Профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 14:46, реферат

Описание работы

Цель – выявить наиболее эффективные способы предупреждения и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса.
Объект исследования – педагогические конфликты.
Предмет исследования – особенности разрешения конфликтов в педагогическом собществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..

3

профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии………..
4

1.
Определение педагогического конфликта, его признаки, причины возникновения………………………………………...

4
2.
Конфликтные ситуации на уроках математики……...
7

3.
Профилактика и разрешение педагогических конфликтов…...
10

Заключение……………………………………………………………….
18

Список литературы……....
20

Файлы: 1 файл

Реферат психология на сайт.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

       Приведем пример, когда учитель нашел выход из ситуации без упреков и «организующих» замечаний в адрес учеников.

       «Во время второй учебной четверти прошлого учебного года я проводил урок физики в 8 классе, большую часть которого составляли мальчики. Учащиеся   класса   были чем-то возбуждены, все время шептались, занимались посторонними делами, их волновало что-то другое. Урок был посвящен изучению первого закона Ньютона. Я приготовил к уроку несколько интересных задач, ожидая, что урок пройдет в спокойной, деловой обстановке, но урока не получилось.

       Быстро сложил книги, убрал оборудование и «спокойно» сказал: «Вижу, что сегодня вы заняты своими проблемами, а я хотел, готовясь к уроку, показать вам интересные опыты, они у меня долго не получались, но я добился результата и на урок шел, чтобы вместе разделить радость успеха. Перенесем объяснение этого материала на следующий урок, а сейчас займемся решением задач».

       Через два дня в этом классе проходил урок физики. На этот раз все было иначе: все учащиеся находились у своих парт, в кабинете была абсолютная тишина в течение всего урока».

       Учитель вовремя изменил учебную работу на уроке и тем самым предупредил возникновение конфликтной ситуации (№ , с. 225).

 

3. Профилактика и разрешение педагогических конфликтов

       Древнекитайский  философ-буддист Хуэй Ву писал: «Весь мир представляет собой путь к освобождению, но люди не хотят ступать на этот путь». Конфликт – один из таких путей. Для того чтобы измениться, нужно целенаправленно и умело заниматься своими конфликтами, полностью проживать их и добиваться настоящего выхода из них (№7, с.13).

          Управление конфликтами предполагает не только регулирование уже возникшего конфликта, но и создание условий для его предупреждения, что главнее.

     В.А. Сухомлинский  так пишет о конфликтах в  школе: «Конфликт между педагогом  и ребенком, между учителем и  родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (№ 9, с. 185).

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога.    Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.

     Профилактика конфликта -  вид управленческой деятельности, который заключается в заблаговременном устранении или ослаблении конфликтных факторов.

     Предпосылки успешной деятельности по предупреждению конфликта:

  1. знание общей теории управления (конфликт — это разновидность управленческой деятельности);
  2. знание теории конфликта — стадий конфликта, динамики его развития, действий по урегулированию и предотвращению;
  3. глубокий анализ конкретной конфликтной ситуации, каждая из которой уникальна (тщательный анализ всех стадий конфликта и факторов, оказывающих влияние на развитие конфликтной ситуации).

Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. На конкретных примерах школьник обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими. Бесценен будет приобретенный ими личный опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций и в дальнейшей, уже взрослой жизни.

     Предупреждение  конфликтов:

• в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними;

• в узком смысле — деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин конкретного назревающего конфликта, разрешению противоречия неконфликтными способами. 

     Предупреждение конфликтов связано с созданием объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и психологических условий их профилактики (№1, с. 32, 70).

     Чтобы предупредить  возникновение деструктивных конфликтов между школьниками или учителями, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в школьном коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, знать учеников и учителей, имеющих трудности в общении с окружающими, помогать им в налаживании отношений. Не имея представления о характере взаимоотношений между учениками и учителями, трудно говорить об эффективной работе по предупреждению конфликтов. Чем более глубокой, достоверной, разносторонней и оперативной информацией о взаимоотношениях учеников в классе мы владеем, тем более результативной может быть работа по профилактике конфликтов.    Диагностику взаимоотношений и конфликтов в школе можно оценить с помощью модульного социотеста А.Я. Анцупова (МСА).

         Данный тест дает возможность своевременно выявлять все конфликты, возникающие в классных и педагогических коллективах. С его помощью можно комплексно оценивать взаимоотношения, деловые и другие качества и индивидуальные психологические особенности всех субъектов педагогического процесса в общеобразовательной школе.

              Эффективным методом управления конфликтами, по мнению многих исследований, является метод игровых технологий.

       Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния - чтобы предотвратить конфликт или его погасить.

     Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побуждениях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится во взаимодействии с человеком.

     Метод эмпатии основан на технике вникания в переживания другого человека. Если педагог эмоционален, склонен к интуитивному мышлению, то этот метод будет ему полезен. К типу людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки.      Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог умеет доверять своему руководителю, интуитивному ощущению и способен вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.

     Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений и нем и о ситуации, в которой находится собеседник.

       Во втором случае  учитель старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет собой конфликт. Опыт показывает, что если один из партнеров  по общению сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в конфликтном режиме. В результате назревающий конфликт затухает, а потенциально конфликтные отношения нормализуются.

       Педагогам рекомендуется  применять на практике упражнения, способные предупредить конфликтные взаимодействия, такие как:

Упражнение «Равновесие». Не всегда в жизни и на работе надо идти на компромисс и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых педагоги должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться того, чтобы приняли их точку зрения.

       Как сделать  так, чтобы сложный разговор с  учеником, его родителями, коллегой  по работе или администрацией  школы не закончился конфликтом, и в то же время победа  была за вами?  Ведь по сути дела конфликт это поражение, а задача педагога состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие, и в то же время, добиться согласия с его позицией.

       Опишем психологическую  сторону такого разговора. Беседа  педагог должна быть «хождением по канату» и удержанием на нем равновесия. Наклон в одну сторону – конфликт, крен в другую – мирное, но не конструктивное решение проблемы.

       Необходимо смело и уверенно вести разговор – «идти по канату!». Уступая своему собеседнику в деталях, не уступать ему в главном. Проявлять дипломатичность в тех моментах беседы, которые касаются обоих взаимоотношений, но быть «твердым как скала» в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнать аргументы, пожелания партнера по общению и только после этого раскрывать «чемодан» с собственными предложениями.

     Упражнение «Контексты».  Наше общение осуществляется с помощью слов, мимики и пантомимики, психоэнергетического воздействия. Причем, информация, которая передается по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова. Поэтому, если вы как учитель, говорите своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что надо хорошо учиться и быть дисциплинированным, но через несловесные средства передаете им эмоционально-отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то ребята не услышат ваших слов, но сразу же почувствуют ваше отношение к ним. Они мгновенно займут «оборону -перед боем». Именно так часто начинается конфликт между учителем и учениками.

       Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны откровенно, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки.

        Следовательно, словесное поведение учителя может осуществляться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний.

Но несловесный «язык» педагога должен строиться на одной эмоциональной теплой ноте - открытости.

     Упражнение «Модальность». Попробуйте почувствовать себя подростком или старшеклассником. Что они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!» Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно..»

       А теперь перейдите в позицию учителя и родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее..»

       Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), - в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а взрослые – «могут все», у них - полная свобода действий.

       Эта очередная несправедливость обостряет их взаимодействие со взрослыми и в ряде случаев становиться причиной конфликта. Нельзя забывать о том, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

 

Давайте потренируемся!

Типичные фразы:

«Ты должен хорошо учиться!»

 

«Ты должен думать о будущем!»

 

 

«Ты должен уважать старших!»

 

 

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Лучше сказать:

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать?»

«Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека»

«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».


 

       Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним? Известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем, предметом разговора часто выступает их собственное Я: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я - сильный или слабый, как Я выгляжу и т.п. Рождается личность подростка, его индивидуальность. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему комфортнее, что ему больше всего подходит (№8, с 59-77).

Информация о работе Профилактика конфликтов в педагогическом взаимодействии