Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:10, доклад
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность , отношения с другим субъктом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер.
Материалы к семинару по здоровьесберегающим технологиям,
подготовленные психологом Бесединой Ольгой Викторовной
В течение последнего пятнадцатилетия на постсоветском пространстве активно формируется новое направления в психологии, которое названо аддиктологией - наукой об аддикциях. Одной из основных особенностей аддиктологии является объедине различны используемых ею парадигм. К ним относятся социопсихологическая, биомедицинская, культуральная, педагогическая, юридическая, спиритуальная и др. Каждая из парадигм включает свойственные ей модели, гипотезы и теории.
Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность , отношения с другим субъктом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер. О болезненность этих способов избавления от психологического дискомфорта свидетельствуют следующие признаки:
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:
-аддикция;
-аддиктивный агент;
-аддиктивная реализация.
Существует несколько классификаций зависимого поведения, в основе большинства из них лежит вид аддиктивного агента (объекта, вида деятельности, отношения), посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности. По нашему мнению, наиболее полной и исчерпывающей является классификация (основанная на том же принципе), предложенная Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой в книге «Психосоциальная аддиктология». Все виды аддикций здесь разделяются на две большие группы: химические и нехимические, выделяется также промежуточная группа, объединяющая в себе свойства первой и второй.
Классификация аддикций (Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой):
3. Промежуточная группа:
Следует понимать, что приведенная выше классификация также несовершенна, т.к. аддиктивный агент, к примеру, в группе нехимических зависимистей действительно не является веществом, но его одновременно нельзя назвать однородным: в случае гэмблинга и шопинга – это деятельность, в случае созависимости или любовной аддикции – это прежде всего отношения с другим субъектом, которые включают, разумеется, и деятельность по реализации этих отношений.
Тем не менее, основными психологическими признаками любой зависимости является триада:
-обсессивно-компульсивное
- отрицание как форма психологической защиты;
-утрата контроля.
Почему сегодня на семинаре, посвященном здоровьесбрежению, мы говорим об аддиктивном поведении?
Выше уже говорилось о том, что одним из основных признаков аддикции является аутодеструктивное поведение аддикта и его дезадаптация. Аддикция – болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Более того, аддикция – смертельная болезнь. Последнее утверждение не вызовет сомнений, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании). Последствия злоупотребления ПАВ очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти. Проявления аддиктивного поведения касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.
У аддикта нарушена самооценка, он неадекватно воспринимает реальность, а, следовательно, неадекватно на неё реагирует. Аддикт не в состоянии заботиться о себе, он не осознает своих чувств (которые обычно представлены у него в виде смутного сгустка тревоги, вины и стыда), не осознает своих потребностей и проблем, он не умеет решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, он не может строить близкие, доверительные, глубокие полноценные отношения с другими людьми (близкими людьми, семьей, и вообще с социумом).
Аддикт практически постоянно живет в стрессе, ему свойственны болезни, вызванные стрессом. Это психосоматические нарушения такие как:
Нехимические аддикты легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов, ибо зависимости имеют свойство трансформироваться из одного вида в другой, также несколько видов зависимости могут существовать параллельно. Например, работогольная аддикция часто и легко трансформируется в алкогольную; любовные аддикты (чаще женщины) часто имеют параллельно с этой пролемой еще и нарушения пищевого поведения (аддиктивное обжорство или аддиктивное голодание), либо проявляют недержание денег (шопинг); гэмблинг и ургентная зависимость часто тоже переходят в алкоголизм, либо с ним сочетаются.
В сфере психического здоровья достаточно частыми бывают следующие нарушения:
-депрессии,
-неврозы,
-суициды и др.
Здесь мы не будем говорить о социализации личности как таковой. Все этапы формирования личности чудесно описаны в различных психологических парадигмах. В настоящий момент нас интересуют некоторые особенности социальных институтов и то как эти особенности формируют аддиктивную личность.
Фактором риска формирования аддиктивной личности будет являться дисфункционалная семья. Причин, по которым семьи становятся дисфункциональными, много. Все семьи с наличием больного химической зависимостью являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, так как может жить нормально лишь какой-то небольшой промежуток времени. К дисфункциональным семьям относят также эмоционально-репрессивные семьи, отношения в которых характеризуются теми же признаками, что и в семье, где есть больной химической зависимостью.
Родители пытаются скрыть от детей все то плохое, что связано с проблемами семьи (хотя, на самом деле невозможно спрятать тот беспорядок, который вносится в жизнь семьи, к примеру, алкоголиком). Дети становятся жертвами двойного стандарта, так как вся семья играет в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, а все плохое спрячем и тем защитимся». Члены семьи никогда не обсуждают то, что происходит.
Для
дисфункциональных семей
+ мои иссл о пс. Защ.
……………………………………………………….
В подобных семьях нет теплых эмоциональных объятий, нет взаимной поддержки, здесь не с кем разделить радость или горе, здесь нет любви, доверия, комфорта. Вместо этого – постоянные придирки, недоверие, скептицизм, вина, борьба, драки, запутанность, одиночество. Члены семьи не уделяют внимания друг другу, плохо, неправильно относятся к детям Дети чувствуют себя небезопасно там, где должны чувствовать защищенность.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
В дисфункциональных семьях всегда много отрицательных правил и соответствующих заявлений, например:
-не выражай своих чувств,
-не злись,
-не будь печальным,
-не реви,
-не думай, не возражай, а выполняй мои приказы,
-не задавай вопросов.
Подчеркивается также, что в дисфункциональных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.
Семейные роли хорошо описывает «треугольник Карпмана»: есть 3 роли – «жертва», «преследоваель», «спаситель».
Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя - преследователя - жертвы. (Проиллюстрировать на примере алкогольной семьи). Члены семьи не могут выйти за пределы этого круга.
В книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди» есть описание игры «Алкоголик», в которую изо дня в день играют семьи химически зависимых.
Неважно, из-за чего произошла ссора, ребенок, особенно маленький, может подумать, что это его вина. Дети обычно ищут решения проблемы внутри себя. Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят или слегка перебраниваются, пререкаются, жалуются друг на друга, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и драки становятся второй натурой ребенка.
Члены дисфункциональных семей не различют собственных границ и границ других членов семьи. Для описания этого состояния хорошо подошла бы метафора о «первичном бульоне» из книги Н.Козлова.
Вмешательство в жизнь другого, контроль за другими – способ избегать ответственности за себя самого (за свою жизнь, работу, здоровье и т.п.). Они не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".
Анекдот:
Муж возвращается домой, его встречает встревоженная жена:
В этом анекдоте как раз описано умение разделять свои и чужие проблемы, которого так не хватает
Недифференцированность "я" каждого члена семьи проявляется и в сфере чувств: "Если мама сердится, то сердятся все". И это действительно так. Как только один из членов семьи переступает порог дома, внося с собой раздражение, либо какое-то другое чувство – им моментельно заражаются все присутствующие. У В.Москаленко в книге «Созависимость: характеристика и практика преодоления» приводятся высказываний людей, осознавших, насколько они были погружены в проблемы членов своей семьи ранее: