Профилактика аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:10, доклад

Описание работы

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность , отношения с другим субъктом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер.

Файлы: 1 файл

Профилактика аддиктивного поведения.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Материалы к семинару по здоровьесберегающим технологиям,

подготовленные психологом Бесединой Ольгой Викторовной

 

Понятие аддикции.

В течение последнего пятнадцатилетия  на постсоветском пространстве активно  формируется новое направления в психологии, которое названо аддиктологией - наукой об аддикциях. Одной из основных особенностей аддиктологии является объедине различны используемых ею парадигм. К ним относятся социопсихологическая, биомедицинская, культуральная, педагогическая, юридическая, спиритуальная и др. Каждая из парадигм включает свойственные ей модели, гипотезы и теории.

Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.

Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность , отношения с другим субъктом или  пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер. О болезненность этих способов избавления от психологического дискомфорта свидетельствуют следующие признаки:

  1. Компульсивное, неконтролируемое и малоосознаваемое стремление к повторению избранного способа поведения;
  2. Социальная дезадаптация ;
  3. Аутодеструкция (психическая и биологическая).

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

-аддикция;

-аддиктивный  агент;

-аддиктивная  реализация.

 

Классификация аддикций.

Существует несколько классификаций зависимого поведения, в основе большинства из них лежит вид аддиктивного агента (объекта, вида деятельности, отношения), посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности. По нашему мнению, наиболее полной и исчерпывающей является классификация (основанная на том же принципе), предложенная Ц.П.Короленко и  Н.В.Дмитриевой в книге «Психосоциальная аддиктология». Все виды аддикций здесь разделяются на две большие группы: химические и нехимические, выделяется также промежуточная группа, объединяющая в себе свойства первой и второй.

Классификация аддикций (Ц.П.Короленко и  Н.В.Дмитриевой):

  1. Нехимические адикции:
  • гэмблинг (страсть к азартным играм),
  • интернет-аддикция,
  • любовная аддикци,
  • сексуальная аддикция,
  • аддикция отношений (созависимость),
  • работогольная аддикция,
  • шопинг (аддикция к трате денег),
  • ургентная аддикция и т.д.
  1. Химические аддикции:
  • алкоголизм,
  • наркомания и токсикомания.

3. Промежуточная группа:

    • аддиктивное переедание,
    • аддиктивное голодание.

Следует понимать, что приведенная выше классификация также несовершенна, т.к. аддиктивный агент, к примеру, в группе нехимических зависимистей действительно не является веществом, но его  одновременно нельзя назвать однородным: в случае гэмблинга и шопинга – это деятельность, в случае созависимости или любовной аддикции  – это прежде всего отношения с другим субъектом, которые включают, разумеется, и деятельность по реализации этих отношений.

Тем не менее, основными психологическими признаками любой зависимости является триада:

-обсессивно-компульсивное мышление, когда речь идет о предмете             зависимости (об алкоголизме, наркотиках);

- отрицание как форма  психологической защиты;

-утрата контроля.

 

Здоровье и аддиктивное поведение.

 

Почему сегодня на семинаре, посвященном здоровьесбрежению, мы говорим об аддиктивном поведении?

Выше уже говорилось о том, что одним из основных признаков аддикции является аутодеструктивное поведение аддикта и его дезадаптация. Аддикция – болезнь, которая поражает  тело,  психику человека, сферу его  отношений с окружающим миром. Более того, аддикция – смертельная болезнь. Последнее утверждение не вызовет сомнений, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании). Последствия злоупотребления ПАВ очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к  тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти. Проявления аддиктивного поведения касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

У аддикта нарушена самооценка, он неадекватно воспринимает реальность, а, следовательно, неадекватно на неё реагирует. Аддикт не в состоянии заботиться о себе, он не осознает своих чувств (которые обычно представлены у него в виде смутного сгустка тревоги, вины и стыда), не осознает своих потребностей и проблем, он не умеет решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, он не может строить близкие, доверительные, глубокие  полноценные отношения с другими людьми (близкими людьми, семьей, и вообще с социумом).

Аддикт практически постоянно живет в стрессе, ему свойственны болезни, вызванные стрессом. Это психосоматические нарушения такие как:

  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
  • колиты,
  • гипертензия,
  • головные боли,
  • нейроциркуляторная дистония,
  • астма,
  • тахикардия,
  • аритмия
  • нарушения обмена веществ,
  • соматические болезни, связанные с бессистемным голоданием, либо обжорством и др.

Нехимические аддикты легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов, ибо зависимости имеют свойство трансформироваться из одного вида в другой, также несколько видов зависимости могут существовать параллельно. Например, работогольная аддикция часто и легко трансформируется в алкогольную; любовные аддикты (чаще женщины) часто имеют параллельно с этой пролемой еще и нарушения пищевого поведения (аддиктивное обжорство или аддиктивное  голодание), либо проявляют недержание денег (шопинг); гэмблинг и ургентная зависимость часто тоже переходят в алкоголизм, либо с ним сочетаются.

В сфере психического здоровья достаточно частыми бывают следующие нарушения:

-депрессии,

-неврозы,

-суициды  и др.

 

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Здесь мы не будем говорить о социализации личности как таковой. Все этапы формирования личности чудесно описаны в различных психологических парадигмах. В настоящий момент нас интересуют  некоторые особенности социальных институтов и то как эти особенности формируют аддиктивную личность.

Семья.

Фактором риска формирования аддиктивной личности будет являться дисфункционалная семья. Причин, по которым семьи становятся дисфункциональными,  много. Все семьи с наличием больного химической зависимостью являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, так как может жить нормально лишь какой-то небольшой промежуток времени. К дисфункциональным семьям относят также эмоционально-репрессивные семьи, отношения в которых характеризуются теми же признаками, что и в семье, где есть больной химической зависимостью.

Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

Родители пытаются скрыть от детей все то плохое, что связано с проблемами семьи (хотя, на самом деле невозможно спрятать тот беспорядок, который вносится в жизнь семьи, к примеру, алкоголиком). Дети становятся жертвами двойного стандарта, так как вся семья играет в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, а все плохое спрячем и тем защитимся». Члены семьи никогда не обсуждают то, что происходит.

 Для  дисфункциональных семей характерны  амбивалентные послания.  Ребенок ежедневно слышит послания с двойным смыслом, к примеру: «Я люблю тебя, иди, не мешай мне». Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать», С одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным — большое достоинство, с другой стороны, вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды. И ребенок начинает привыкать отрицать правду.   Если   верить одновременно   в  обе части двойного послания, то возникает чувство,   что  сходишь  с   ума.   Невозможность доверять своим  чувствам  и своему    восприятию    ставит    ребенка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимость уходить от действительности, жить с тягостными ощущениями и надеяться, что никто этого не    замечает,    истощает,    изматывает ребенка. Чувствуя вечное несоответствие между тем, что ему говорят и тем, что он видит, ребенок начинает в конце концов не доверять тому, что он видит и слышит. Чтобы чувствовать себя надежно и в безопасности, ребенок пытается «навести порядок», а это приводит к возрастанию недоверия к самому себе. Дети боятся говорить о своих проблемах, они молчат, а ночью им  снятся кошмары. Секрет все равно рано или поздно раскрывается, но дети уже не видят правды, они привыкают жить зашоренными. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Увертки и обман становятся такой же нормой жизни, как и реальность. Каждый становится злобным и подозрительным.

+ мои иссл о пс. Защ.

……………………………………………………….

Вакуум интимности.

В подобных семьях нет теплых эмоциональных объятий, нет взаимной поддержки, здесь не с кем разделить радость или горе, здесь нет любви, доверия, комфорта. Вместо этого – постоянные придирки, недоверие, скептицизм, вина, борьба, драки, запутанность, одиночество. Члены семьи не уделяют внимания друг другу, плохо, неправильно относятся к детям Дети чувствуют себя небезопасно там, где должны чувствовать защищенность.

Замороженность правил и ролей.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

 В дисфункциональных семьях всегда много отрицательных правил и соответствующих заявлений, например:

-не выражай  своих чувств,

-не злись,

-не будь  печальным,

-не реви,

-не думай, не возражай, а выполняй мои приказы,

-не задавай  вопросов.

 Подчеркивается также, что в дисфункциональных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.

Семейные роли хорошо описывает «треугольник Карпмана»: есть 3 роли – «жертва», «преследоваель», «спаситель».

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем       довольно интенсивных. Время пребывания человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя - преследователя - жертвы. (Проиллюстрировать на примере алкогольной семьи). Члены семьи не могут выйти за пределы этого круга.

В книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди» есть описание игры «Алкоголик», в которую изо дня в день играют семьи химически зависимых.

Конфликтность во взаимоотношениях

Неважно, из-за чего произошла ссора, ребенок, особенно маленький, может подумать, что это его  вина. Дети обычно ищут решения проблемы внутри себя. Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют  друг  друга,  спорят,   шумят или слегка перебраниваются, пререкаются, жалуются друг на друга, приводят к тому, что дети усваивают подобный   стиль   взаимоотношений    между людьми вообще. Ссоры и драки становятся второй натурой ребенка.

 

Границы личности размыты.

Члены дисфункциональных семей не различют собственных  границ и границ других членов семьи. Для описания этого состояния хорошо подошла бы метафора о «первичном бульоне» из книги Н.Козлова.

Вмешательство в жизнь другого, контроль за другими – способ избегать ответственности за себя самого (за свою жизнь, работу, здоровье и т.п.). Они не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Анекдот:

Муж возвращается домой, его встречает встревоженная жена:

  • Слушай! У нас тут такие проблемы! Ты представляешь, соседская дочка беременна!
  • Ну чего всполошилась? Это – её проблема.
  • Так она ж ведь от тебя беременна!
  • А ты чего всполошилась? Это - моя проблема.
  • А мне-то что делать?
  • О! А вот это твоя проблема.

В этом анекдоте как раз описано умение разделять свои и чужие проблемы, которого так не хватает

Недифференцированность "я" каждого члена семьи проявляется и в сфере чувств: "Если мама сердится, то сердятся все". И это действительно так. Как только один из членов семьи переступает порог дома, внося с собой раздражение, либо какое-то другое чувство – им моментельно заражаются все присутствующие. У В.Москаленко в книге «Созависимость: характеристика и практика преодоления» приводятся высказываний людей, осознавших, насколько они были погружены в проблемы членов своей семьи ранее:

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения