Профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 14:46, реферат

Описание работы

Цель – выявить наиболее эффективные способы предупреждения и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса.
Объект исследования – педагогические конфликты.
Предмет исследования – особенности разрешения конфликтов в педагогическом собществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..

3

профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии………..
4

1.
Определение педагогического конфликта, его признаки, причины возникновения………………………………………...

4
2.
Конфликтные ситуации на уроках математики……...
7

3.
Профилактика и разрешение педагогических конфликтов…...
10

Заключение……………………………………………………………….
18

Список литературы……....
20

Файлы: 1 файл

Реферат психология на сайт.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

 

Профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план   реферата

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..

 

3

   

профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии………..

4

     

   1.

Определение педагогического конфликта, его признаки, причины возникновения………………………………………...

 

4

   2.

Конфликтные ситуации на уроках математики……...

7

     

   3.

Профилактика и разрешение педагогических конфликтов…...

10

     

Заключение……………………………………………………………….

18

   

Список литературы……....

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самый сильный тот, у кого есть сила  
управлять самим собой… 
Сенека

 

     Актуальность реферата. Конфликты, как необходимое условие общественного развития, объективно неизбежны в любой социальной сфере. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства.

     Значительное обострение противоречий, возникающих в том числе и в образовательном процессе,  характеризует развитие нашего общества в современный период. Неиссякаемый источник конфликтов представляет собой школа с ее строгим противопоставлением учителя ученику. Потребность в научном исследовании конфликтов является актуальной, поскольку этап негативного отношения к конфликту сменился этапом его признания как естественного и в ряде случаев желательного явления. Не являются исключением и общеобразовательные организации. Умение конструктивно разрешать конфликты относится к числу факторов, определяющих эффективность профессиональной деятельности. К сожалению, современный учитель не обладает достаточной конфликтологической подготовкой, т.е. такой подготовкой, которая бы позволяла ему, вскрывая сущность конфликта, видеть его истоки, содержание, ход развития, последствия и возможные способы его разрешения. Некомпетентность учителя по разрешению конфликтов самым негативным образом влияет на профессиональное становление и уровень его профессионального развития, профессиональный и личностный имидж. Становится конфликтной сама педагогическая деятельность учителя, нарушается целостность педагогического процесса. Более детального освещения требуют вопросы преодоления конфликтов в образовательной среде учителей школ.

     Тема педагогических конфликтов  в наши дни, когда вопрос качества образования является значимым не только для школы, но и для общества в целом, является особенно актуальной. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, оказалась в сложном положении, и жизнь педагогического коллектива зачастую просто пронизана конфликтными ситуациями.

     Цель – выявить наиболее эффективные способы предупреждения и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса.

Объект исследования – педагогические конфликты.

Предмет исследования – особенности  разрешения конфликтов в педагогическом собществе.

 

Профилактика кОнфликтоВ в педагогическом взаимодействии

  1. Определение педагогического конфликта, его признаки,                причины возникновения

     Мир не  может существовать без конфликтов.  Конфликт  - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко.  Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (№3, с. 176)

           Итак, «конфликт (от лат. conflict – столкновение) – наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности.»

     Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в жизни человека и социальной группы (№ 2, с . 153).

     Таким образом, на фоне решения трудных ситуаций учебно-воспитательного процесса ярко проявляется конфликтогенность педагогического социума, заключающаяся в следующем:  конфликтность является закономерностью функционирования педагогического социума. Однако данная закономерность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рассмотрения.

     Первые отечественные публикации, посвященные исследованию конфликта, появились в начале 1920-х годов. В них данная проблема впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется сама категория «конфликт» и его производные  (К.М.  Тахтарев,  В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая,     Л.П. Карсавин).

      Интерес к противоречиям  в воспитании детей начал формироваться  значительно позже в трудах Л.С. Выготского  и  А.С. Залужного. Главный акцент делался на общих вопросах трудного детства, на самой проблеме конфликта внимание не акцентировалось.

     В 1964 г. выходит статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где впервые были проанализированы причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним.

       Проблемы общей теории конфликта исследовались в рамках философии, социологии и психологии. В трудах отечественных (А.Я.Анцупов, Ф.М.Бородкин, Н.В.Гришина, В.Н.Кудрявцев, Л.А.Петровская,    Е.И. Степанов,   А.И.Шипилов и   др.) и   зарубежных (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, JI. Козер, X. Корнелиус,        Дж. Скотт и др.) конфликтологов раскрыты сущность, структура, динамика конфликта, описаны способы управления конфликтами. В исследованиях М. Дойча, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, К. Хорни и др. конфликт рассматривается исходя из понимания природной конфликтности личности. Особое внимание уделялось проблемам в межличностных, межгрупповых отношениях (Б.Т. Лихачёв, Б.Ф. Ломов, А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Л. Козер, В.Н. Кудрявцев и др.).

       Педагогическая конфликтология как отрасль педагогического знания находится в стадии становления: предприняты попытки описать теоретические основы педагогической конфликтологии (С.В.Баныкина, Г.И. Козырев, Н.В. Самсонова), выявлены фактологические основы конфликта в педагогическом процессе (Г.Л.Воронин, В.И.Журавлев).

     Педагогический  конфликт можно рассматривать  как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин (№ 5, с. 4, с.8).

        Сам  по себе педагогический конфликт  – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого  динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе (№3, с. 128).

     В условиях  учебной деятельности существует  четыре субъекта:  ученик, родитель, учитель, администратор.  В зависимости  от того, какие субъекты вступают  во взаимодействие можно выделить  следующие виды конфликтов:

Ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель-администатор, родитель-родитель, родитель-администратор, администратор-администратор (№ 6, с. 112-114).

       Проблема  выявления причин возникновения  конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие (№2, с. 196). По Ф.Бэкону, истинное знание – это знание,  восходящее к причинам.

     Наиболее полное представление о причинах возникновения конфликтов дано у А.Я.Анцупова, А.И. Шипилова :   организационно- управленческие, структурно-организационные, личностно-функциональные, ситуативно-управленческие (№3, с. 128).

Основными чертами педагогического конфликта можно считать:

  • наличие противоречий между субъектами;
  • их противодействие;
  • негативные эмоции по отношению друг к другу

 

2. Конфликтные  ситуации на уроках математики

     Основную группу конфликтных ситуаций на уроках составляют ситуации по поводу учебных занятий. Все учителя отмечают снижение у подростков интереса к учебе, нежелание учиться. Объяснить это можно тем, что в 12—15 лет учебная деятельность теряет статус «ведущей деятельности» в жизни ребенка и заявляет о себе самому увидеть и оценить результат труда, а не только добросовестно выполнять задания учителя. Тогда как учителя и родители основным критерием «благополучного ребенка» считают его успехи в учебе.

     Часто при встрече с родителями классный руководитель, прежде всего, обращает внимание на оценки и в зависимости от них характеризует ученика: «Видите, по литературе «4», «4», а вот и «5», а по геометрии «3», здесь ему надо поработать, подойти к учителю математики» — тем и ограничивается беседа. И это в то время, когда успехи в учебе теряют свою значимость в глазах ученика, а ее приобретают поступки, в которых проявляются и формируются его личные качества.

     Такое рассогласование в субъективных оценках значимости приводит к нарушению взаимодействия с подростками.

     Довольно часты случаи, когда учитель не видит значимости для ребенка других видов деятельности, не идет на компромисс и тем самым создает конфликтную ситуацию.

«В школе завершается неделя истории. Ученики 7 класса готовят КВН, который должен состояться после уроков. Многие ученики надеются, что учительница математики отпустит учеников с последнего урока за костюмами для КВН.

Ученик подходит к учителю.

— Отпустите, пожалуйста, меня пораньше с урока за костюмом.

— Нет, сначала спрошу тебя на уроке, потом пойдешь. Ученик сел за парту, обиделся, в классе напряженная тишина. Учитель обращается к ученику:

— Иди, отвечай!

— Я не знаю, — сердито и вызывающе отвечает ученик.

— Два! А теперь можешь идти за костюмом. Ученик выходит злой, хлопает дверью».

       Трудно понять педагогическую целесообразность действий учителя в этой ситуации.

Приведем типичные ситуации на уроках, порождающие конфликты с подростками.

«Учительница математики проводила урок. В классе было шумновато, дети громко разговаривали между собой. Чаще всего на глаза учительнице попадался Ю. Петренко—лидер в классе, способный, самолюбивый, но не очень старательный мальчик. Учительнице показалось, что он разговаривает больше других.

— Петренко, прекрати разговаривать, иначе я удалю тебя с урока, — несколько раз делала замечание учительница.

— Все Петренко да Петренко, будто я один всегда разговариваю!— начал громко возмущаться пятиклассник.

— Немедленно выйди из класса и больше не появляйся на уроках! — мальчик вышел за дверь и на уроки математики ходить перестал».

       Учитель сам идет на конфликт, не делая попытки найти пути его предупреждения, а замечание в дневнике может быть поводом к жестокому наказанию мальчика родителями, и это окончательно испортит отношения с учеником. Подобные конфликты принимают затяжной характер, когда всякое замечание учителя вызывает ответную реплику ученика, нарушитель дисциплины привлекает ребят на свою сторону, и они не осуждают, а молча поддерживают его.

       Учителя часто и сами не ожидают, что замечание положительно подействует на поведение ученика во время урока: «Ничего на него не действует, бесполезно с ним говорить!» Так зачем же эти замечания? «По привычке, для общего порядка!» — отвечали учителя.

       Избежать таких ситуаций в работе с подростками невозможно, можно лишь предупредить их, снизить остроту через установление личностного контакта с учеником в совместной внеучебной деятельности и общении. С теми учителями, которых ученики уважают за доброту и справедливость, они конфликтуют меньше; на уроках ведут себя спокойно. Многие учителя понимают бесполезность постоянных замечаний отдельным ученикам на уроке. Такие замечания не организуют их, а, наоборот, вызывают ответные «словесные удары» в адрес учителя. И все это происходит в присутствии других учеников.

Информация о работе Профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии