном возрасте является наиболее значимым и в то же время самым сложным этапом профессионального самоопределения. В этом процессе необходимо учитывать множество факторов, оказывающих на него влияние [9, с. 51]. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние эндогенные и экзогенные факторы. Эндогенные факторы выбора профессии - личные профессиональные планы, мотивы, установки. Также профессиональные интересы, склонности, способности, знания, умения, навыки, информированность. Экзогенные факторы - социально-экономическая, социально-образовательная системы, значимые люди - родители, друзья, близкие.

Несмотря на длительное изучение проблемы профессионального самоопределения учащихся, она во многих аспектах остается еще недостаточно исследованной, что свидетельствует о ее сложности и значимости. Проблема профессионального самоопределения является междисциплинарной и рассматривается в профориентации, социальной психологии, возрастной психологии, психологии труда.

Цель: определение влияния социально-психологических факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Задачи:

1.Дать определение понятия профессионального  самоопределения.

2.Рассмотреть влияние социального окружения на профессиональное самоопределение.

3.Изучить особенности влияния мотивов выбора профессии на самоопределение в старшем школьном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников.

 

1.1.Понятие  профессионального  самоопределения в  психологии.

 

В России проблемами самоопределения занимались многие ученые. По мнению Е. А. Климова и Н. С. Пряжникова, понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотранстенденция [9, с. 51]. Многие мыслители связывали самореализацию, самоактуализацию с  трудовой деятельностью, с работой. А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой». К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое человек делает. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение [8, с. 11]. П. Г. Шедровитский отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [10, с. 27].

Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути и творческое развитие, обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий. Самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет - цели, жизненные планы, идеалы. Что он есть - свои личностные и физические свойства, что он может - свои возможности, склонности, дарования, что от него хочет или ждет общество [15, с. 85].

В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством на основе выработки индивидуального стиля и средства профессиональной деятельности и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию - задатков, интересов, мотивов, способностей, внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических. На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями [7, с. 118].

Слово самоопределение может осмысливаться  и как самоограничение, постановка себе пределов, границ. Можно согласиться  здесь и с тем, что обдумывание  будущего жизненного и, в частности  профессионального трудового пути это и есть непременно и некоторое  уменьшение неопределенности представлений  о будущем. Но уменьшение неопределенности скажем, выбора профессии не следует  понимать как воздвижение некоторых  оград, заборов, препятствующих дальнейшему  развитию. Следует исходить из предположения, что оставляя в стороне некоторые возможности своего выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Поэтому следует понимать «самоопеделение» не просто как самоограничение, не как некое добровольное впадание в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деталей», чего – то полезного, сообщества профессионалов [8, с. 23].

Профессиональное самоопределение – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс, который протекает практически на протяжении всей жизни человека, способствуя развитию его личности и более эффективному включению в трудовую деятельность. Н. С. Пряжников считает, что типичной неправильной позицией является следующее: «полагают, что «профессиональное самоопределение» - это однократный акт принятия решения, или кратковременный процесс, или процесс, который желательно предельно ускорить и сократить [11, с. 51].

Иногда процесс принятия окончательного решения старшеклассниками о  выборе профессионального учебного заведения, рода работы, может представляться однократным и даже мимолетным: «не  прошел по конкурсу в пединститут, тут же «не заходя домой», подал документы в педучилище». Но это лишь кажущаяся «мгновенность» событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

 Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Содержание деятельности, о котором ведется речь – это, прежде всего образы желаемого будущего, результата или цели в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владение орудийным оснащением, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межчеловеческих отношений.

По Д. Сьюперу, «профессиональное самоопределение» - это не только выбор конкретной профессии, но и часто выбор всей жизни. За рубежом близкое понятие «карьера» предполагает постоянную смену различных ролей и выполнение этих ролей. Е. А. Климов считает, что «профессиональное самоопределение» должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле», а в приобщении к обществу, к цивилизации и к культуре.

Таким образом, часто человек  выбирает не только данную профессию, но и нечто более важное – то, что данная профессия дает ему  для более полного ощущения своей  жизни.

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял  «жизненные сценарии» и «жизненные стратегии». При этом жизненные сценарии – это «программы поступательного  развития, выработанные в раннем детстве  под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в разных аспектах его жизни»; сценарии охватывают всю  жизнь человека в подробностях, а  стратегии рассматриваются как  общие представления о человеческой жизни. Э. Берн выделил следующие основные типы сценариев: «никогда не делаю», «делаю всегда», «никогда не делал раньше», «не буду делать» - сделаю потом, «делаю вновь и вновь», «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать». На основе выделения этих сценариев были определены следующие три типа людей: победители, непобедители и неудачники. Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых нередко и состоит жизнь многих людей. Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать по Берну, - это выйти из-под власти сценария. Можно добавить к тому, что понимать – это научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому, не быть игрушкой в руках судьбы [8, с. 26 - 27].  

Профессиональное самоопределение - двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной группы типичные черты, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. «Строя» себя, человек преобразует и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач, то есть осуществляется изменение и развитие мира профессий.

Профессиональное самоопределение - процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности. A.B. Петровский считал, что самоопределение личности это - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, одной из его форм является профессиональное самоопределение. По мнению Е. А. Климова, профессиональное самоопределение соотносится с «самоопределением» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Он выделил два уровня профессионального самоопределения: гностический - перестройка сознания и самосознания; практический - реальные изменения социального статуса человека [9, с.53]. И.В. Дубровина определяет профессиональное самоопределение как центральный вопрос в раннем юношеском возрасте, однако, она делает уточнение, что в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение, а психологическая готовность к нему [7, с. 119]. Таким образом, по мнению большинства авторов, профессиональное самоопределение личности - осознанный процесс построения личного профессионального плана при выборе профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте.

 

Потребность    в   самоопределении   является  центральным компонентом социальной  ситуации развития  старшеклассников,    а  сам процесс самоопределения становится  «мотивационным центром», который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему. По мнению Л. И. Божович, устремленность в будущее становится важнейшим личностным образованием этого возраста. «Самоопределение» характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка». Но подлинно самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка» [8, с. 28 - 29].

Информация о работе Профессиональное самоопределение