Прогнозирование и управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Цель работы: определение методов и средств управления конфликтными ситуациями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….... 3
1. Понятие управление конфликтом…………………………………………....
2. Определение конфликта и конфликтной ситуации…………………………4
3.Прогнозирование, предупреждение и стимулирование конфликтов……....6
4. Разрешение конфликта…………………………...…….………………….….8
Заключение……………………………………………………………………... 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по конфликтологии.docx

— 121.88 Кб (Скачать файл)

Неполное  разрешение конфликта нельзя рассматривать  в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно  объективно обусловлено, так как  не всякий конфликт разрешается раз  и навсегда. Напротив, жизнь полна  конфликтами, разрешающимися временно, частично.

Разрешение  конфликта следует отличать от его  подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без  ликвидации причин и предмета противоборства.

Не ведет  к разрешению и так называемая отмена конфликта — это попытка  избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления  противоположностей, лежащих в его  основе.

Предпосылки разрешения конфликта:

1. Достаточная  зрелость конфликта, выражающаяся  в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации  ими своих противоположных интересов  и позиций, в организации конфликтных  групп и более или менее  сложившихся способов противоборства.

2. Потребность  субъектов разрешить конфликт  и способность это осуществить.

3. Наличие  необходимых средств и ресурсов  для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец,  человеческих.

 

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:

  1. подготовительный — это диагностика конфликта;
  2. разработка стратегии разрешения и технологии;
  3. непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств.

 

 

 

Диагностика конфликта включает:

а) описание его видимых проявлений (столкновения, кризисы и т.п.);

б) определение  уровня развития конфликта;

в) выявление  причин конфликта и его природы  (объективной или субъективной);

г) измерение интенсивности;

д) определение сферы распространенности.

Каждый  из отмеченных элементов диагностики  предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта — содержания противоборства, состояния его участников, целей  и тактики их действия, возможных  последствий. Конфликт диагностируется  в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном  аспектах, как состояние и процесс.

 

Межличностные стили разрешения конфликтов.

Известны  пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой. Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.

 

 

 

Заключение

Таким образом, исходя из данной работы, мы можем сделать  следующие выводы:

1) Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.)

2) Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

3) Прогнозирование возможных последствий своих поступков является неотъемлемой характеристикой человека, способного не только контролировать собственные личностные проявления, но также управлять динамикой событий собственной жизни. Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях. Предупреждение конфликтов может быть эффективным при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.

4) Стимулирование конструктивных конфликтов является двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению.

Управление  конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его  возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей  стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить  его неконфликтными способами.

Список  литературы

 

1.  Волков, Б. С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – М.: Трикста, 2005. - С. 163.

2. Денисова, О. Г. Возможность прогнозирования социальных конфликтов // Вызовы современности и философия. Материалы Круглого стола, посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под ред. И. И. Ивановой. М. : Просвящение, 2004-с.68.

 3. Дмитриев, А. В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. – М., 2002. С.109-121

4. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – СПб., Питер, 2001. С. 11-42.

5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии / Д. П. Зеркин. Ростов-на-Дону, 1998.

6. Крысько, В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В. Г. Крысько. – СПб., 2003. С. 105.

7. Поляков, В. Г. Человек в мире управления / В. Г. Поляков - Новосибирск: Наука, 1992. С.95-106.

8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск, 1998. С. 142.

9.http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635b3ad68a4c53a89521306c27_0.html

10. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/prognozirovanie-konflikta.html

 


Информация о работе Прогнозирование и управление конфликтами