Профилактика аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:10, доклад

Описание работы

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность , отношения с другим субъктом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер.

Файлы: 1 файл

Профилактика аддиктивного поведения.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Информационно-просветительский  этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:

-психо-сексуальное  развитие,

-культура  межличностных отношений,

-технология  общения,

-способы  преодолевания стрессовых ситуаций,

-конфликтология,

-собственно  проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).

 Просветительская  деятельность должна быть направлена  на родителей, детей, педагогов. Она  может выливаться в любые форма  работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы)  тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.  

Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:

  1. Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.
  2. Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).
  3. Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.
  4. Норвуд Р. Как не быть рабой любви.
  5. Скиннер, Клиз . Семья и как в ней уцелеть.
  6. Скиннер, Клиз . Жизнь и как в ней выжить.

 

3. Развивающе – коррекционный  этап.

Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.

Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.

Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.

 

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков  общения, преодоления стрессовых ситуаций,

У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе,  обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.

Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.

Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в цент сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.

Семейные роли детей из дисфункциональных семей  (По Ананьевой Г.А.)

Эти роли включают:

а) превращение в необычайно ответственного человека;

б) превращение в "утешителя";

в) постоянное приспособление или отказ от ответственности;

г) причинение хлопот.

Примет ребенок одну роль или комбинацию ролей, его самозащитное поведение компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь. Поскольку дети учатся доверять надежности своей стратегии овладения ситуацией, они переносят ее во взрослую жизнь.

Семейный герой

Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.

Сверх-успевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.

Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.

"Козел отпущения"

В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому - хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от семейных проблем.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного "я" он основывает на знании, что он "плохой", и он тяготеет к друзьям, подобно ему, имеющим низкую самооценку.

Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, "козел отпущения" часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста.

Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто "козлы отпущения" готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

"Потерянный ребенок"

"Потерянные дети" страдают  от постоянного ощущения неадекватности  в сравнении с другими, потерянности  и одиночества в мире, который  они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая "плыть по течению". Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, "потерянный ребенок" продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.

Эмоциональную обособленность и апатию "потерянного ребенка" часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

"Семейный шут" или "фамильный  талисман"

Эти необычайно восприимчивые дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.

Взрослея, семейные шуты часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к находящимся за ним ранам.

Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

 

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель — выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы [3].

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкоголизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком». Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и на работе. Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков,

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нарушен в дисфункциональных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им проблемы [7].

 

 

 

Работа психолога с поведенческими типами.

Хотя нет двух людей, которые одинаковым образом и за один и тот же отрезок времени прошли период выздоровления, вместе с тем определенные "вехи" могут быть как бы характеристиками пройденных отрезков длительного процесса.

Работа психолога с детьми из дисфункциональных семей может быть построена так:

"Семейному герою"

нужно научиться:

1. просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;

2. принимать поражение;

3. снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;

4. сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;

5. осознать свои потребности, быть честным с собой.

Его сильные стороны:

он может опираться на свое умение работать.

"Козлу отпущения"

 нужно:

1. прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;

2. научиться обсуждать, а не бунтовать.

Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении - способность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество.

"Семейному шуту"

нужно научиться:

1. принимать на себя ответственность;

2. рискнуть быть серьезным;

3. быть уверенным.

Реализовывать эти нужды можно, опираясь на сильные стороны - юмор, умение играть и умение получать удовольствие.

"Потерянному ребенку" нужно научиться:

1. выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;

2. научиться справляться с одиночеством;

3. признавать, что испытывает боль;

4. создавать новые близкие взаимоотношения.

Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независимость и творческие способности.

 

Если ребенок верующий.

Религия играет важную роль в истории, культуре и нравственном кодексе общества. В трудное для человека время он обращается к религии, и она дает ему веру, надежду и силы для противостояния тяжелым испытаниям. К религиозным чувствам ребенка следует относиться очень осторожно и бережно, не стоит грубо вторгаться в эту сферу. Лишь в том случае, если ребенок попал в деструктивную секту, мы имеем моральное право вмешаться.

Выше уже говорилось о том, что христианская традиция может способствовать формированию свойств личности характерных для аддикта отношений. Здесь допустима лишь некоторая коррекция (рефрейминг) взглядов ребенка: их можно сместить в сторону отношения к  Богу как к источнику духовной силы и энергии для позитивных свершений, для самосовершенствования, для роста и т.п. Работу с ребенком вполне  можно проводить, не вступая в противоречия с его религиозностью, которая , напротив может стать для психолога опорой в работе с личностью ребенка.

 

 

 

 

Приложения.

Тест «ОЦЕНИМ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ»

!!!

Тест заимствован из книги В.Москаленко «Созависимость: характеристика и практика преодоления». Тест призван измерять степень выраженности у респондента комплекса созависимости, поэтому следует внимательно применять его, тем более, что никаких данных (лично у меня) о его валидности нет.

!!!

 

ИНСТРУКЦИЯ:

Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:

1 – «никогда со мной  так не бывало;;

2 – «редко так со  мной бывало»;

3 – «часто так со  мной бывает»;

4 – «всегда так бывает».

ВОПРОСЫ:

  1. Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
  2. Я боюсь неожиданностей.
  3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
  4. Я чувствую, что недостойна любви.
  5. Я чувствую себя хуже других людей.
  6. У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
  7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
  8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
  9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
  10. Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
  11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
  12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
  13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
  14. Я не люблю себя.
  15. У меня в жизни часты кризисные ситуации.
  16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.
  17. Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
  18. Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.
  19. Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
  20. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.
  21. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
  22. Я живу воспоминаниями.
  23. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
  24. Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
  25. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения