Профессиональные ошибки психолога-профконсультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Согласно известной свободной энциклопедии «Википедия», ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному, требуемому. Другими словами, ошибка это несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон (материальный объект, решение задачи, действие, которое привело бы к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому. В рамках теории ошибка может быть задана как невыполнение базовых предположений теории, как несоответствие правилам построения конструкции, отсутствие связей между элементами, и отсутствие самих элементов, и т.д.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа_ПРОФЕССИОАНЛЬНЫЕ_ОШИБКИ.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ОШИБКИ ПСИХОЛОГА-ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

1. В  чем отличия между ошибкой  и ошибочным действием?

 

Согласно известной  свободной энциклопедии «Википедия», ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному, требуемому1.

Другими словами, ошибка это несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон (материальный объект, решение задачи, действие, которое привело бы к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому.

В рамках теории ошибка может быть задана как невыполнение базовых предположений теории, как несоответствие правилам построения конструкции, отсутствие связей между элементами, и отсутствие самих элементов, и т.д.

Более узкое  определение, применимо к конкретной сфере деятельности, в научных источниках встречаются следующие определения.

Так, врачебная ошибка в медицинской литературе описывается чаще всего как незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность2.

Врачебной ошибке можно дать и другое определение: «Врачебная ошибка это ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества»3.

Другое определение ошибки, применимое к юридической деятельности представляет собой следующую трактовку: юридическая ошибка представляет собой неправильное представление лица о юридической оценке совершённого им деяния, либо юридической ответственности, связанной с его совершением4.

Необходимо отметить, что ошибки встречаются не только в профессиональной деятельности, но и в природе. Можно привести большое количество исторических примеров, где ошибки привели к катастрофическим последствиям. Ошибкам посвящено множество афоризмов, которые были осмыслены философами, поэтами, писателями, историками и представителями других дисциплин. Например, с утверждением «на ошибках учатся» согласны многие философы-диалектики. Скептики же и агностики полагают, что все наши представления, скорее всего, ошибочны. Зачастую грань между «правильностью» и «ошибочностью» того или иного явления столь тонка, что их невозможно различить.

Совершенная ошибка должна быть принята человеком. Он должен признать ошибку и принять вину на себя. Следует отметить, что людям свойственно не признаваться в ошибках. А если они и признаются, то эти признания бывают ситуативными, поверхностными мимолетными. Встает вопрос: почему человек, совершив ошибку не согласен признаться в ней? Вероятно, дело в том, что понятие ошибка имеет особый характер. Само по себе оно чуждо субъекту. Оно навязано органами наказания. За ним лежит признание вины и согласие на наказание. Но поскольку само понятие ошибки является неоднозначным, поскольку велика роль случайности, стихии, поскольку ошибка предполагает сопоставление результата и процесса, который привел к ошибочному результату, поскольку ошибочный результат был достигнут вопреки стремлениям субъекта, вопреки его общим усилиям, которые были направлены на положительный результат, субъект сопротивляется.

Как видно, в понятии ошибки собрана и сконцентрирована вся психология. Ошибка предполагает ретроспективное исполнение в плане понимания, мысли, того, что было выполнено ранее практически. Она требует владения приемами деления на отдельные шаги воспоминания о процессе, который шел непрерывным образом.

В отличии от понятия «ошибка», ошибочные действия это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного.

В формальной теории ошибочных действий имеется следующая их классификация.

Согласно классификации, которая была предложена Хайссом, ошибочные действия делятся на активные и пассивные. В одном случае действие, которое человек намеревался произвести, вовсе выпадает (например, блокировка воспоминаний), в другом происходит его замещение или искажение другим непроизвольным нарушающим намерением.

Формами активного  ошибочного действия являются «замещение»  и «искажение». Если задуманное действие искажается, возникают компромиссные и смешанные образования, сгущения, характерные для первичного процесса, протекающего, например, в сновидении. Основываясь на относящихся к первичному процессу психопатологических явлениях обыденной жизни, Фрейд делает вывод относительно феноменов сгущения: «Своеобразный принцип работы, явное проявление которого мы видим в содержании сновидения, не может быть объяснен состоянием сна душевной жизни, ибо ошибочные действия убедительно доказывают, что он действует и во время бодрствования».

Другой исследователь Бреннер полагает, что в ошибочных действиях могут участвовать и иные механизмы, присущие первичному процессу: «Смещение, изображение целого через часть и, наоборот, изображение через аналогию, изображение через противоположность и символизм в психоаналитическом смысле»5.

Вторая классификация  основывается на топической модели психического аппарата.6

К первой группе ошибочных действий относятся случаи, когда нарушающая тенденция индивиду известна и, кроме того, им осознано наличие самого ошибочного действия. Например, во «внутреннем диалоге» человек формулирует мысль, которая затем отвергается, ибо он не хочет высказывать ее вслух, однако эта мысль выражается в сформулированной фразе.

Вторую группу составляют ошибочные действия, когда  индивид признает за собой наличие нарушающего намерения, однако не сознает, что оно стало причиной его ошибочного действия; он бы удивился, если бы узнал об этом.

Для третьей  группы характерно то, что индивид  не признает и не может признать без аналитической работы не только влияния того или иного намерения на совершение ошибочного действия, но и наличия у себя такого намерения. И если в первых двух случаях нарушающие тенденции относятся к системам сознательного или предсознательного, то в третьем случае они бессознательны.

В третьей группе следует выделить особый случай: прежде чем совершить ошибочное действие, человек нередко на мгновение  осознает, что может случиться  неудача, однако во время ошибочного действия или сразу после него он вытесняет знание о своем намерении, так что этот факт может снова всплыть в сознании лишь благодаря разъяснению аналитика. Без такого разъяснения человек будет толковать свою ошибку как чисто случайное событие.

А. Холдер классифицируя  ошибочные действия, предлагает пользоваться категориями структурной модели. Здесь важно, к какой психической инстанции принадлежит нарушающее намерение. Нарушение может исходить от импульсов Оно или намерений Сверх-Я (например, при самокалечении, мотивируемом самонаказанием или искуплением), а по мнению Бреннера, и от намерений Я. Возможна и сверхдетерминированность ошибочного действия, когда одновременно действует несколько мотивов, относящихся к разным инстанциям.

Четвертая классификация  основана на том, в какой смысловой  связи находится нарушающее намерение с нарушенным, содержит ли оно возражение, поправку или дополнение к последнему или же они никак между собой не связаны. Этот случай является более редким и непонятным. Нарушение действия порождается здесь мыслями, занимавшими человека незадолго перед тем, и эти размышления «отзываются» в ошибочном действии. «Также и здесь нет недостатка в ассоциативной связи между тем, что нарушает, и тем, что нарушено, однако связь эта задается не содержанием, а создается искусственными, часто вынужденными связями»7.

Тут необходимо добавить, что к ошибочным действиям примыкают случайные действия, почти незаметные, незначительные по последствиям и кажущиеся излишними, в которых отсутствует момент нарушения другого намеренного действия. Они граничат с жестами и движениями, в которых выражаются эмоции и душевные побуждения. К числу таких случайных действий относятся внешне бесцельные, чисто шутливые манипуляции с одеждой, частями тела и предметами, или мелодии, которые мы напеваем. Общим для случайных и ошибочных действий является то, что они представляют собой полноценные психические акты, лишенные осмысленной мотивировки. В них личность выражает нечто такое, о наличии чего она в себе не догадывается и о чем, как правило, не склонна сообщать, но стремится держать при себе, то есть символически представленные желания и фантазии.

Проблеме ошибочных  действий посвящена работа З. Фрейда ("Психопатология обыденной жизни", 1901). По мнению З. Фрейда, ошибочные действия - часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые он воспринимает досадную случайность, недоразумение. Ошибочные действия З. Фрейд систематизирует ин на группы.

К первой группе относятся:

  • оговорки (Versprechen) - когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое; описки - когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным;
  • очитки (Verlesen) - когда читают не то, что напечатано или написано; ослышки (Verhoren) - когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно, не относятся.

В основе другой группы таких явлений лежит забывание (Vergessen), но не длительное, а временное, когда человек не может вспомнить, например, имени (Name), которое он наверняка знает и обычно затем вспоминает, или забывает выполнить намерение (Vorsatz), о котором позднее вспоминает, а забывает лишь на определенный момент.

В третьей группе явлений этот временной аспект отсутствует, как, например, при запрятывании (Verlegen), когда какой-либо предмет куда-то убираешь, так что не можешь его больше найти, или при совершенно аналогичном затеривании (Verlieren). Здесь перед нами забывание, к которому относишься иначе, чем к забыванию другого рода; оно вызывает удивление или досаду, вместо того чтобы мы считали его естественным. Сюда же относятся определенные ошибки-заблуждения (Irrtumer) (слово "Irrtum" переводится буквально как "ошибка", "заблуждение".8

Систематизация  описанных видов ошибок, согласно теории З. Фрейда представлена в таблице 1

Таблица 1

Ошибочные действия по З. Фрейду

Группы ошибок

Содержание  ошибочного действия

I группа ошибок

оговорки, описки, очитки, ослышки

II группа ошибок

такие явления, в основе которых лежит временное  забывание имен и выполнение обещаний

III группа ошибок

запрятывание, затеривание предметов, а также  ошибки-заблуждения, когда на какое-то время человек верит тому, о  чем он знает, что это не соответствует  действительности


 

Для психоаналитика ошибочные действия - это полноценные психические акты. Они имеют смысл, т. е. обладают определенным значением и включают в себя конкретное намерение. Кроме того, очень часто ошибочные действия по сути дела совершенно правильны. Другое дело, что они возникают вместо другого предполагаемого или ожидаемого действия. В любом случае, ошибочные действия дают ценный материал, который изучается методами психоанализа.

Ошибочные действия представляют значительный интерес  для психоаналитика. Это обусловлено тем, что они доказывают существование вытеснения и образования замещения не только у невротиков, но и у вполне нормальных людей. Они выражают собой импульсы и намерения, скрытые от сознания человека. Благодаря им, человек непроизвольно выдает многие свои тайны, в том числе самые интимные, сокровенные.

Будучи психическими актами, ошибочные действия возникают  в результате наложения друг на друга  различных намерений. Психический  механизм возникновения ошибочного действия сводится к тому, что одно из намерений подвергается вытеснению. Его реализация не допускается человеком. В результате этого оно проявляется в нарушении другого намерения.

С познавательной точки зрения ценность ошибочных  действий состоит в том, что каждый человек может легко наблюдать  их на самом себе. Их проявление не связано  с каким-либо болезненным состоянием, а анализ их дает возможность лучше понять роль и значение бессознательных процессов в душевной жизни человека.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что ошибку следует отличать от ошибочного действия, так как ошибочные действия – это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного, а ошибка это следствие (результат) ошибочного действия.

Информация о работе Профессиональные ошибки психолога-профконсультанта