Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность проработки данной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….3
1.1 Понятие и сущность стресса………………………………………...3
1.2 Стадии стресса………………………………………………………. 3
1.3 Факторы стресса…………………………………………………….. 4
1.4 Виды стресса………………………………………………………… 5
1.5 Понятие экзаменационного стресса………………………………... 5
1.6 Симптомы экзаменационного стресса……………………………... 6
1.7 Профилактика экзаменационного стресса………………………….7
Выводы по первой главе………………………………………………....8
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………..……….. 9
2.1 Этапы и методы работы……………………………………………. 9
2.2 Анализ результатов………………………………………………….9
Выводы по второй главе ………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………
Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность.
Эверли Дж. и Розенфельд Р. установили, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Только для этого, по мнению ученого, необходимо благожелательное отношение к ним со стороны экзаменаторов - нужно щадить самооценку учеников, меньше ругать их и больше хвалить. Только в этом случае экзамен может быть полезен.
Интересно, что в то время как для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно «как следует разозлиться» или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной системы, желательно
снижать излишнее возбуждение, а вот для флегматика с сильным и инертным типом высшей нервной деятельности, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, больше переживать и бояться экзамена.
Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп: [4, c.36]
Физиологические симптомы
7
Эмоциональные симптомы
Когнитивные симптомы
Поведенческие симптомы
Практически каждый человек сдавал в своей жизни экзамены. И редко кто ждал экзамен с нетерпением. Ведь за этим часто стоит серьезное напряжение, отказ от привычного режима, страх не сдать или сдать не так, как хочешь, повышение тревожности и, как следствие, ухудшение общего психологического и физиологического состояния.
В юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания.
8
Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба. [8, c.122]
Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания.
Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.
Наверное, полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ведь любая новая ситуация всегда вызывает волнение, но уменьшить его и улучшить контроль за своими эмоциями конечно можно. Настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях помогут разработанные нами рекомендации.
Вывод по первой главе.
На основе теории предложенной в первой главе можно сказать, что стресс – это феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия (Ганс Селье).
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии). Первая фаза - стадия тревоги. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс.
Наиболее подвержены стрессам школьники раннего юношеского возраста, т.к. этот возраст является переходным и у юношей меняются взгляды на жизнь. Для них это период самоопределения, как в профессиональной, так и в социальной сфере. О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. это может повлиять на поведение во время экзамена.
9
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛНЕИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Исследование к данной работе проходило в 4 этапа:
Исследовательская часть работы проводилась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Общеобразовательное учреждение гимназия № 6» города Красноярска. В исследовании участвовали ученики 11 Б класса.
Исследование проводилось на основе составленной анкеты “Тест на учебный стресс” (Разработан Ю.В. Щербатых). (Приложение 1).
2.2 Анализ результатов
В анкетировании участвовали 15 человек: 8 девушек, 7 юношей в возрасте от 17 до 18 лет, ученики 11 Б класса.
Полученные результаты проведенного исследования можно изложить в виде таблицы (Таб.1).
Основными причинами возникновения стресса у старшеклассников являются большая учебная нагрузка(6,3) и строгие преподаватели(5,4). Меньше всего старшеклассников волнует конфликт в классе(1,2), проблема в личной жизни(1,5).
10
Таблица 1.
Результаты исследования причин стресса старшеклассников
№ |
Причина стресса |
Результаты, max = 10 б. |
1 |
Большая учебная нагрузка |
6,3 |
2 |
Строгие преподаватели |
5,4 |
3 |
Отсутствие учебников |
4,7 |
4 |
Непонятные, скучные учебники |
4,7 |
5 |
Неумение правильно организовать свой режим дня |
4,5 |
6 |
Нерегулярное питание |
4,3 |
7 |
Излишне серьезное отношение к учебе |
4,1 |
8 |
Стеснительность, застенчивость |
3,6 |
9 |
Страх перед будущим |
3,2 |
10 |
Нежелание учиться |
2,3 |
11 |
Проблемы в личной жизни |
1,5 |
12 |
Конфликт в классе |
1,2 |
13 |
Иное (напишите, что именно) |
0,0 |
Исследование особенностей проявления стресса старшеклассников представлен в таблице 2.
Проявляется стресс у исследуемой группы учеников в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности старшеклассников, плохом сне (7,3), плохом настроении, депрессии(5,2). Из биологических признаков проявления стресса наиболее высокие показатели связаны с учащенным сердцебиением (3,4)и с затрудненным дыханием (2,5).
11
Таблица 2.
Проявление стресса у старшеклассников
№ |
Проявление стресса |
Результаты, max = 10 б. |
1 |
Плохой сон |
7,3 |
2 |
Плохое настроение, депрессия |
5,2 |
3 |
Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами |
4,9 |
4 |
Страх, тревога |
4,2 |
5 |
Невозможность избавиться от посторонних мыслей |
4,2 |
6 |
Потеря уверенности, снижение самооценки |
4,1 |
7 |
Раздражительность, обидчивость |
2,6 |
8 |
Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания |
3,7 |
9 |
Учащенное сердцебиение, боли в сердце |
3,4 |
10 |
Спешка, ощущение постоянной нехватки времени |
3,1 |
11 |
Нарушение социальных контактов, проблемы в общении |
2,9 |
12 |
Затрудненное дыхание |
2,5 |
13 |
Напряжение или дрожание мышц |
1,6 |
14 |
Головные боли |
1,5 |
15 |
Проблемы с желудочно-кишечным трактом |
1,3 |
16 |
Иное (напишите сами и оцените) |
0,0 |