Профилактика экзаменационного стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность проработки данной проблемы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….3
1.1 Понятие и сущность стресса………………………………………...3
1.2 Стадии стресса………………………………………………………. 3
1.3 Факторы стресса…………………………………………………….. 4
1.4 Виды стресса………………………………………………………… 5
1.5 Понятие экзаменационного стресса………………………………... 5
1.6 Симптомы экзаменационного стресса……………………………... 6
1.7 Профилактика экзаменационного стресса………………………….7
Выводы по первой главе………………………………………………....8
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………..……….. 9
2.1 Этапы и методы работы……………………………………………. 9
2.2 Анализ результатов………………………………………………….9
Выводы по второй главе ………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.85 Кб (Скачать файл)

Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность.

Эверли Дж. и Розенфельд Р. установили, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Только для этого, по мнению ученого, необходимо благожелательное отношение к ним со стороны экзаменаторов - нужно щадить самооценку учеников, меньше ругать их и больше хвалить. Только в этом случае экзамен может быть полезен.

Интересно, что в то время как для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно «как следует разозлиться» или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной системы, желательно

снижать излишнее возбуждение, а вот для флегматика с сильным и инертным типом высшей нервной деятельности, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, больше переживать и бояться экзамена.

    1. Симптомы экзаменационного стресса

Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп: [4, c.36]

Физиологические симптомы

  • усиление кожной сыпи;
  • головные боли;
  • тошнота;
  • диарея;
  • мышечное напряжение;

7

  • углубление и учащение дыхания;
  • учащенный пульс;
  • перепады артериального давления.

Эмоциональные симптомы

  • чувство общего недомогания;
  • растерянность;
  • паника;
  • страх;
  • неуверенность;
  • тревога;
  • депрессия;
  • подавленность;
  • раздражительность.

Когнитивные симптомы

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из ВУЗа, лишение стипендии и т.п.);
  • кошмарные сновидения
  • ухудшение памяти;
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
  • увеличение употребления кофеина и алкоголя;
  • ухудшение сна и ухудшение аппетита.
    1. Профилактика экзаменационного стресса

Практически каждый человек сдавал в своей жизни экзамены. И редко кто ждал экзамен с нетерпением. Ведь за этим часто стоит серьезное напряжение, отказ от привычного режима, страх не сдать или сдать не так, как хочешь, повышение тревожности и, как следствие, ухудшение общего психологического и физиологического состояния.

В юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания.

 

8

 

Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба. [8, c.122]

Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания.

Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.

Наверное, полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ведь любая новая ситуация всегда вызывает волнение, но уменьшить его и улучшить контроль за своими эмоциями конечно можно. Настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях помогут  разработанные нами рекомендации.

 

 

Вывод по первой главе.

На основе теории предложенной в первой главе можно сказать, что  стресс – это феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия (Ганс Селье).

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии). Первая фаза - стадия тревоги. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс.

Наиболее подвержены стрессам школьники раннего юношеского возраста, т.к. этот возраст является переходным и у юношей меняются взгляды на жизнь. Для них это период самоопределения, как в профессиональной, так и в социальной сфере. О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. это может повлиять на поведение во время экзамена.

 

 

 

 

9

 

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПРОЯВЛНЕИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

  1. Этапы и методы исследования

Исследование к данной работе проходило в 4 этапа:

  1. Подготовительный (изучение материала, составление гипотезы, целей и задач)
  2. Сбор фактических данных (проведение анкетирования на тему исследования, которое помогло бы или подтвердить, или опровергнуть гипотезу)
  3. Количественная и качественная обработка результатов (обработка полученных данных с помощью математических операций)
  4. Интерпретация результатов (формулировка вывода по проведенному исследованию)

Исследовательская часть работы проводилась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Общеобразовательное учреждение гимназия № 6» города Красноярска. В исследовании участвовали ученики 11 Б класса.

Исследование проводилось на основе составленной анкеты “Тест на учебный стресс” (Разработан Ю.В. Щербатых). (Приложение 1).

 

 

2.2   Анализ результатов

В анкетировании участвовали 15 человек: 8 девушек, 7 юношей в возрасте от 17 до 18 лет, ученики 11 Б класса.

Полученные результаты проведенного исследования можно изложить в виде таблицы (Таб.1).

Основными причинами возникновения стресса у старшеклассников являются большая учебная нагрузка(6,3) и строгие преподаватели(5,4). Меньше всего старшеклассников волнует конфликт в классе(1,2), проблема в личной жизни(1,5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Таблица 1.

 

Результаты исследования причин стресса старшеклассников

Причина стресса

Результаты,

max = 10 б.

1

Большая учебная нагрузка

6,3

2

Строгие преподаватели 

5,4

3

Отсутствие учебников

4,7

4

Непонятные, скучные учебники

4,7

5

Неумение правильно организовать свой режим дня

4,5

6

Нерегулярное питание

4,3

7

Излишне серьезное отношение к учебе

4,1

8

Стеснительность, застенчивость

3,6

9

Страх перед будущим

3,2

10

Нежелание учиться

2,3

11

Проблемы в личной жизни 

1,5

12

Конфликт в классе

1,2

13

Иное (напишите, что именно)

0,0


 

Исследование особенностей проявления стресса старшеклассников представлен в таблице 2.

Проявляется стресс у исследуемой группы учеников в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности старшеклассников, плохом сне (7,3), плохом настроении, депрессии(5,2). Из биологических признаков проявления стресса наиболее высокие показатели связаны с учащенным сердцебиением (3,4)и с затрудненным дыханием (2,5).

 

 

 

 

 

 

11

Таблица 2.

Проявление стресса у старшеклассников

Проявление стресса

Результаты, max = 10 б.

1

Плохой сон

7,3

2

Плохое настроение, депрессия

5,2

3

Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами

4,9

4

Страх, тревога

4,2

5

Невозможность избавиться от посторонних мыслей

4,2

6

Потеря уверенности, снижение самооценки

4,1

7

Раздражительность, обидчивость

2,6

8

Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

3,7

9

Учащенное сердцебиение, боли в сердце

3,4

10

Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

3,1

11

Нарушение социальных контактов, проблемы в общении

2,9

12

Затрудненное дыхание

2,5

13

Напряжение или дрожание мышц

1,6

14

Головные боли

1,5

15

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

1,3

16

Иное (напишите сами и оцените)

0,0

Информация о работе Профилактика экзаменационного стресса