Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:45, дипломная работа
Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьв А.А., Макареноко А.С. и другие) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и учеников, к поиску эффективных способов их преодоления.
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов.
Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Содержание
Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования
профилактики конфликтного поведения
детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание,
типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения
детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики
конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование
профилактики конфликтного поведения
детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной
работы
2.2 Программа психологической профилактики
конфликтов в классном коллективе младших
школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность данной проблематики обусловлена
постоянным интересом психологов и педагогов
(Выготский Л.С., Леонтьв А.А., Макареноко
А.С. и другие) к изучению причин возникновения
конфликтов в педагогическом взаимодействии
учителя и учеников, к поиску эффективных
способов их преодоления.
Конфликты можно считать неотъемлемым
компонентом любой сферы человеческой
деятельности, а управление - не исключение
и, возможно, достаточно яркий пример,
и даже одна из причин возникновения конфликтов.
Конфликты на работе знакомы слишком многим.
Организации с идеальными взаимоотношениями
между сотрудниками, департаментами и
собственниками встречаются в жизни так
же часто, как и все идеалы.
Конфликты закономерно приходят в нашу
жизнь. Меняется жизнь, и меняются причины
и формы конфликтов. Они могут ожидать
нас в каждой встрече с новым человеком
или с новой ситуацией. Избежать их невозможно,
они необходимы для развития, для роста,
иначе наступает застой. Межличностные
отношения в процессе развития требуют
регулировки, гармонизации, приведения
к согласию.
Конфликтовать конструктивно — значит
выявлять разногласия или противодействия,
чтобы направить усилия всех конфликтующих
сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей
эти разногласия и противодействия; Техника
созидательного управления конфликтом
— полезнейший инструмент, который мобилизует
творческий потенциал, освобождает человека
от имеющихся личностных ограничений
и облегчает выбор наилучшего варианта
поведения.
Эмоциональное состояние во время конфликта
характеризуется нерешительностью и напряженностью,
которые являются результатом несовместимых
внутренних требований. Чтобы понять свои
ощущения, позиции и привычные реакции
по отношению к возникшему конфликту,
необходимо задать самому себе некоторые
вопросы. Поиск ответов на них способствует
развитию самосознания и восстановлению
целостности личности.
Актуальность данной работы заключается
в исследовании динамики отношений ученика
и учителя в процессе возрастного развития
младшего школьника на этапе формирования
учебной деятельности. Представляется
важным специальный анализ основного
противоречия в отношениях учителя и ученика
в первой фазе младшего школьного возраста,
а также изучение специфики построения
и разрешения продуктивного конфликта
отношений как основного механизма развития
детско-взрослых отношений в рамках нормативного
развития возраста.
Цель: выявление особенности профилактики
конфликтного поведения детей младшего
школьного возраста.
Объект: конфликтное поведение в младшем школьном
возрасте.
Предмет: профилактика конфликтного поведения
детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: в младшем школьном возрасте у детей
формируются дружеские взаимодействия.
И огромную роль в формировании дружеских
взаимодействий по праву принадлежит
учителю, объединение детей в небольшие
группы для совместного выполнения заданий
позволяет сформировать у них прочные
способы сотрудничества, а также определенные
представления об особенностях работы
в коллективе.
Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической
литературе по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения
детей младшего школьного возраста в процессе
учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу
психологической профилактики и преодоления
конфликтов детьми младшего школьного
возраста
4.Оценить эффективность предложенной
профилактической программы.
Теоретическая и практическая значимость исследования
состоит в возможности использования
материалов работы в практической деятельности
педагогов в начальной школе.
Методы:
1.Теоретические: изучение психолого-педагогической
научной и методической литературы, архивных
материалов; 2.Эмпирические: беседа, эксперимент
(констатирующий, преобразующий (формирующий)
и контрольный), метод количественного
и качественного анализа полученных данных.
Исследование было проведено на базе средней
общеобразовательной школы №21 г. Ставрополя.
В эксперименте принимали участие дети
младшего школьного возраста 7-8 лет (экспериментальная
группа 10 человек и контрольная группа
10 человек).
Структура работы: данная работа состоит из введения,
2-х глав, заключения, списка литературы.
Этапы исследования:
1. Подготовительный - на данном этапе осуществлялся
подбор и анализ литературы по данной
теме, постановка цели, задач, объекта,
предмета.
2. Экспериментальный этап исследования
- осуществлялся в рамках констатирующего,
формирующего и контрольного эксперимента.
3. Итоговый – итоговый срез экспериментальной
работы, анализ и сравнение результатов
исследования, оформление работы.
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
Для того, чтобы умело использовать конфликт
в педагогическом процессе, необходимо,
естественно, иметь теоретическую базу:
хорошо знать динамику его и все ее составляющие.
Бесполезно рассказывать о технологии
использования конфликта, человеку, который
имеет лишь житейское представление о
конфликтном процессе.
Конфликт — чрезвычайно распространенное
явление общественной жизни. Известно,
что конфликтуют не только люди. Конфликты
происходят между отдельными представителями
биологических сообществ и между видами,
в общественной жизни — между людьми,
социальными группами, классами, государствами
[5; 122].
Поскольку наше исследование касается
межличностных (и межролевых) отношений
в сфере образования, и мы работаем на
стыке педагогики, психологии и социологии,
нельзя не отметить, что понятие «конфликт»
употребляется нами в широкой трактовке
— в него включаются такие явления, как
разногласия, противоречивые намерения,
несовпадающие установки и экспектации
(ожидания), соревнование, конкуренция,
враждебность и другие подобные противоречивые
отношения и действия.
Конфликт (лат. coflictus — столкновение) в
самом общем виде определяют как предельно
обостренное противоречие. Существуют
различные определения конфликтов, но
все они подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму разногласий,
если речь идет о взаимодействии людей,
конфликты могут быть скрытыми или явными,
но в основе их лежит отсутствие согласия.
Отсутствие согласия обусловлено наличием
разнообразных мнений, взглядов, идей,
интересов, точек зрения.
Так, например, межличностный (межгрупповой)
конфликт можно определить как ситуацию,
в которой взаимодействующие люди или
преследуют несовместимые цели, или придерживаются
несовместимых (взаимоисключающих) ценностей
и норм, или одновременно стремятся в острой
конкурентной борьбе к достижению одной
и той же цели, которая может быть достигнута
лишь одной из конфликтующих сторон.
Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных
формах — противоречивых психологических
состояний и открытых противоречивых
действий сторон (на индивидуальном и
групповом уровнях). Характер межличностных
(и межролевых) отношений проливает свет
на внутренний (социально-психологический)
механизм, состояние и направление развития
сферы образования.
Конфликтность отношений между педагогами
и учащимися начальных классов — весьма
распространенное явление. Можно успокаивать
себя мыслью, что конфликты с хорошими
учителями стимулируют поисковую активность
школьников, это, мол, конструктивные конфликты,
а с плохими — деструктивные конфликты,
они приводят к развитию отрицательного
отношения к учителю, школе, учению [7; 194].
Конфликт — форма социального взаимодействия
между двумя или более субъектами (субъекты
могут быть представлены индивидом/группой/самим
собой — в случае внутреннего конфликта),
возникающий по причине несовпадения
желаний, интересов, ценностей или восприятия
[5; 123].
Мы рассматриваем педагогический конфликт,
то есть конфликт, субъектами которого
являются участники педагогического процесса.
Типологическое подразделение конфликтов:
"ложный" — конфликт, не имеющий
объективных оснований и
Следует различать понятия "конфликт"
и "конфликтная ситуация", разница
между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация — такое совмещение
человеческих интересов, которое создает
почву для реального противоборства между
социальными субъектами. Главная черта
— возникновение предмета конфликта,
но пока отсутствие открытой активной
борьбы.
То есть в процессе развития столкновения
конфликтная ситуация всегда предшествует
конфликту, является его основой.
В практике социального педагога больше
интересует не столько устранение инцидента,
сколько анализ конфликтной ситуации.
Ведь инцидент можно заглушить путем
“нажима”, тогда как конфликтная
ситуация сохраняется, принимая затяжную
форму и отрицательно влияя на
жизнедеятельность коллектива.
На конфликт смотрят сегодня, как на весьма
значимое явление в педагогике, которое
нельзя игнорировать и которому должно
быть уделено особое внимание. Ни коллектив,
ни личность не могут развиваться бесконфликтно,
наличие конфликтов есть показатель нормального
развития .
Считая конфликт эффективным средством
воспитательного воздействия личность,
ученые указывают, что преодоление конфликтных
ситуаций возможно только на основе специальных
психолого-педагогических знаний и соответствующих
им умений. Между тем многие учителя отрицательно
оценивают всякий конфликт как явление,
свидетельствующее о неудачах в их воспитательной
работе. У большинства педагогов по-прежнему
сохранилось настороженное отношение
к самому слову “конфликт”, в их сознании
это понятие ассоциируется с ухудшением
взаимоотношений, нарушением дисциплины,
явлением вредным для воспитательного
процесса. Они стремятся избегать конфликтов
любыми способами, а при наличии их пытаются
гасить внешнее проявление последних
[10; 54].
Большинство ученых считает, что конфликт
– это острая ситуация, возникающая как
результат столкновения отношений личности
с общепринятыми нормами. Другие определяют
конфликт как ситуацию взаимодействия
людей либо преследующих взаимоисключающие
или недостижимые одновременно обеими
конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся
реализовать в своих взаимоотношениях
несовместимые ценности и нормы такое
противоречие между людьми, которое характеризуется
противоборством как явление создающее
весьма сложную психологическую атмосферу
в любом коллективе школьников, старшеклассников
особенно, как трудноразрешимое противоречие,
связанное с острыми эмоциональными переживаниями
как критическую ситуацию, то есть ситуацию
невозможности реализации субъектом внутренних
необходимостей своей жизни (мотивов,
стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю
борьбу, порождающую внешние, объективно
данные противоречия, как состояние, рождающее
неудовольствие целой системой мотивов,
как противоречие между потребностями
и возможностями их удовлетворения [8;
14].
Установлено, что противоречия, возникающие
среди младших школьников, не всегда приводит
к конфликту. От умелого и чуткого педагогического
руководства зависит, вырастет ли противоречие
в конфликт или найдет свое разрешение
в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение
конфликта зависит подчас от той позиции,
которую занимает педагог по отношению
к ней (авторитарная, нейтральная, избежание
конфликтов целесообразное вмешательство
в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать
его развитие и уметь разрешать – своеобразная
“техника безопасности” педагогической
деятельности.
Различают два подхода в подготовке к
разрешению конфликтов:
В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
Действия педагога в четвертой
позиции позволяют
Однако педагогу достаточно часто не хватает
культуры и техники взаимодействия с воспитанниками,
что приводит к взаимному отчуждению.
Человек с высокой техникой общения характеризуется
стремлением не только верно разрешать
конфликт, но и понять его причины. Для
разрешения конфликтов среди младших
школьников весьма уместен метод убеждения
как путь примирения сторон. Он помогает
показать младшим школьникам нецелесообразность
некоторых форм, которые они используют
для разрешения конфликта (драки, присвоение
кличек, запугивание и т.п.). В то же время
педагоги, используя этот метод, допускают
типичную ошибку, ориентируясь только
на логику своих доказательств, не учитывая
взглядов и мнений самого младшего школьника.
Ни логика, ни эмоциональность не достигают
цели, если педагог игнорирует взгляды
и опыт воспитанника [15; 78].
психологический конфликт – происходит
вне общения с людьми, происходит
внутри личности [14; 198].
Выделяют конфликты по степени их реакции
на происходящее:
Различают конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п. [12; 32].
Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста