Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность проработки данной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….3
1.1 Понятие и сущность стресса………………………………………...3
1.2 Стадии стресса………………………………………………………. 3
1.3 Факторы стресса…………………………………………………….. 4
1.4 Виды стресса………………………………………………………… 5
1.5 Понятие экзаменационного стресса………………………………... 5
1.6 Симптомы экзаменационного стресса……………………………... 6
1.7 Профилактика экзаменационного стресса………………………….7
Выводы по первой главе………………………………………………....8
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………..……….. 9
2.1 Этапы и методы работы……………………………………………. 9
2.2 Анализ результатов………………………………………………….9
Выводы по второй главе ………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии труда и инженерной психологии
Курсовая работа по общей психологии
ПРОЯВЛЕНИЕ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Научный руководитель:
канд. психол. наук, доцент
_______________Ковалевич Т.Ф.
(подпись)
_______________(оценка, дата)
______________Ледовская О.С.
(подпись)
_______________(дата)
Красноярск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие и сущность стресса………………………………………...3
1.2 Стадии стресса………………………………………………………. 3
1.3 Факторы стресса…………………………………………………….. 4
1.4 Виды стресса………………………………………………
1.5 Понятие экзаменационного стресса………………………………... 5
1.6 Симптомы экзаменационного стресса……………………………... 6
1.7 Профилактика экзаменационного стресса………………………….7
Выводы по первой главе………………………………………………....8
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ
СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………
2.1 Этапы и методы работы……………………………………………. 9
2.2 Анализ результатов………………………………
Выводы по второй главе ………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования определяется тем, что проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность проработки данной проблемы.
Наиболее подвержены стрессу школьники с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.
Цель работы - исследование стрессового состояния старшеклассников в процессе подготовке к экзаменам.
Объект исследования - стрессовое состояние.
Предмет исследования - психологические особенности учебного стресса учеников 11 класса.
Гипотезы исследования:
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В последнее время стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье канадским эндокринологом. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. [12, c.122]
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). — Ганс Селье.
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии). Первая фаза - стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных
перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается прирост печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования
4
адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долгое время, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды, любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата) и т.п. Однако стресс способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.
Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием – эустресс.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях.
5
Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [12]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. [12]
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.
Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс, то есть стресс в преддверии экзамена. Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание».
Экзамен - это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора; в Едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются КИМы (Контрольные измерительные материалы), или тесты, разработанные для всех регионов в едином федеральном центре.
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сдачи экзаменов в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что
6
страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечнососудистую, иммунную и др.
Недавние исследования ученых показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходит нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.
По данным российских
авторов, в период экзаменационной
сессии у студентов и