Профессиональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:37, реферат

Описание работы

Деятельность многих работников часто происходит в условиях, которые требуют высоких затрат внутренних резервов человека. Самым частым психическим состоянием, которое развивается в неблагоприятных условиях деятельности, является стресс. При продолжительном влиянии комплекса неблагоприятных факторов на человека, с большой вероятностью можно ждать проявления ряда выраженных психических и функциональных расстройств, снижения работоспособности, ухудшения качества работы, т.е. феномена, который получил название профессионального стресса.

Содержание работы

Введение 3
1 Определение психического состояния и психического состояния стресса 4
2 Определение стресса (по Селье) и его стадии 8
3 Физический и психический стресс. Процесс стресса 10
4 Профессиональный стресс и его значение для жизнедеятельности человека 12
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

психология (1).doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. То есть, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Итак, стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

3 Физический и психический стресс. Процесс стресса

Будучи частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Перемены на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей среде.

Стрессор - это  факторы окружающей среды или  личные, действие которых выводит  из равновесия физиологические и психические функции человека, что сказывается на нервной системе организма и служит причиной возникновения стресса.

Стрессорами для  человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидания опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д

Таким образом, стрессовая ситуация возникает, когда человек испытывает влияние  того или иного стрессора. При  этом его мозг быстро определяет, что несет с собой настоящий стрессор: угрозу или пользу?

Затем следует стрессовая реакция - по природе каждый раз та же, но по силе и продолжительности зависимая от стрессора, а также от психологического и физиологического состояния человека.

Многоаспектность  явления стресса у человека столь  велика, что потребовалось осуществить  разработку целой типологии его  проявлений. В настоящее время  принято разделять стресс на два  основных вида: физический и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Физический  стресс вызывает долгое воздействие  таких негативных факторов, как беспорядочный режим дня, чрезмерная физическая нагрузка, загрязненный воздух, курение, прием наркотических веществ, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, и т.д. Таким образом, физический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека.

В условиях физиологического стресса  организм включает защитные механизмы, сдвигая равновесие вегетативной (автономной) нервной системы. Механизм нормальной реакции на стресс представляет собой  синхронизированную деятельность трех эндокринных желез: гипоталамуса, надпочечников и гипофиза. Упрощенно реакция организма на стресс выглядит так:

В момент стресса

- Гипоталамус, расположенная в  мозге эндокринная железа, активизирует  молекулы кортикотропин, высвобождающего  гормона, вещества-посредника.

- Гормон-посредник стимулирует  деятельность гипофиза, выделяющего  адренокортикотропный гормон.

- Этот гормон подает сигнал  надпочечникам, начинающим выделять  гормоны стресса - адреналин и  кортизол.

В завершение стресса

- Гипоталамус подает сигнал к прекращению выработки гормона-посредника.

- Гомеостаз (равновесие) восстанавливается.

При нормальной работе механизма стресса гормональная «цепочка» прерывается, когда фактор стресса исчезает.[7]

Представления о психическом стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.[8]

Индивидуальная  оценка и индивидуальная интерпретация  воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов.[9]

 

4 Профессиональный стресс и его значение для жизнедеятельности человека

Профессиональный  стресс – это напряженное состояние  работника, возникающее у него при  воздействии эмоционально-отрицательных  и экстремальных факторов, связанное  с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется  с возникшей перед ним задачей  и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.[10]

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются  глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Выделяются  три основные стадии развития стрессового  состояния у человека:

– нарастание напряженности;

– собственно стресс (вторая стадия);

– снижение внутренней напряженности (третья стадия).

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

Но в любом  случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Японцы оценивают человека, попавшего в стресс: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный человек  неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт  в деловом и межличностном  общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов наличные выпады типа «Ты сам (а) – такой (такая)...».

И хотя на первой стадии стресс ещё остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение. 

Вторая стадия в развитии стрессового состояния  начинается тогда, когда происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и  первая, вторая стадия по своей продолжительности  строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей  стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая  чувство вины ("Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Итак, профессиональный стресс включает в себя взаимодействие человека и производственной среды. Всякое происшествие в производственной среде предъявляет индивидууму определенные требования, накладывает ограничения, требует или предоставляет возможность для действий и соответствующих реакций. Потенциал для стресса возникает в том случае, когда внешняя ситуация воспринимается как требование, угрожающее превысить возможности человека и ресурсы для его удовлетворения, в условиях, когда он/она ожидает существенной разницы в соотношении выгод и затрат при удовлетворении или не удовлетворении данного требования.[11]

Причины возникновения профессионального стресса могут быть разными, но условно можно разделить их на несколько групп.

  1. Физические причины. К ним относятся шум, вибрация, загрязненная атмосфера и т.п. С этими причинами стресса чаще сталкиваются, к примеру, рабочие, но физические факторы нельзя полностью исключать ни в одном случае — даже громко работающее радио может стать причиной стресса.
  2. Физиологические причины. К таким причинам относят неудобный график работы (к примеру, работа посменно), отсутствие нормального режима питания на работе. На подобные «издевательства» организм реагирует стрессом. И если начать нормально питаться на работе вполне реально, то с работы с неудобным графиком, возможно, придется уволиться.
  3. Социально-психологические причины. Среди этих причин — напряженные отношения с коллективом, конфликты, моббинг, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.
  4. Структурно-организационные причины. Эти причины вызывают так называемый организационный профессиональный стресс. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий. [12]

Профессиональный стресс опасен и для работника, и для работодателя. Работникам длительный профессиональный стресс может «аукнуться» профессиональным выгоранием; по сути, стресс перейдет в хроническую форму, и избавиться от него будет совсем непросто. А работодатель, не сумевший обеспечить работникам комфортные условия, столкнется со снижением производительности труда, и, возможно, потеряет в итоге нескольких сотрудников.

Итак, профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Специфика понятия  «профессиональный стресс» заключается  в том, что оно отражает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое возникает при осуществлении различных видов профессиональной деятельности.

Содержание и условия реализации профессиональной деятельности, интенсивность нагрузок специфическим образом влияют на уровень стрессогенности профессиональной ситуации в целом и приводят к нарастанию напряженности труда. [13]

Заключение

Итак, подводя итог работы, следует сказать, что цель работы достигнута: рассмотрены понятие стресса, его виды и причины.

Информация о работе Профессиональный стресс