Программа "На пороге школьной жизни"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:30, методичка

Описание работы

В работе представлена программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Файлы: 1 файл

программа для родителей.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Программа «На  пороге школьной жизни»

для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Пояснительная записка

Поступление в школу  – переломный момент в жизни каждого  ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются, например, с такой проблемой, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и пр. Как показывает практика многие родители оказываются некомпетентны в вопросах подготовки ребенка к школе и не в состоянии оказать ему помощь и поддержку в этом  процессе. Именно поэтому необходима специально  разработанная программа, ориентированная на формирование осознанного и развивающего взаимодействия  с ребенком в целях обеспечения достаточного уровня его готовности  к школьному обучению.

 Для решения вышеизложенной проблемы была разработана программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста и их родителей, получившая название «На пороге школьной жизни».

Целью программы: психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

  1. Содействовать обогащению представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.
  2. Обучать конструктивно-содержательным и позитивно-эмоциональным способам взаимодействия детей и родителей.
  3. Коррекция детско-родительских отношений

Содержание программы

Основной метод –  формирование группы как целого, создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на действии механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.

Занятия проводятся в двух параллельных группах – с родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.

В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развития комплексной психологической  готовности. На занятиях с родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.

Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы  невербального взаимодействия, элементы телесно-ориентированной терапии.

Программа ориентирована  на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование  в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию  их собственных потенциальных возможностей.

Количество занятий – по 5 в каждой группе, одно занятие – совместное. Продолжительность занятий –60–80 минут. Периодичность встреч –1 раз в месяц.

 

 

Структура занятия

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная  часть», «обратная связь», «ритуал  прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Цель «приветствия» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.

Ожидаемые результаты

1. Отработка новых способов и приемов поведения.

2. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

3. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

4. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Тема занятий с детьми

Тема занятий с родителями

Занятие № 1 (2 часа)

«Сегодня – дошкольник, 
завтра – школьник» (Мотивационная готовность)

«Знакомство»

Занятие № 2 (2 часа)

«Кто я? Какой я?» 
(Личностная готовность. 
Развитие самооценки)

«Мотивационная готовность»

Занятие № 3 (2 часа)

«Школьные правила» 
(Произвольность деятельности)

«Формирование самооценки ребенка. 
Язык принятия – язык непринятия»

Занятие № 4 (2 часа)

Совместное занятие  родителей и детей «Первый  раз в первый класс»

Занятие № 5 (2 часа)

«Я среди других» 
(Коммуникативная готовность)

«Взаимодействие с детьми. 
Произвольная сфера ребенка»


 

Цикл  занятий по программе «На пороге школьной жизни» 
для детей старшего дошкольного возраста и родителей

ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Занятие 1. Знакомство

Цель: знакомство участников тренинга с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей.

Содержание занятия

1. Вводное слово

Ведущий знакомит родителей  с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы; вводятся правила групповой работы. Ведущий  рассказывает, в какой форме будут  проходить занятия, каким основным темам они будут посвящены.

2. Разминка

Упражнение  «Знакомство»

Инструкция: каждый участник по часовой стрелке называет свое имя и говорит о своих ожиданиях и опасениях в предстоящей работе.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»

Инструкция: все участники сидят в кругу, а водящий стоит в центре. Он смотрит на окружающих и выбирает какой-либо признак, который объединяет нескольких человек, в том числе и водящего. Просит их поменяться местами, а сам при этом стремится занять место одного из них. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то обязательно останется без места. Он и будет ведущим.

Упражнение «Никто не знает, что...»

Инструкция: все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.

3. Основная  часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет родителям следующую информацию:

– возрастные особенности развития детей 6–7 лет; 
– особенности протекания кризиса 7 лет; роль родителей при взаимодействии с ребенком в кризисный период; 
– проблемы адаптации ребенка к школе; 
– помощь ребенку со стороны родителей в период адаптации к школе.

б) Практический блок

Упражнение «Идеальный родитель»

Материалы: большой лист бумаги, разноцветные фломастеры.

Инструкция: участники группы располагаются по кругу. Каждому предоставляется возможность высказать свое мнение о понятии «идеальный родитель». Все варианты записываются на листе бумаги. 
Затем предлагается схема (рис. 1) на большом листе бумаги. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами.

Рисунок 1

Ведущий предлагает родителям  синим фломастером отметить то место  на схеме, где каждый из них, сравнивая  себя с «идеальным родителем», находится  в настоящее время. 
Далее родителям предоставляется возможность поразмышлять и выбрать приемлемый для себя вариант расположения на схеме: где они «окажутся» после прохождения полного курса занятий тренинга. Используется красный фломастер. 
Затем каждый родитель проговаривает, что ему может помешать стать «идеальным родителем», какие качества необходимо развить для преодоления этого препятствия.

Упражнение  «Портрет моего ребенка»

Материалы: бумага, краски, модули, карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка. Ведущий предлагает обратить внимание на его внешность (глаза, нос, волосы, губы и т.д.) и выражение лица. Отметить, в чем он похож на них, когда они были маленькими. Затем родителям предлагается нарисовать портрет своего ребенка.

4. Обратная  связь

Участники делятся своими впечатлениями.

5. Прощание

Упражнение  «Пожелание соседу справа»

Инструкция: участники по кругу (против часовой стрелки) передают друг другу мяч и говорят пожелание своему соседу справа.

Занятие 2. Мотивационная  готовность

Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка.

Содержание  занятия

1. Приветствие

Упражнение  «Зеркало»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Сейчас один из родителей будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя, и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «Да, я такая(ой), а еще я... (умею, знаю и т.п.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.

2. Разминка

Упражнение  «Подари улыбку»

Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

3. Основная  часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет  информацию о важности мотивационной  готовности для будущего первоклассника, методах развития мотивационной  сферы, влиянии стиля воспитания на формирование мотивации ребенка в ходе подготовки к первому классу.

б) Практический блок

Упражнение  «Мусорная корзина»

Инструкция: на листочках бумаги родители перечисляют все те качества, которые мешают им эффективно общаться с ребенком и от которых хотелось бы избавиться. После того как эти качества записаны, им предлагается подумать: что они хотели бы получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребенка мотивационной готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Желаемые качества записываются на бумаге.  
Записки с ненужными качествами надо выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя.

в) Информационно-практический блок

Родители знакомятся с результатами определения мотивационной  готовности своего ребенка, полученными в ходе занятия с детьми. 
При этом родители не только получают информацию о ребенке от психолога, но и сами участвуют в анализе полученных результатов, совместно создают родительскую модель поведения для развития мотивационной готовности ребенка к школе.

4. Обратная связь

Участники делятся впечатлениями  о прошедшей встрече.

5. Прощание

Упражнение  «Пожелание себе...»

Инструкция: все участники тренинга сидят по кругу, каждый по очереди проговаривает для себя пожелание.

Занятие 3. Формирование самооценки. “Язык принятия – язык непринятия”

Цели: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.

Содержание  занятия

1. Приветствие

Упражнение  «Подарок группе»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, мимики. При этом разговаривать нельзя.

2. Разминка

Упражнение  «Ассоциация на слово “первоклассник”»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает мяч. Первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет  родителям информацию о понятии  слова «самооценка», о том, как  эта самооценка влияет на формирование «Я-концепции» первоклассника, о роли родителей в формировании самооценки ребенка. Так же ведущий знакомит родителей со способом общения с детьми – это «язык принятия» и «язык непринятия». Он показывает положительные и отрицательные стороны данного стиля общения. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

б) Практический блок

Упражнение  на «понимание»

Инструкция: группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на листе нарисовать композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения – на усмотрение команды). 
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок, а вернувшись обратно, начинает объяснять своей команде, как изобразить то же самое, что он видел на чужой картинке (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Это же делает второй капитан. 
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия.

Обсуждение:

– С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка? 
– Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно? 
– Чем различаются рисунки? 
– Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?

Упражнение  на «принятие»

Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые находятся в помещении, и место, на которое необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:

Информация о работе Программа "На пороге школьной жизни"