Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:37, реферат
Деятельность многих работников часто происходит в условиях, которые требуют высоких затрат внутренних резервов человека. Самым частым психическим состоянием, которое развивается в неблагоприятных условиях деятельности, является стресс. При продолжительном влиянии комплекса неблагоприятных факторов на человека, с большой вероятностью можно ждать проявления ряда выраженных психических и функциональных расстройств, снижения работоспособности, ухудшения качества работы, т.е. феномена, который получил название профессионального стресса.
Введение 3
1 Определение психического состояния и психического состояния стресса 4
2 Определение стресса (по Селье) и его стадии 8
3 Физический и психический стресс. Процесс стресса 10
4 Профессиональный стресс и его значение для жизнедеятельности человека 12
Заключение 16
Список использованных источников 17
Тема 15. Профессиональный стресс
Содержание
В наше время человечество встало перед серьезной проблемой. Сам механизм реакции на стресс, так мудро созданный для нашей защиты, становится угрозой для здоровья и самочувствия. Одним из неблагополучных последствий эволюции стало нагромождение факторов стресса, что приводит к неестественной нагрузке на организм. Мы не способны справиться с таким уровнем стресса.
С каждым годом профессиональная и социальная активность субъекта труда становится все более насыщенной многочисленными отношениями и связями. Современному миру присущи высокая интенсивность взаимодействия людей в социальной и профессиональной сфере, динамизм, увеличение мощностей и масштабов производства, которые создают все новые факторы, способные вызвать стресс.
Деятельность многих работников часто происходит в условиях, которые требуют высоких затрат внутренних резервов человека. Самым частым психическим состоянием, которое развивается в неблагоприятных условиях деятельности, является стресс. При продолжительном влиянии комплекса неблагоприятных факторов на человека, с большой вероятностью можно ждать проявления ряда выраженных психических и функциональных расстройств, снижения работоспособности, ухудшения качества работы, т.е. феномена, который получил название профессионального стресса.
Здоровье работающих, в том числе психическое, - важнейшее достояние государства. В соответствии с Глобальным планом действий ВОЗ по здоровью работающих на 2008-2017 гг., определено уделить особое внимание профилактике ряда профессиональных заболеваний и состояний, среди которых обозначен профессиональный стресс и его последствия для здоровья. Возрастание нервно-эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности формирует состояние напряжения, а нередко и перенапряжения функционального состояния организма, что можно расценивать как формирование производственного стресса.
Все вышесказанное объясняет важность и актуальность темы данной контрольной работы. Цель работы – рассмотреть понятие стресса, его виды, а также рассмотреть характеристику, причины возникновения и стадии развития профессионального стресса.
Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени.
Психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест, так как это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.
Различные авторы дают разные
определения понятия «
Наиболее полным и
простым является определение Н. Д. Левитова:
Психическое состояние – это целостная
характеристика психической деятельности
за определённый период времени, показывающая
своеобразие протекания психических процессов
в зависимости от отражаемых предметов
и явлений действительности, предшествующего
состояния и психических свойств личности. Левитов указывает, что психическое состояние
– это самостоятельное проявление человеческой
психики, всегда сопровождающееся внешними
признаками, имеющими преходящий, динамический
характер, не являющимися психическими
процессами или свойствами личности, выражающееся
чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю
психическую деятельность человека и
связанное с познавательной деятельностью,
с волевой сферой и личностью в целом.
Таким образом, в структуру психического
состояния входят определённая модальность
переживания, конкретные изменения в протекании
психических процессов (психической деятельности
в целом), отражение особенностей личности
и характера, а также предметной деятельности
и соматического состояния.
Как и все явления психической жизни, психические состояния большей частью не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.
К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. «Чистых» состояний практически не существует. На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в данный момент времени, влияют две группы факторов: факторы среды и индивидуальные особенности субъекта. К первым относят характеристики отражаемых предметов и явлений окружающего мира. Ко вторым – предшествующие состояния и свойства индивида (особенности познавательной деятельности, потребности, желания, стремления, возможности, установки, самооценка, ценности). Психические состояния определяются соотношением данных факторов.
Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства.
По уровню активации организма выделяют следующие основные психические состояния человека.[4]
Состояние бодрствования в покое
Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.
Состояние сна – особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна. Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тета- и дельта- волны биопотенциалов мозга.
Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бета-диапазоне.
Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика–испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.
Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя–дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.
Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.
Рис. 1 – Динамика состояний человека по отношению к деятельности
На рис. 1. показано соотношение между указанными состояниями. Динамика их развития играет важную роль в производственной деятельности человека.
Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.
Стресс является одновременно
самостоятельным
Стресс – это особое состояние
организма, возникающее в ответ
на действие любых раздражителей, угрожающих
гомеостазу, и характеризующееся
мобилизацией неспецифических
В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.
Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.[6]
Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.
Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.
Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.