Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьв А.А., Макареноко А.С. и другие) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и учеников, к поиску эффективных способов их преодоления.
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление - не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов.

Содержание работы

Введение
Глава Ι. Теоретические основы исследования профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
1.3.Специфика психологической профилактики конфликтного поведения детей
Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа психологической профилактики конфликтов в классном коллективе младших школьников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 95.69 Кб (Скачать файл)

УПР.1 
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? 
Начните игры данного блока с простой и достаточно интерактивной игры. Вам понадобится мяч. Игра проходит в два этапа. 
I ЭТАП. Участники образуют круг. Ведущий бросает мяч и называет имя того, кто ловит подачу. Затем этот участник также называет имя игрока и бросает ему мяч. ( Важно, чтобы мяч обязательно пролетал через внутригрупповое пространство! ) Так до тех пор, пока имя каждого не будет названо. Последний человек называет имя ведущего, и круг замыкается. А теперь повторите эту процедуру и уточните, все ли игроки запомнили, от кого пришел к ним мяч , и к кому был отправлен? 
II ЭТАП. Мяч отправляется вновь по кругу в той же последовательности. Однако, когда 3-4 игрока уже назвали своего адресата, ведущий достает другой мяч ( игрушку ) и отправляет ее по тому же кругу ( при этом первый мяч должен дойти до конца своего пути, т.е. до ведущего ). И так поочередно в путь отправляются все 5-6 мячей или игрушек . 
В какой-то момент в воздух одновременно взлетают яркие цветные мячи, зайцы, и все это сопровождается именами тех, кто стоит в кругу. 
ОБСУДИТЬ: трудно ли было следить за "связующими нитями"? Что отвлекало? Что вызывало опасение? Пришло ли чувство уверенности, если " да ", то с чем оно было связано ? и т.д. 
УПР.2 
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ 
В данной игре выявляются лидерские способности участников, характер взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы. 
ФОРМА ИГРЫ: индивидуальная, парная, групповая. 
ЗАДАНИЕ: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что осталось у вас - это 15 предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые, чтобы спастись с их помощью. 
СИТУАЦИЯ 1. Один в лодке (табл., графа 1): проанализируйте эти предметы по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1, напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7 минут. 
СИТУАЦИЯ 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись вдвоем. 
Проделайте аналогичную работу. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время работы 10 минут. 
СИТУАЦИЯ 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте прийти к 
общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время-12 минут.

 
Предметы в лодке

В лодке

Эксперты

Ошибки

Лидерство

 

один

двое

все

 

одного

двух

всех

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Секстант

               

Лупа

               

Канистра с водой (пресной)

               

Москитная сетка

               

Аварийный запас продуктов - 1 ящик

               

Карта Тихого океана

               

Надувная подушка

               

Канистра с горючим (8 литров мазута)

               

Транзисторный приемник

               

Светонепроницаемый пластмассовый  лист

               

Медицинский спирт (1л)

               

Нейлоновый шнур (10м)

               

Коробка шоколада

               

Рыболовные снасти

               

ИТОГО:

               

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Прежде всего  мы должны записать, как ранжируют  эти предметы эксперты-специалисты  по спасению людей ( графа 4 ): лупа ( 1 по значимости и т.д. ), канистры с пресной  водой, аварийный запас продуктов- жизненно необходимые предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт - менее важные; надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник, средство для отпугивания акул, секстант- бесполезные. 
Эксперты считают, что в первую очередь необходимо подать о себе знать. Для этого нужно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой навести солнечный луч на пятно мазута и поджечь его. Столб черного дыма виден на расстоянии 40-50км. Теперь вам понадобится пресная вода, продукты, шоколад и т.д. 
ПОДСЧЕТ ОШИБОК. Высчитайте разницу ( из большего вычесть меньшее ) : и занесите разницу в графу 7. 
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитайте итоговые суммы по графам 5, 6, 7 ( отдельно ). 
Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы... 
Для оценки лидерских качеств (графа 8), необходимо высчитать разницу между " ошибками всех и " ошибками одного " (графы 5,7). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали :  
- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами; 
- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства; 
- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять; 
- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма. 
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами? Как вы утонули: один, в паре, вместе со всеми? И другие. 
УПР. 3 
ИМПУЛЬС ( " цепная реакция " ) 
Участники образуют круг, держась за руки. Ведущий быстро, несильно, но ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа и т.д. Пожатие переходит от одного к другому, пока не вернется к ведущему. Повторяется та же процедура, но в другую сторону. 
Задание усложняется : при передаче импульса вправо, игрок озвучивает свое участие междометием " Эх ! ", а влево- " Ух ! " , Если импульсы справа и слева " встречаются " на каком-либо игроке, то он восклицает " Хо -Хо! " и автоматически пожатием рук отправляет импульсы обратно по кругу. 
ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом ? Легко ли озвучивать свое участие ? Как чувствует себя человек, на котором замкнулись импульсы с обеих сторон ? Что мы ощущаем, если сбиваемся ? и т.д. 
УПР. 4 
СКАЗКА О ТРОЙКЕ. 
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание : тройка должна выработать общее решение - в какой цвет покрасить забор ( или назначить место встречи и т.д. ). Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: 
- А - игрок А слепой, зато он слышит и говорит; 
- В - игрок В глухой, но может видеть и двигаться; 
- С - игрок С паралитик: он все видит и слышит, но при этом не может двигаться и говорить. 
Для полноты ощущений предложите участникам завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу и т.д. А вот теперь - за переговоры! 
ОБСУЖДЕНИЕ: Какие чувства испытывает человек, обделенный в плане общения ? Как можно помочь этим людям ? Какую стратегию изберут участники в достижении цели ? 
УПР. 5 
АНТИКИЛЛЕР ( МАФИЯ ) 
Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Все закрывают глаза - "наступила ночь", а киллер указывает ведущему, кто из игроков станет жертвой. "Утром " ведущий сообщает , кто убит. Игрокам предстоит найти среди них киллера. При этом должны соблюдаться два условия :

  1. Одновременно должны два человека заявить свои версии на то, кто является киллером.
  2. Выступления этих правдоискателей сопровождается словами: "Я хочу сделать признание...".

Возникают следующие варианты развития сюжета: 
а) оба игрока называют одного и того же человека - киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер " умирает "- покидает круг, но в ближайшую ночь он назначает своего преемника; 
б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером ( о чем знает он сам и ведущий ). 
ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте? Что испытывает изобличаемый? Как чувствует себя невинный человек , которого обвинили в убийстве? и другие. 
УПР.6 
РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ 
Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему дается символ власти: мяч. Король неподвижен, т.е. они не могут передвигаться по полю. Остальные- анархисты - свободны в своих передвижениях. Однако король имеет возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти- роялистами. Для этого необходимо попасть мячом в любого из игроков. 
Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен " отмечать " мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву ( короля ). 
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.  
Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать мяча? Как осуществляется процесс увеличения числа роялистов? Были ли роялисты- добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между сторонниками монархии? А между анархистами? И т.д. 
УПР.7 
ГУСЕНИЦА 
Не забудьте обзавестись воздушными шариками- по одному на каждого участника. 
ЗАДАНИЕ: найдутся шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постарайтесь цепочкой, соблюдая следующие условия: 
- руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего; 
- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого; 
- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается; 
- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. 
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах...Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции. 
Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя слышны их голоса. Но успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

2.3 Анализ результатов исследования

В процессе проведения экспериментальной  работы подтвердилось, что в младшем  школьном возрасте у детей формируются  дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит учителю. 
Американским психологом Дж. Морено был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была названа им социометрией. С помощью социометрий можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий. Между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены. 
Социометрическую карту группой дифференциации группы детского сада, где девочки обозначены кружками, мальчики - треугольниками. В основу социометрического приема положен "лобовой" вопрос: с кем бы ты хотел играть? (Детям было предложено разложить по шкафчикам 3 привлекательных предмета). При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно). И ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выбора при занесении его на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических "звезд" (которых выбирает большинство), "парнев" (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами (приложение 1)  
После того, как все дети раздали имеющиеся у них предметы товарищам по группе, мы определили кто, сколько и какие предметы получил. 
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи следующей формулы: 
 
Где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками, к – количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; n – количество детей в тестируемой группе. 
Оценка результатов: 
10 баллов – показатель ребенка равен 100%, 
8 – 9 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 90%, 
6 – 7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 70%, 
4 – 5 баллов - показатель С располагается в пределах от 40% до 59%,  
2 –3 баллов - показатель С находится в интервале от 20% до 39%. 
2 – 1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%. 
Выводы: 
10 баллов – очень высокий, 
8 – 9 баллов – высокий, 
4 – 7 баллов – средний, 
2 –3 баллов – низкий, 
0 –1 баллов – очень низкий. 
Формирование личных качеств детей младшего школьного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит учителю. 
Учитель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Учитель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми. 
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками. 
В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов. 
Но учителю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать. 
Таким образом, учитель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в начальной школе он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Социометрический срез “Моя группа”.

Выяснилось, что класс разделен на две группы по половому признаку: группа мальчиков и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек есть три человека вокруг которых и строятся отношения  в группе. Взаимоотношения между  полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают девочек, а девочки  мальчиков.

Результаты этого исследования конечно будут учитываться в дальнейшей работе, однако этот метод дает лишь общее представление о структуре отношений в группе, способствует первоначальной ориентировке исследователя. Социометрический статус школьника не может полностью отразить его социальный статус. В определении социометрического статуса возможен субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно в младшем подростковом возрасте. 
В целом, проанализировав взаимоотношения в детском коллективе с помощью подобранной системы приемов мы смогли выяснить, что в группе нет детей с завышенной самооценкой, в основном со средней. 
Полученные нами в ходе эксперимента данные занесены в таблицы. Оценка результатов проходит по разработанной нами системе оценок.  
Таблица №1. Результаты исследования самооценки детей экспериментальной группы:

 
Методы  
Ф.И.

Методика «Де Греефе»

Методика Немова 
«Какой Я?»

Социометрия

Кол-во баллов

Уровень

  1. Л.

высокая

высокая

средняя

9

высокая

  1. З.

средняя

низкая

средняя

5

средняя

  1. С.

средняя

средняя

средняя

7

средняя

  1. Р.

средняя

средняя

высокая

4

средняя

  1. К.

средняя

средняя

высокая

6

средняя

  1. М.

средняя

средняя

средняя

5

средняя

  1. К.

высокая

высокая

средняя

7

высокая

  1. Г.

низкая

средняя

средняя

8

средняя

  1. Ж.

низкая

средняя

средняя

4

средняя

  1. С.

средняя

средняя

высокая

8

высокая

Информация о работе Профилактика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста