Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:30, методичка
В работе представлена программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;
2) группа получает
задание: первому игроку
Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.
Обсуждение:
– Как вы чувствовали себя
в своей роли?
– Какие чувства вызывала у вас реакция
группы?
– Как вы чувствуете себя сейчас?
– Какие выводы вы можете сделать из этого
упражнения?
В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.
в) Беседа по результатам
занятия с детьми
О самооценке каждого ребенка
Что положительного можно отметить?
На что перед школой необходимо обратить
внимание?
г) Информационно-практический блок
Ведущий предоставляет родителям информацию о детях, собранную на занятии 2 (с детьми). Внимание родителей фиксируют на положительных достижениях формирования самооценки ребенка, а также ведущий дает рекомендации по состоянию самооценки каждого ребенка.
Упражнение
«Ассоциация на слово “самооценка”» (
Инструкция: ведущий, передавая мяч по кругу, предлагает назвать ассоциацию на слово «самооценка». При этом ведущий отслеживает, как родители усвоили новые понятия и свою роль в формировании самооценки, какие методы и способы воспитания они собираются использовать.
Участники делятся своими впечатлениями о занятии.
Упражнение «Прощание разными способами»
Инструкция: ведущий предлагает участникам попрощаться, при этом использовать как вербальные, так и невербальные способы. Ни одно «прощание» не должно повторяться.
Цель: исследование и развитие навыков эффективного взаимодействия.
Упражнение «Мое имя и мой любимый персонаж»
Инструкция: все участники (родители и дети) по кругу произносят свое имя, имя сказочного персонажа, который им нравится, и три качества личности литературного героя, привлекательных для члена группы.
Упражнение «Жираф, слон, крокодил»
Инструкция: группа стоит кругом, в центре – ведущий.
Показывая на одного из участников, ведущий
называет животное, которое необходимо
изобразить: слон (хобот – рука вытянута
вперед), жираф (шея – руки вверх), крокодил
(пасть – руками).
К показу должны присоединиться рядом
стоящие и показать руками: у слона – уши,
у крокодила – гребень, у жирафа – пятнышки
на теле.
Кто замешкался или ошибся – становится
ведущим.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»
Упражнение «Слепой и поводырь»
Инструкция: упражнение выполняется в родительско-детских парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря».
Упражнение «Совместный рисунок»
Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники в детско-родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета и карандаша, также и его смена, могут производиться тоже молча, без слов. По окончании рисования – совместное обсуждение в кругу.
Упражнение «Пожелания»
Инструкция: все участники располагаются в круге так, чтобы дети стояли отдельно от родителей. Далее каждый при передаче мяча своему соседу произносит какое-нибудь пожелание.
Обмен впечатлениями.
Упражнение «Колокол»
Цель: обучение родителей эффективным способам общения.
Содержание занятия
Упражнение «Поздороваться разными способами»
Инструкция: ведущий предлагает участникам тренинга по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия также предлагает ведущий (за руку, локтем и т.п.). В течение игры способ приветствия меняется несколько раз.
«Я знаю, что ты (вы)...»
Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Участники перебрасывают друг другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что вы... (называется качество, характеризующее участника тренинга как родителя)».
а) Информационный блок
Ведущий предоставляет родителям информацию о произвольной сфере ребенка 6–7 лет: как в поведении проявляется возрастная норма развития произвольности, какие трудности ожидают будущего первоклассника при несформированной произвольной сфере; как родители могут помочь ребенку в развитии произвольной сферы.
б) Информационно-практический блок
Ведущий предоставляет
родителям информацию об эффективных
способах общения и сотрудничества
со своим ребенком.
Проводятся обсуждение результатов и
обмен впечатлениями от занятия 4.
Упражнение «Идеальный родитель»
Инструкция: ведущий вывешивает мишень, идентичную мишени, использованной на занятии 1 (см. рис. 1), и предлагает родителям подумать: где они находятся относительно «идеального родителя» после цикла занятий в группе.
Ведущий предлагает сравнить схемы-мишени с первого и последнего занятий.
Упражнение проводится совместно с детьми. Родители и дети обмениваются впечатлениями о занятиях в группе.
Упражнение «Пожелай самому себе»
Инструкция: каждый участник по кругу, держа мяч в руках, говорит себе пожелание на будущее, на период начала школьной жизни.
Цель: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности.
Содержание занятия
Инструкция: взявшись за руки, передать по кругу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаем импульс.
Инструкция: упражнение проводится в несколько этапов:
а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит, почему захотел стать психологом и т.п.);
б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно следующим образом: на счет «три» каждый громко называет свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) – закрывает рот ладошкой;
в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется мяч, называет свое имя, говорит, сколько ему лет (а ведущий прикрепляет ему визитку с именем);
г) в заключение ведущий предлагает участникам, перекидывая мяч друг другу, называть свое имя и имя того, кому они хотят передать мяч. Надо обращать внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»
Инструкция: все участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он просит поменяться местами тех, кто обладает каким-то общим для большинства играющих признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженое и т.п.). Сам водящий при этом стремится занять свободный стул. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то один остается без места. Он и становится ведущим.
Упражнение «Что лежит в портфеле?»
Инструкция: дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.
Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»
Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему.
Рисуночное упражнение «Кто где?»
Инструкция: дети получают задание: на листе бумаги,
сложенном пополам, нарисовать на одной
половине школьника, а на другой – дошкольника.
Изобразить фигурки нужно так, чтобы можно
было понять, кто где нарисован. По завершении
работы все садятся в круг. Дети обмениваются
рисунками. Задача того, у кого в руках
чужой рисунок, – догадаться, где нарисован
школьник, а где дошкольник, и объяснить,
почему он так думает.
Вместо этого задания для получения информации
о мотивационной готовности и об эмоциональном
отношении к школе можно предложить детям
диагностическое задание: рисунок «Детский
сад – Школа». Ребенок делает рисунок
на разных сторонах листа. Анализируются
цветовое решение, содержание рисунков,
величина изображения и прочее.
Упражнение «Представь себе»
Инструкция: проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника. Детям дается задание: по сигналу начать двигаться как школьник или сесть как дошкольник – начать говорить как школьник или дошкольник и т.п.
Обмен впечатлениями.
Упражнение «Колокол»
Инструкция: дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произносят слово «бум». Первый раз – тихо, второй – громче, третий – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.
Цели: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.
Содержание занятия
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Инструкция: ведущий предлагает детям начать передвигаться по классу в любом порядке. По сигналу (колокольчик) все начинают здороваться друг с другом тем способом, который предлагает ведущий, например: поздороваться спинами, коленями, руками и пр.
Упражнение «Ласковое имя»
Инструкция: дети стоят в кругу. Водящий становится в центр круга лицом к одному из участников и протягивает руки вперед ладонями вверх. Участник, напротив которого он остановился, кладет свои ладошки сверху и, глядя в глаза, называет водящего ласковым именем (словом). Поблагодарив, водящий переходит к следующему участнику и т.д., пока не обойдет всех по кругу. Игра заканчивается тогда, когда все побывают в роли водящего.
Упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: участники стоят в кругу. Водящий подходит к любому из них и начинает ему аплодировать. Затем они вдвоем с первым участником подходят к третьему, аплодируют ему и т.д. Последний ребенок получает аплодисменты от всей группы. Желательно, чтобы первый ребенок, к которому подошел ведущий, был активный, уверенный в себе, а аплодисменты всей группы достались несмелому, застенчивому, испытывающему трудности в общении.
Диагностическое задание «Нарисуй себя» (методика А.Прихожан)
Инструкция: каждому ребенку предлагается сложенный пополам лист бумаги, на одной четвертой части которого нужно нарисовать плохого мальчика или девочку (в зависимости от пола ребенка), на другой четверти – хорошего, а на третьей части – нарисовать самого себя. Для изображения «плохого» персонажа используются черный и коричневый карандаши, для «хорошего» – красный и синий, а самого себя можно рисовать всеми четырьмя карандашами. Задание позволяет получить информацию о самооценке ребенка и об эмоциональном отношении к себе.
Упражнение «Копилка первоклассника»
Инструкция: детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.
Упражнение «Гадалка»
Инструкция: ведущий изображает цыганку и предлагает детям «погадать». Дети по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка-гадалка, расскажи, какой я?» Ведущий держит за спиной карточки с написанными на них «светлыми» качествами людей. Он вытаскивает их по одной и предъявляет ребенку со словами: «Правильно я нагадала?». Ребенок может согласиться, засомневаться или отказаться. Задача ведущего, с одной стороны, – поддержать ребенка, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует.
Кричалка «Я хороший»
Инструкция: каждому участнику группы предлагается представить себя стоящим на сцене. В качестве сцены – стул. Ребенок становится на стул лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу: «Я очень хороший». Причем первый раз тихо, второй раз – громче, а третий – очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными аплодисментами и криками «Браво!».
Обмен впечатлениями.
Упражнение «Колокол».
Цель: изучение сформированности навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание.