Профилактика экзаменационного стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность проработки данной проблемы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….3
1.1 Понятие и сущность стресса………………………………………...3
1.2 Стадии стресса………………………………………………………. 3
1.3 Факторы стресса…………………………………………………….. 4
1.4 Виды стресса………………………………………………………… 5
1.5 Понятие экзаменационного стресса………………………………... 5
1.6 Симптомы экзаменационного стресса……………………………... 6
1.7 Профилактика экзаменационного стресса………………………….7
Выводы по первой главе………………………………………………....8
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………..……….. 9
2.1 Этапы и методы работы……………………………………………. 9
2.2 Анализ результатов………………………………………………….9
Выводы по второй главе ………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.85 Кб (Скачать файл)

 

Результаты изучения основных приемов снятия стресса старшеклассниками представлены в таблице 3.

Основным способом снятия стресса является сон, общение с друзьями (используют 100% опрошенных). Для большинства опрошенных учеников (83 %) это телевизор. Более половины опрошенных ищут поддержку у родных (70%). Физической активностью снимают стресс 40% опрошенных, что, позитивно для человека в данной ситуации.

 

 

 

12

Таблица 3.

Приемы снятия стресса

Способ снятия стресса

Выбор школьников, в %

общение с друзьями или любимым человеком

100%

сон

100%

телевизор

83%

поддержка или совет родителей

70%

вкусная еда

60%

прогулки на свежем воздухе

60%

перерыв в работе или учебе

53%

физическая активность

40%

хобби

30%

сигареты

20%

наркотики

-

секс

-

алкоголь

-

Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение.


Показатели проявления стресса у девочек и мальчиков, учащихся в старших классах представлены в виде таблицы (Таб. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Таблица 4.

Показатель проявления стресса

Причины стресса

Кол-во ответов девочек

Кол-во ответов мальчиков

1

Большая учебная нагрузка

8

6

2

Строгие преподаватели 

5

4

3

Отсутствие учебников

5

3

4

Непонятные, скучные учебники

4

3

5

Неумение правильно организовать свой режим дня

4

3

6

Нерегулярное питание

5

4

7

Излишне серьезное отношение к учебе

3

4

8

Стеснительность, застенчивость

5

5

9

Страх перед будущим

4

6

10

Нежелание учиться

6

2

11

Проблемы в личной жизни 

5

2

12

Конфликт в классе

4

1


Общие результаты по выявлению показателя проявления стресса у девочек и мальчиков, учащихся в старших классах представлены в диаграмме 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Диаграмма 1.

На диаграмме 1 показано, что уровень проявления стресса у девочек   (62%) значительно выше, чем у мальчиков (38%). На основе полученных результатов можно сделать вывод, что девочки в период подготовки к экзаменам больше подвержены стрессу, чем мальчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Выводы по второй главе.

Как показывают результаты исследования, все школьники без исключения испытывают стресс от больших учебных нагрузок, но каждый справляется со стрессом по-своему.

Для современного старшеклассника стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы и на бесконечную подготовку к предстоящим экзаменам. Стресс в выпускных 11 классах представляет собой повседневные перегрузки, связанные с большой учебной нагрузкой, которые оказывают непосредственный и независимый эффект на самочувствие и психические или соматические функции. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого школьника зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии, что впоследствии приведет к ухудшению физического и психического здоровья.

Таким образом, можно сказать, что гипотеза, о том, что у старшеклассников в процессе подготовке к экзаменам, большая учебная нагрузка и строгие преподаватели, будут, является  главными причинами возникновения стресса, подтвердилась, но гипотеза, о том, что у мальчиков и у девочек, учащихся в старших классах показатель проявления стресса будет одинаковым, не подтвердилась, а цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной курсовой работе проводилось исследование по определению основных причин проявления стресса у старшеклассников в предэкзаменационный период.

Целью работы являлось исследование стрессового состояния старшеклассников  в процессе подготовке к экзаменам.

Объектом исследования являлось стрессовое состояние.

Предметом исследования  являлось психологические особенности  учебного стресса учеников 11 класса.

Задачи данного исследования изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и определить содержание понятий «стресс»; изучить психологические особенности учебного стресса у старшеклассников; исследовать психологические особенности стресса у старшеклассников.

На основе приведенных теоретических данных приведенных в первой главе, стресс бывает положительным – эустресс и отрицательным – дистресс, которым подвергаются все люди без исключения.

Практическая значимость работы состоит в определении причин стресса, в разработке методик и рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

 

    1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с
    2. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие // Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. – М., 1967
    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1997, с. 313
    4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Педагогика, 1980. – 311 с.
    5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.; 1979(с. 97)
    6. Кон И.С. «Психология ранней юности. - М.; 1989 (с. 124)
    7. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса. – Кишинев: Штиинца, 1991. – 176 с.
    8. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. – Новосибирск: Наука, 1983. – 232 с.
    9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – 1967(с. 67- 89)
    10. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1997, с.374.
    11. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997, с. 177.
    12. Селье Г. Стресс без дистресса. –  М.: Наука, 1979. – 292 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1

Тест на учебный стресс. (Разработан Ю.В. Щербатых).

1. Оцените по 10-бальной  шкале вклад Ваших отдельных  проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _______баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников __________

1.4 Непонятные, скучные учебники _______

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно  распорядиться ограниченными финансами

________

1.7 Неумение правильно  организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание ________

1.9 Проблемы совместного  проживания с другими студентами

_________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное  отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться  или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной  жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно)_________________________________

2. Как изменился уровень  Вашего постоянного стресса за  последние три месяца учебы? (подходящее подчеркнуть)

*Значительно уменьшился

*Незначительно уменьшился

*Не изменился

*Незначительно возрос

*Значительно увеличился

3. В чем проявляется  ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться  от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

_______________

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение  самооценки_______

3.8 Спешка, ощущение постоянной  нехватки времени _________

19

 

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных  контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным  трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание  мышц ______

3.15 Головные боли______

3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените)

___________________________________

4. Какие приемы снятия  стресса вы практикуете? (подходящее подчеркнуть):

• алкоголь

• сигареты

• наркотики

• телевизор

• вкусная еда

• перерыв в работе или учебе

• сон

• общение с друзьями или любимым человеком

• поддержка или совет родителей

• секс

• прогулки на свежем воздухе

• хобби _______________

• физическая активность

• иное ______________________________

5. Насколько сильно вы  волнуетесь перед экзаменами (оцените  по 10 бальной системе):

____________________ баллов

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя?

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание ______

6.4 Скованность, дрожание  мышц ______

6.5 Головные или иные  боли _______

6.6 Иное (напишите, что) _________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное  волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

 

 


Информация о работе Профилактика экзаменационного стресса