Профессиональные ошибки психолога-профконсультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Согласно известной свободной энциклопедии «Википедия», ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному, требуемому. Другими словами, ошибка это несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон (материальный объект, решение задачи, действие, которое привело бы к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому. В рамках теории ошибка может быть задана как невыполнение базовых предположений теории, как несоответствие правилам построения конструкции, отсутствие связей между элементами, и отсутствие самих элементов, и т.д.

Файлы: 1 файл

контрольная_работа_ПРОФЕССИОАНЛЬНЫЕ_ОШИБКИ.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

2. Какие классификации профессиональных ошибок Вы можете привести?

 

В научной литературе отсутствует классификация профессиональных ошибок. Однако, они имеются в каждой профессиональной отрасли, поэтому классификация ошибок в какой-либо определенной профессиональной деятельности будет специфична. Исходя из этого, приведем классификацию ошибок применительно к различным профессиям.

Так, интенсивные исследования проводились в лаборатории инженерной психологии под руководством П. Фиттса9, которая начала систематические исследования летных происшествий. С тех пор введены принципы деления ошибок пилотов на:

  • пространственные,
  • временные,
  • перцептивные,
  • двигательные.

Статистика  показала, что до 70% летных происшествий случаются по вине человека. Принятые объяснения причин летных происшествий: халатность, недоученность, недисциплинированность пилотов. Дженсен приводит данные об ошибках разных категорий: сенсомоторные, ошибки при выполнении процедур, ошибочные оценки и решения. Так, 56,3% из общего числа происшествий, где обошлось без смертельного исхода, приходятся на сенсомоторные акты; 51,6% из числа трагических случаев сводятся к ошибкам категории «принятие решения». Это должны учитывать пилоты и инструкторы, которые готовят пилотов к работе.

Если рассматривать  ошибки в управленческой деятельности, то их виды можно систематизировать по следующим направлениям:

  • Для организационной составляющей;
  • Для экономической составляющей;
  • Для технологической составляющей;
  • Для социальной составляющей;
  • Для правовой составляющей.

Рамки данной работы не позволяют рассмотреть виды ошибок по всем направлениям управленческой деятельности, поэтому ограничимся характеристикой некоторых ошибок, которые имеют место для организационной составляющей (таблица 2).

 

Таблица 2

Ошибки в  управленческой деятельности для организационной составляющей

№ п/п

 

Перечень ошибок

1.

Создание или  выбор базы знаний

  • несистемность, нестыкуемость отдельных методов расчета между собой;
  • ошибка в выборе необходимого метода расчета;
  • ошибка при вводе данных при использовании выбранной базы знаний.

2.

Выбор или создание, а также пополнение базы данных

  • ошибка в архитектуре базы данных;
  • ошибка базы данных;
  • ошибка в указании адреса выбора данных или получение другого данного

3.

Выбор схемы  организации процесса управления:

  • ошибка в выборе варианта схемы организации;
  • ошибка самой схемы организации;
  • ошибка в исходных данных для выбора схемы организации.

4.

Выбор и (или) разработка организационной структуры управления (ОСУ) для компании в целом и  для ее подразделений 

  • ошибка в выборе и (или) разработке вариантов ОСУ для компании или для ее подразделений;
  • ошибка в самом варианте ОСУ;
  • ошибка в исходных данных для выбора варианта ОСУ.

5.

Формирование  или выбор внешних структур партнерских  отношений (магазины, дилерская сеть и др.)

  • ошибка в выборе или разработке варианта внешних структур;
  • ошибка в самом варианте внешней структуры;
  • ошибка в исходных данных для выбора варианта внешней структуры.

 

Как правило, в  любой профессиональной деятельности возникает необходимость делового общения. В связи с этим, следует рассмотреть виды ошибок, возникающих при деловом общении.

1) Нарушение временных договоренностей. Пунктуальность является одним из главнейших факторов, определяющих успешность любого бизнеса и затрагивающая в процессе общения несколько взаимодействующих сторон. В связи с этим человек, позволяющий себе опаздывать, не только может внести незапланированное изменение в график деятельности партнера по общению, но и демонстрирует неуважительное отношение к самому партнеру по деловому общению.

2) Не соблюдение конфиденциальности. Ошибкой делового общения является информирование других людей о результатах, процессе, планах, идеях, если это не было оговорено заранее с теми людьми, которых это касается.

3) Неприветливое общение. Доброжелательность и приветливость в деловом общении часто являются определяющими факторами, влияющими на достижение результата. Давно замечено, что люди скорее соглашаются с теми собеседниками, которые им приятны.

4) Неряшливый внешний вид. Данная ошибка влияет на восприятие участника общения другими людьми. Особое значение, кроме традиционно важной чистоты и аккуратности, имеет соответствие одежды принятым нормам в деловом окружении.

5) Косноязычие и безграмотность письма. Если деловой партнер, после изучения полученного делового предложения, будет изучать написанные предложения на наличие грамматических и прочих ошибок, то это может стать неосознанной причиной отказа от сотрудничества.

6) Собеседник не является полноправным участником общения. Для получения желаемого результата от делового общения необходимо также учитывать мотивы общения партнера.

Обобщая обзор  ошибок в различных видах профессиональной деятельности, на наш взгляд можно  выделить следующие виды ошибок, возникающих в любой профессиональной деятельности: технические ошибки; научные ошибки; ошибки в сфере делового общения; правовые ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возможно  ли предотвратить ошибочные действия  в деятельности профориентатора? Если «да», то какие способы существуют?

Для того, чтобы разобраться о возможностях ошибочных действия в деятельности профориентатора, дадим краткий обзор деятельности профориентатора.

Профориентация как система деятельности включает в себя следующие составляющие:

  • профессиональное просвещение;
  • профессиография;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный отбор;
  • профессиональная адаптация.

Профессиональное  просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель сообщить определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона.

Профессиография это технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника (кандидата на должность), психологическим способностям, физическим возможностям и др. Она помогает в разработке информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций, как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии.

Профессиональная  консультация заключается в помощи людям при выборе профессии, а  также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и ее индивидуальные качества. Профессиональная консультация — составная часть системы профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и профессиональной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Профессиональный  отбор это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение качественного  отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности10.

Профессиональная  адаптация (occupational adjustment) является сложным и длительным процессом, который начинается со времени вступления в трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни. Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление) – приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям внешней среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. Другими словами, профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.

Как видно из приведенных понятий, профессиональная ориентация, (профориентация, выбор  профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и  фр. orientation — установка)) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии, включающая в себе элементы консультирования, пропаганды, межличностного общения.

В связи с  этим, можно выделить следующие ошибки, возникающие в деятельности профориентатора, как психолога и консультанта.

Во-первых, с самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это, прежде всего, воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидится на консультанта, замкнется, почувствует себя неуверенно и одиноко. И тогда профконсультанту придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

К таким неудачным  словам, которые, к сожалению, часто  встречаются в речи профконсультанта, относится, например, слово "проблема". Употребление этого слова может вызвать различную реакцию у собеседника, в том числе и негативную. Например, слово «проблема» может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка профконсультантов, - излишняя фиксация внимания собеседника на особенностях ситуации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если Вам будет стыдно говорить о чем-то, Вы...". В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.

Следующая ошибка связана со стремлением профконсультанта (из благих намерений, конечно же) давать советы. Однако дать совет - это одна из труднейших задач.

Личность нельзя изменить советами. От выслушивания совета не устраняется сама причина проблемы, а собеседник слагает ответственность за последующее развитие событий на консультанта ("плохой совет").

Со стремлением  советовать тесно связана и другая ошибка - перенесение на клиента своей системы ценностей. Оценочный подход к действиям клиента, направление его мыслей в русле своего понимания жизни (жизненной философии) нивелирует личность, снижает самооценку человека. Недопустимы выражения, показывающие, какие чувства клиент может, имеет право испытывать, а какие - нет.

Таким образом, возможные ошибки профориентатора, допускаемые в ситуации консультирования представлены в таблице 2, показывающей также и пути их профилактики.

Таблица 2

Возможные ошибки профориентатора в процессе консультирования и пути их профилактики

Ошибки

Профилактика

1.

Отсутствие  личностного обращения к интервьюируемого

1.

Обязательное  использование имени клиента

2.

Поучения очевидные  и банальные

2.

Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональных ограничений

3.

Избыточная  личная заинтересованность в содержании интервью

3.

Освоение профессиональной позиции и профессиональной этики 

4.

Уход от профессионального  взаимодействия в бытовое

4.

Рефлексия на содержание профессионального аспекта взаимодействия

5.

Использование специальной, редко употребляемой  в быту терминологии

5.

Говорить простым, четким и литературным языком

6.

Стремление  интервьюера занять собой, своими личными проблемами и высказываниями большую часть времени

6.

Организация профессионального  пространства, контроль за временем своих высказываний

7.

Навязывание своего мнения интервьюируемому

7.

Контроль за соответствием и задач клиента 

8.

Эмоциональное воздействие через оценку качеств клиента

8.

Безоценочное  общение

9.

Отсутствие  четких целей интервью

9.

Владение предметом  интервью

10.

Уличение клиента  в неискренности, стремление «поймать»  его 

10.

Следование  предмету интервью

11.

Постоянные  апелляции к мнению других людей

11.

Цель интервью – мнение, проблема, внутренняя картина  болезни и т.д. в логике индивидуальной судьбы человека

12.

Отказ от взаимовлияния  других людей

12.

Самоконтроль  за профессиональным развитием


Как уже отмечалось выше, существует специальная процедура, которая позволяет выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных ("бюрократических") характеристик профессий, как бы переходя от собственно профессиограммы к психограмме.

Такая процедура  позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие  и обучающие программы для  конкретных профессионалов и т.п. Называется данная процедура аналитическое  профессиографирование (аналитическая профессиограмма)11.

Аналитическое профессиографирование включает два  основных этапа:

  • анализ операционально-технологической структуры труда;
  • анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда.

По сути, профориентатор должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на "бюрократическом" и "технологическом" языке), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет ему выделить на основе психологических характеристик действий сами профессионально важные качества. И уже к этим качествам (к наиболее важным для данной профессии) подбираются конкретные психодиагностические методики - тесты или субтесты.

Работа профориентатора с самими претендентами предполагает следующие подэтапы:

    1. Предварительное собеседование:
  • формирование базы данных о претендентах;
  • подготовка списка кандидатов на вакантные должности.
  1. Сбор предварительной информации от кандидатов:
    • предварительное собеседование;
    • заполнение стандартной формы анкеты (типа "Сведения о кандидате");
    • прием "резюме" от самих кандидатов и т.п.
  1. Проверка информации, полученной от кандидатов:
  • информация с прежних мест работы и учебы;
  • проверка рекомендаций.

Информация о работе Профессиональные ошибки психолога-профконсультанта