Программа "На пороге школьной жизни"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:30, методичка

Описание работы

В работе представлена программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Файлы: 1 файл

программа для родителей.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

1) ни сам предмет,  ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;

2) группа получает  задание: первому игроку давать  отрицательное подкрепление его  слов и поступков (с помощью  критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.

Обсуждение:

– Как вы чувствовали себя в своей роли? 
– Какие чувства вызывала у вас реакция группы? 
– Как вы чувствуете себя сейчас? 
– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.

в) Беседа по результатам занятия с детьми 
О самооценке каждого ребенка 
Что положительного можно отметить? 
На что перед школой необходимо обратить внимание?

г) Информационно-практический блок

Ведущий предоставляет  родителям информацию о детях, собранную  на занятии 2 (с детьми). Внимание родителей фиксируют на положительных достижениях формирования самооценки ребенка, а также ведущий дает рекомендации по состоянию самооценки каждого ребенка.

Упражнение  «Ассоциация на слово “самооценка”» (диагностика, закрепление полученных данных и навыков)

Инструкция: ведущий, передавая мяч по кругу, предлагает назвать ассоциацию на слово «самооценка». При этом ведущий отслеживает, как родители усвоили новые понятия и свою роль в формировании самооценки, какие методы и способы воспитания они собираются использовать.

4. Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями о занятии.

5. Прощание

Упражнение  «Прощание разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает участникам попрощаться, при этом использовать как вербальные, так и невербальные способы. Ни одно «прощание» не должно повторяться.

Занятие 4. Первый раз  в первый класс (совместное занятие  родителей и детей)

Цель: исследование и развитие навыков эффективного взаимодействия.

1. Приветствие

Упражнение  «Мое имя и мой любимый персонаж»

Инструкция: все участники (родители и дети) по кругу произносят свое имя, имя сказочного персонажа, который им нравится, и три качества личности литературного героя, привлекательных для члена группы.

2. Разминка

Упражнение  «Жираф, слон, крокодил»

Инструкция: группа стоит кругом, в центре – ведущий.  
Показывая на одного из участников, ведущий называет животное, которое необходимо изобразить: слон (хобот – рука вытянута вперед), жираф (шея – руки вверх), крокодил (пасть – руками).  
К показу должны присоединиться рядом стоящие и показать руками: у слона – уши, у крокодила – гребень, у жирафа – пятнышки на теле.  
Кто замешкался или ошибся – становится ведущим.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»

3. Основная  часть

Упражнение  «Слепой и поводырь»

Инструкция: упражнение выполняется в родительско-детских парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря».

Упражнение «Совместный  рисунок»

Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники в детско-родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета и карандаша, также и его смена, могут производиться тоже молча, без слов. По окончании рисования – совместное обсуждение в кругу.

Упражнение  «Пожелания»

Инструкция: все участники располагаются в круге так, чтобы дети стояли отдельно от родителей. Далее каждый при передаче мяча своему соседу произносит какое-нибудь пожелание.

4.  Обратная связь

Обмен впечатлениями.

5. Прощание

Упражнение  «Колокол»

Занятие 5. Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка

Цель: обучение родителей эффективным способам общения.

Содержание  занятия

1. Приветствие

Упражнение «Поздороваться разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает участникам тренинга по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия также предлагает ведущий (за руку, локтем и т.п.). В течение игры способ приветствия меняется несколько раз.

2. Разминка

«Я знаю, что  ты (вы)...»

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Участники перебрасывают друг другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что вы... (называется качество, характеризующее участника тренинга как родителя)».

3. Основная часть

а) Информационный блок

Ведущий предоставляет  родителям информацию о произвольной сфере ребенка 6–7 лет: как в поведении проявляется возрастная норма развития произвольности, какие трудности ожидают будущего первоклассника при несформированной произвольной сфере; как родители могут помочь ребенку в развитии произвольной сферы.

б) Информационно-практический блок

Ведущий предоставляет  родителям информацию об эффективных  способах общения и сотрудничества со своим ребенком. 
Проводятся обсуждение результатов и обмен впечатлениями от занятия 4.

Упражнение  «Идеальный родитель»

Инструкция: ведущий вывешивает мишень, идентичную мишени, использованной на занятии 1 (см. рис. 1), и предлагает родителям подумать: где они находятся относительно «идеального родителя» после цикла занятий в группе.

Ведущий предлагает сравнить схемы-мишени с первого и последнего занятий.

4. Обратная связь

Упражнение проводится совместно с детьми. Родители и  дети обмениваются впечатлениями о занятиях в группе.

5. Прощание

Упражнение  «Пожелай самому себе»

Инструкция: каждый участник по кругу, держа мяч в руках, говорит себе пожелание на будущее, на период начала школьной жизни.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Занятие 1. Сегодня –  дошкольник, завтра – школьник

Цель: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности.

Содержание  занятия

1. Приветствие

Инструкция: взявшись за руки, передать по кругу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаем импульс.

2. Знакомство

Инструкция: упражнение проводится в несколько этапов:

а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит, почему захотел стать психологом и т.п.);

б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно следующим образом: на счет «три» каждый громко называет свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) – закрывает рот ладошкой;

в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется мяч, называет свое имя, говорит, сколько ему лет (а ведущий прикрепляет ему визитку с именем);

г) в заключение ведущий предлагает участникам, перекидывая мяч друг другу, называть свое имя и имя того, кому они хотят передать мяч. Надо обращать внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети.

3. Разминка

Упражнение  «Поменяйтесь местами те, кто...»

Инструкция: все участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он просит поменяться местами тех, кто обладает каким-то общим для большинства играющих признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженое и т.п.). Сам водящий при этом стремится занять свободный стул. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то один остается без места. Он и становится ведущим.

Упражнение  «Что лежит в портфеле?»

Инструкция: дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.

4. Основная  часть

Упражнение  «Я хочу в школу, потому что...»

Ребята по очереди  проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему.

Рисуночное упражнение «Кто где?»

Инструкция: дети получают задание: на листе бумаги, сложенном пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить фигурки нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок, – догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает. 
Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад – Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируются цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и прочее.

Упражнение «Представь себе»

Инструкция: проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника. Детям дается задание: по сигналу начать двигаться как школьник или сесть как дошкольник – начать говорить как школьник или дошкольник и т.п.

5. Обратная связь

Обмен впечатлениями.

6. Прощание

Упражнение  «Колокол»

Инструкция: дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произносят слово «бум». Первый раз – тихо, второй – громче, третий – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.

Занятие 2. Кто я? Какой  я?

Цели: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.

Содержание  занятия

1. Приветствие

Упражнение  «Здороваемся разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает детям начать передвигаться по классу в любом порядке. По сигналу (колокольчик) все начинают здороваться друг с другом тем способом, который предлагает ведущий, например: поздороваться спинами, коленями, руками и пр.

2. Разминка

Упражнение  «Ласковое имя»

Инструкция: дети стоят в кругу. Водящий становится в центр круга лицом к одному из участников и протягивает руки вперед ладонями вверх. Участник, напротив которого он остановился, кладет свои ладошки сверху и, глядя в глаза, называет водящего ласковым именем (словом). Поблагодарив, водящий переходит к следующему участнику и т.д., пока не обойдет всех по кругу. Игра заканчивается тогда, когда все побывают в роли водящего.

Упражнение  «Аплодисменты»

Инструкция: участники стоят в кругу. Водящий подходит к любому из них и начинает ему аплодировать. Затем они вдвоем с первым участником подходят к третьему, аплодируют ему и т.д. Последний ребенок получает аплодисменты от всей группы. Желательно, чтобы первый ребенок, к которому подошел ведущий, был активный, уверенный в себе, а аплодисменты всей группы достались несмелому, застенчивому, испытывающему трудности в общении.

3. Основная часть

Диагностическое задание «Нарисуй себя» (методика А.Прихожан)

Инструкция: каждому ребенку предлагается сложенный пополам лист бумаги, на одной четвертой части которого нужно нарисовать плохого мальчика или девочку (в зависимости от пола ребенка), на другой четверти – хорошего, а на третьей части – нарисовать самого себя. Для изображения «плохого» персонажа используются черный и коричневый карандаши, для «хорошего» – красный и синий, а самого себя можно рисовать всеми четырьмя карандашами. Задание позволяет получить информацию о самооценке ребенка и об эмоциональном отношении к себе.

Упражнение  «Копилка первоклассника»

Инструкция: детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.

Упражнение  «Гадалка»

Инструкция: ведущий изображает цыганку и предлагает детям «погадать». Дети по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка-гадалка, расскажи, какой я?» Ведущий держит за спиной карточки с написанными на них «светлыми» качествами людей. Он вытаскивает их по одной и предъявляет ребенку со словами: «Правильно я нагадала?». Ребенок может согласиться, засомневаться или отказаться. Задача ведущего, с одной стороны, – поддержать ребенка, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует.

Кричалка «Я хороший»

Инструкция: каждому участнику группы предлагается представить себя стоящим на сцене. В качестве сцены – стул. Ребенок становится на стул лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу: «Я очень хороший». Причем первый раз тихо, второй раз – громче, а третий – очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными аплодисментами и криками «Браво!».

4. Обратная связь

Обмен впечатлениями.

5. Прощание

Упражнение  «Колокол».

Занятие 3. Школьные правила

Цель: изучение сформированности навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание.

Информация о работе Программа "На пороге школьной жизни"