Прогнозирование и управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Цель работы: определение методов и средств управления конфликтными ситуациями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….... 3
1. Понятие управление конфликтом…………………………………………....
2. Определение конфликта и конфликтной ситуации…………………………4
3.Прогнозирование, предупреждение и стимулирование конфликтов……....6
4. Разрешение конфликта…………………………...…….………………….….8
Заключение……………………………………………………………………... 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по конфликтологии.docx

— 121.88 Кб (Скачать файл)

Если система государственной  власти и управления обеспечивает официальное, публичное воздействие на конфликты, формально-правовое их регулирование  и разрешение, то институты гражданского общества служат средством неформального  влияния на конфликты. [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение конфликта и конфликтной ситуации

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.

Конфликтная ситуация - это возникновение  разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов.

Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор - это такая  дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в  свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и  для дискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта.

В конфликтной  ситуации надо придерживаться нескольких правил:

- ограничивать  предмет спора; неопределенность  и переход от конкретного вопроса  к общему затрудняют достижение  согласия;

- учитывать  уровень знаний, компетентность  в данном вопросе противника; при большой разнице в уровне  компетентности спор или дискуссия  будут малопродуктивными, а если  малокомпетентный спорщик упрям,  конфликтная ситуация может перерасти  в конфликт;

- учитывать  степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной  стороны; если участники спора  эмоционально легко возбудимы, упрямы, спор неизбежно перерастет в конфликт;

- контролировать  себя, чтобы в пылу спора не  перейти на оценку личностных  качеств друг друга.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого  лица реализовывать свои интересы.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его  основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия  его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких  признака. Конфликт всегда возникает  на основе противоположного направления  мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым  условием возникновения конфликта.

Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.)

Необходимыми  и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие  у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов  и ли суждений, а также состояние  противоборства между ними.

Конфликт - это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным  напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия. [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогнозирование, предупреждение и стимулирование социальных конфликтов.

Прогнозирование возможных последствий своих  поступков является неотъемлемой характеристикой  человека, способного не только контролировать собственные личностные проявления, но также управлять динамикой  событий собственной жизни.

Прогнозирование возможности возникновения и  развитие социального конфликта  дает человеку:

    • представление о социальных и личностных последствиях конфликта, включая ресурсные затраты на участие в нем и его разрешение;
    • позволяет обойти, предупредить возникновение нежелательных конфликтов;
    • позволяет регулировать протекание конфликта, минимизируя потери и используя конструктивный потенциал.

Безусловно, наиболее точно могут прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, включая конфликты, профессионалы: конфликтологи и социологи. Только на основе всесторонних научных исследований симптомов возникающих противоречий и диагностики можно смоделировать возможный конфликт и составить программу действий по сведению к минимуму его негативных последствий для общества. Однако каждый человек может развить свои способности в прогнозировании и управлении результатами социальных взаимодействий. Для этого необходимо иметь совокупность взаимосвязанных знаний, навыков и отношений.

К необходимым  навыкам, определяющим эффективность  прогнозирования, можно отнести  следующие:

    • коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, налаживание и использование разнообразных каналов передачи информации);
    • аналитические навыки (сбор и обработка многоплановой информации о ситуации и людях, ее обуславливающих, моделирование ситуации и поведения людей);
    • навыки психологической корреляции и самокорреляции (контролъ и управление эмоционально-волевыми состояниями, оказание позитивного воздействия на окружающих и др.);
    • навыки выявления, предупреждения и разрешения проблемных ситуаций (чрезвычайных, конфликтных).

Прогнозирование представляет собой вид деятельности, который зачастую протекает на уровне подсознания и во многом определяется неконтролируемыми (или отчасти  контролируемыми) формами поведения, такими, как условные рефлексы и  привычки. Обычно поведение контролируется сознанием только в момент обучения. Поэтому склонность к прогнозированию  и моделированию будущего обусловлена  определенными привычками, например:

    1. рационализировать свои поступки (думать прежде, чем действовать);
    2. уменьшать разрыв между отдаленными (стратегическими) и ближайшими (тактическими) целями;
    3. соизмерять желания и возможности;
    4. учитывать как свои интересы и планы, так и интересы и планы других людей;
    5. уважительно относиться к другим людям, как бы их внешний вид, образ жизни и привычки ни отличались от собственных.

 

 

 

 

 

Факторы, обусловливающие способности человека предвидеть будущее, представлены в  следующей схеме:

Рис.1. – Детерминанты прогнозирования.

Процесс прогнозирования состоит из следующей  последовательности действий:

    • Выявление симптомов — некоторых фактов и событий, которые в своей совокупности не дают основание сделать определенные выводы, но настораживают и побуждают к активности по поиску дополнительной информации.
    • Поиск и анализ информации — сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства.
    • Моделирование возможных вариантов развития событий, альтернатив своих действий, последствий развития ситуации и своих действий.

 

Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.

Используя индуктивный метод, т.е. выявляя и  изучая многообразные конфликты  в быту, сфере досуга, спорта, можно  анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных  конфликтов (от простого конфликта  — к более сложному, от конкретного  конфликта — к обобщению).

Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности  о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и  заключается роль конфликтологии. [11]

Предупреждение  конфликтов осуществляется комплексной  системой методов и средств. Они  станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.

Согласование  интересов — оптимальный способ достижения консенсуса между общественными  субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных — постоянным, текущих — перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. В случае назревающего столкновения между работодателем и трудовым коллективом предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптимальный вариант предупреждения столкновения — найти удовлетворяющую всех меру сочетания этих интересов, при которой бы ни один интерес не ущемлялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые формы взаимодействия противоречивых интересов. Это позволяет находить компромисс и сгладить напряженность.

Так же известно, что не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что, обычно, практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов — это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

Исторической  практике известны многочисленные формы  инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного  прогресса: классовая борьба, социальные революции, промышленная и научно-технические  революции, освободительные войны. Процесс социального управления в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным — это самые общие формы проявления конструктивных конфликтов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствованию и развитию.

Всякое  новое зарождается в недрах старого, любое инновационное действие встречает  противодействие. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей.

Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Например, инициируя борьбу за научно-технический  прогресс, руководство трудового  коллектива способствует его сплочению и предупреждает возникновение конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования производства, государство тем самым ограничивает возможность конфликта между спросом и предложением, создает условия для полного удовлетворения интересов массового потребителя. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Разрешение конфликтов

Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию  составляют либо предпосылки разрешения конфликта, либо собственно моменты  этого процесса.  Разрешение конфликта – его заключительный этап.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия  и решения проблемы, которая привела  к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. [3]

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается  полностью. Неполное разрешение имеет  место тогда, когда устраняются  или преобразуются лишь некоторые  структурные элементы конфликта, в  частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

Ситуация  неполного разрешения конфликта  порождает его возобновление  на той же или на новой основе. Перманентное возрождение одного и  того же конфликта в преобразованном  виде на ином уровне характерно для  многих его типов. Например, соперничество  политических партий в условиях парламентской  системы — это закономерность. Оно не прекращается, пока те или  иные партии существуют и функционируют. Межпартийная борьба может на время  затухать в случае достижения компромисса, однако любой такой компромисс не исключает возобновления противоборства.

Информация о работе Прогнозирование и управление конфликтами