Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:45, дипломная работа
Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьв А.А., Макареноко А.С. и другие) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и учеников, к поиску эффективных способов их преодоления.
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов.
Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
- корректировка результатов
- самооценка классного руководителя,
мобилизация им своих духовных и умственных
сил.
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение [17; 101].
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Выводы к 1 главе
Конфликт — форма социального взаимодействия
между двумя или более субъектами (субъекты
могут быть представлены индивидом/группой/самим
собой — в случае внутреннего конфликта),
возникающий по причине несовпадения
желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов,
которое создает почву для реального противоборства
между социальными субъектами.
Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование преодоления конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
Изучив и проанализировав
Экспериментальная база исследования:
2 «В» класс СОШ № 21 г.Ставрополя
в количестве 24 детей.
Были поставлены следующие задачи:
Чтобы процесс самораскрытия
1. Налаживание контакта с детьми.
2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия.
3. Более глубокое самораскрытие и самопознание
личности каждого ребенка.
Примерная структура каждого занятия
была такой:
1. «Разогревающие» игры, упражнения, направленные
на налаживание контактов друг с другом,
на создание положительной эмоциональной
атмосферы;
2. Беседа в кругу о предыдущем занятии,
обсуждение результатов письменных тестов,
заданий каждого ребенка, сделанных на
прошлом занятии, мое объективное мнение
о характере каждого ребенка, советы над
чем надо работать.
3. Двигательные игры, упражнения на сплочение.
4. Психодиагностика (рисуночные тесты,
беседа, методики, сочинения), выполнение
устных заданий, направленных на самораскрытие
личности.
5. Обратная связь.
Продолжительность каждого занятия - 90
минут.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Одной из наблюдающихся в психологии тенденций
является комплексное применение ряда
методических приемов в рамках одного
исследования. В ходе работы использовались
сочинения, различные методики, опросники,
рисуночные тесты, наблюдение, беседа,
упражнения.
Основными методами в моем исследовании
были:
- наблюдение
- психодиагостика
- доверительная беседа
- обратная связь
Такие методы, как двигательные упражнения,
упражнения на сплочение использовались
как вспомогательные, в совокупности с
другими методами, хотя применялись на
всех этапах и на всем протяжении исследования.
Наблюдение.
Этот метод является одним из основных
методов психологического исследования
на этапе получения эмперических данных.
Невмешательство психолога в ситуацию
выступает важной характеристикой метода
и очень важно, чтобы люди, за которыми
ведется наблюдение, не знали об этом,
так как в противном случае может исчезнуть
естественность их поведения.
Социометрический срез, анкета и опросник были использованы в начале занятий для сбора первичных данных. Метод социометрического среза помог в изучении структуры личных отношений в группе детей, в определении социального статуса каждого школьника. Социометрический срез позволяет определить популярность одних школьников и непопулярность других, выявить наличие малых групп и характер внутрегрупповых и межгрупповых отношений.
Для выявления самооценки и самоотношения
использовались разные методики: методика
“Кто я?”, сочинение о себе.
“Кто я?” Цель этой методики состоит в
выявлении социальной роли ребенка, особенностей
его характера, жизненных перспектив.
Я проводила эту методику, что бы понять,
кем они себя считают, какие суждения ставят
на первое место, какие на последнее.
Сочинение о себе.
Перед сочинением я дала такое задание:
“напишите несколько слов о себе, о своем
характере”. Цель этого задания - выяснить
как оценивают себя школьники, о каких
сторонах характера больше упоминают,
о сильных или о слабых, а затем выяснить
как хорошо они друг друга знают (после
написания самохарактеристик они вслух
зачитываются, и все должны понять, кто
его написал).
Для того, чтобы узнать межличностные
отношения в классе, целесообразно провести
социометрию, широко распространенную
в наше время. Прежде чем признать лидера
группы, нужно выяснить, а по каким качествам
его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь
может быть лидер совсем нежелательный.
Его могут выбрать не по тем качествам,
которые ценятся в человеке (честный, добрый
и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты
дает и т. д.
Младшие школьники, с большим желанием
объединяются в различной деятельности,
прежде всего в игре. Между некоторыми
детьми устанавливаются особо дружеские
отношения: они предпочитают именно с
теми или иными товарищами играть, трудиться,
разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Для формирования дружеских взаимоотношений
у детей можно рекомендовать не только
игры, но и беседы, чтение художественной
литературы, развлечения, спортивные праздники,
праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах,
играх, вместе поют, читают стихи, а это
сплачивает их в коллектив. У них появляются
одни интересы, они стараются помочь друг
другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сам
по себе класс не будет дружным. Сплочение
коллектива не будет хорошим, если не проводить
в нем какую-то работу по формированию
дружеских взаимоотношений. Нужно детям
разъяснять что такое “хорошо” и что
такое “плохо”. Лишь только тогда у них
сформируются правильные взаимоотношения
в группе. Да и потом в школе и вообще в
жизни дети будут уметь дружить, находить
контакт с людьми, будут честными, добрыми,
справедливыми, а эти качества ценятся
в людях. Учитель, выяснив “отверженного”
ребенка в группе, обязан помочь ему войти
в коллектив, воспитать в нем дружеские
отношения к своим сверстникам на примере
своих товарищей или героев книг. Он должен
давать ему какие-то поручения для совместного
выполнения с другими детьми группы.
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
В своей работе для изучения личности
младшего школьника использовалось
3 рисуночных теста: автопортрет, несуществующее
животное, семья. Эти тесты выявляют яркие
индивидуальные отличия детей и позволяют
наиболее глубоко понять душевное состояние
человека, его видение мира, социальную
ориентацию. Мы использовали эти методики
не только для того, чтобы изучить личностные
особенности и отклонения детей, но и для
того чтобы рассказать им какие у них проблемы,
над чем им надо работать в дальнейшем.
То есть после интерпретации с ними проводилась
беседа и ознакомление их с анализом их
рисунков, что дает стимул к дальнейшему
их самовоспитанию.
В соответствии с темой работы я провела
социометрический эксперимент, рекомендованный
Я.А.Коломенским. Мы провели с детьми игру
«Секрет», в основу которой положена методика
«выбор в действии».
Перед началом игры я давала каждому
ребенку инструкцию: «Сейчас я
дам тебе три игрушки. Ты можешь положить
их те детям, которым ты хотел бы
их подарить, только каждому по одной.
Можешь положить и тем детям, которых
нет сегодня». Результаты заносились
в заранее заготовленную
Доверительная беседа
Доверительное общение наряду с другими
своими функциями может выступать в качестве
исходной внешней формой познания личности
самой себя, своих черт, особенностей,
переживания. Доверительная беседа, тема
которой является личность одного из партнеров,
позволяет одному партнеру более глубоко
осмыслить те или иные свои поступки, характерные
черты, стимулирующие процессами познания.
Доверительная беседа проводилась в середине
занятий в два этапа:
1. Обсуждение результатов заданий детей,
сделанных на предыдущем занятии. То есть
я даю им информацию, стимул к размышлению.
2. Выполнение устных заданий, направленных
на самораскрытие личности каждого ребенка.
Таким образом, можно предположить, что
самоанализ и самопознание являются в
значительной степени продуктом доверительного
общения личности со значимыми другими.
Любое наше действие всегда, так или иначе,
отражается в ответных поступках людей,
окружающих нас. Человек постоянно находится
в системе взаимных действий самых разных
субъектов общения. Но грамотно выстроить
общение удается тому, кто не только помнит
об ответных реакциях, но и заранее планирует
и просчитывает их. С этой точки зрения
сам процесс человеческих взаимодействий
напоминает партию в шахматы.
Совместная деятельность, как правило,
рассматривается как организованная система
активности взаимодействующих индивидов,
направленная на освоение объектов материальной
и духовной культуры.
Для формирования положительных взаимоотношений
младших школьников более эффективным
является игровой метод. Развитие групповой
активности в предложенной нами подборке
игр основано на определении места каждого
члена группы в той или иной ситуации,
на поощрении поиска проблемного решения,
на нахождении новых путей для сотрудничества,
на умении доверять и доверяться. Все это
в совокупности развивает в человеке способность
ориентироваться в новой обстановке, не
боясь показаться смешным.
Эти игры помогают ребёнку:
- лучше узнать себя самого, понять свое
отличие от других;
- найти и укрепить новые средства и пути
для взаимной поддержки людей в групповом
взаимодействии;
- развивать такие способности, которые
одновременно учат и лидирующей роли,
и роли рядового участника в ситуациях
группового решения;
- развивать способность к открытому взаимодействию
с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста