Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:30, методичка
В работе представлена программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Содержание занятия
Упражнение «Подари улыбку»
Инструкция: ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу слева, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное. Упражнение выполняется в кругу.
Упражнение «Собираем портфель»
Инструкция: дети сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок, и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
Упражнение «Громко – тихо»
Инструкция: ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...», «На уроке физкультуры ты говоришь...», «У доски отвечаешь...», «Повторяешь правило...» – и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептав: «Тихо».
Диагностическое задание «Графический диктант» (методика Д.Б. Эльконина)
Инструкция: ведущий предлагает выполнить задание – нарисовать узор по клеточкам сначала под диктовку взрослого, а затем дорисовать до конца строчки самостоятельно. Всего 3–4 узора.
Упражнение «Шифровка»
Инструкция: детям предлагается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Необходимо внести в эти фигуры знаки, соответствующие образцу, например: в квадрате поставить точку, в круге – вертикальную черту, в ромбе – горизонтальную черту, треугольник оставить пустым.
Упражнение «Урок и перемена»
Инструкция: в начале игры ведущий называет различные
формы деятельности (играем, читаем, пишем,
считаем...), а дети отвечают, когда они
этим занимаются («На уроке» или «На перемене»).
Затем правила игры меняются. Ведущий,
обращаясь по очереди к каждому ребенку,
говорит: «На уроке...», «После уроков...»,
«На перемене...». Ребенок же называет виды
деятельности, которыми он может заниматься
в обозначенное время, например: «На уроке
я слушаю учителя», «Я пишу», «Я решаю задачу»
и пр.
Диагностическое задание «Домик»
Инструкция: дети изображают на листе бумаги домик по образцу как можно точнее. Ведущий наблюдает за их работой, фиксируя все вопросы, комментарии, реакции. Затем задает всем детям по очереди вопрос: «Как ты считаешь, твой домик такой же, как у меня на рисунке?» – и фиксирует ответы.
Обмен впечатлениями
Упражнение «Колокол»
Цель: развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Содержание занятия
Упражнение «Улыбка»
Инструкция: все стоят в круге, держась за руки. Начинающий поворачивается к своему соседу слева и дарит ему улыбку. Тот, ответив улыбкой, поворачивается к своему соседу и т.д. Завершается приветствие произнесением имени каждого ребенка, причем дважды: первый раз его произносит ведущий: «И... (имя ребенка) здесь!», – затем дети все вместе повторяют. Ведущий подводит итог: «Все мы здесь?»
Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»
Инструкция: ведущий приглашает двух участников в центр круга и обращает внимание на их внешность, выражение лица, позу, а затем предлагает группе найти у них пять сходных и пять различных качеств. Игра повторяется несколько раз по желанию участников.
Упражнение «Путаница»
Инструкция: ведущий предлагает участникам встать поближе друг к другу, образовав тем самым плотный круг, и вытянуть руки в середину круга. По команде ведущего все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одна рука. При этом нельзя браться за руки тех, кто стоит рядом.
Затем необходимо «распутаться» таким образом, чтобы получился один или несколько кругов.
Упражнение «Найди игрушку»
Инструкция: выбирается водящий, который выходит из комнаты. В его отсутствие мелкий предмет или небольшая игрушка прячется у одного из участников. Затем ребята называют отличительные качества того ребенка, у которого спрятана игрушка. Когда водящий находит игрушку, он сообщает, какие качества помогли ему ее найти.
Упражнение «Щепка на реке»
Инструкция: ведущий объясняет правила игры: «Встаньте в два ряда на расстоянии вытянутой руки. Вы все – вода одной реки. По воде сейчас поплывут Щепки. Они могут плыть быстро, медленно, прямо или вращаясь, с открытыми или закрытыми глазами. Вода плавно, спокойно помогает Щепкам найти дорогу. Щепки, доплывшие до конца реки, становятся Водой». После игры все делятся впечатлениями.
Упражнение «Льдина»
Инструкция: на полу из газет выкладывается «льдина» такого размера, чтобы на ней легко могли разместиться все дети. Затем ведущий убирает часть газет и предлагает вновь расположиться на «льдине». Далее газеты убираются до тех пор, пока не останется совсем небольшой «обломок льда». Детям необходимо решить задачу: разместиться так, чтобы места хватило всем. Рвать и раздвигать газеты нельзя. В конце ведущий подводит итог: что позволило (или помешало) решить задачу? Участникам предлагается обняться после пережитого испытания.
4. Далее занятие проводится совместно – родители и дети (см. «Занятие 5 для родителей»).
1. Гиппенрейтер И.М. Общаться с ребенком. Как? М., 1998.
2. Даринская В.М. Радость семейного общения. Воронеж, 2000.
3. Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.
4. Лидерc А.Г., Бурменская Т.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1996.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002.
6. Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковинько. М., 1997.
7. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
8. Сартан Г. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 1998.
10. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.
11. Хухлаева О. Хочу быть успешным. Методическое пособие для школьных психологов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня // Школьный психолог. 1999. № 28.
12. Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников // Школьный психолог. 2002. № 11.