Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которая характеризуется неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Файлы: 1 файл

Программа_психологической_коррекции_тревожности_в_младшем подростковом_возрасте.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Факультет психологии

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Психотерапия и психокоррекция»

Программа психологической  коррекции тревожности в младшем  подростковом возрасте

 

 

 

 

                                                                      Выполнила:

                                                 студентка 4 курса заочной формы обучения                   

                                                  группы 4П3П1

                                                  Кормилина Н.В.

                                                                Проверил:

                                                  д.пс.н., проф. Глушко А.Н.

 

 

Москва

2013

 

 

Программа психологической  коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте

Пояснительная записка

Проблема тревожности  является одной из актуальных проблем  в современной психологии. Среди  негативных переживаний человека тревожность  занимает особое место, часто она  приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

Следует различать тревогу  как состояние и тревожность  как свойство личности. Тревога –  реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное  состояние диффузного безобъектного  страха, которая характеризуется  неопределенным ощущением угрозы. Тревожность  – индивидуальная психологическая  особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в  различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные  характеристики которых к этому  не предрасполагают.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности  у ребенка может свидетельствовать  о его недостаточной эмоциональной  приспособленности к тем или  иным социальным ситуациям. Это порождает  общую установку и неуверенность  в себе.

Тревожный ребенок имеет  неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения  в общении, редко проявляет инициативу, поведение – преневротического  характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учебе снижен. Ему  свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Повышенный уровень тревожности  у ребенка может свидетельствовать  о его недостаточной эмоциональной  приспособленности  к тем или  иным социальным ситуациям.

Особенно острой проблема тревожности, как указывает А. М. Прихожан, является для детей подросткового  возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений  с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

Одним из факторов, оказывающим  влияние на появление тревожности  у детей, как указывают А. И. Захаров  и А. М. Прихожан, являются и родительские отношения.

Цель программы – снижение уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста.

Задачи программы:

- определить уровень тревожности  у подростков;

- способствовать повышению  самооценки;

- обучить умению снимать  мышечное напряжение;

- отработать навыки уверенного  поведения в конкретных ситуациях.

Принципы построения коррекционной программы:

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип нормативности  развития;

- принцип коррекции «сверху  вниз»;

- принцип коррекции «снизу  вверх»;

- принцип системности развития психической деятельности;

- деятельностный принцип коррекции;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

Организация занятий

- на занятиях могут  использоваться элементы предыдущих  занятий, если дети изъявят  по этому поводу желание;

- если необходимы изменения  в программе, то они могут  касаться только самих упражнений (усложнение, упрощение), но при этом  нужно придерживаться основных  блоков программы;

- изменения в программе  осуществляются с учетом возрастных  особенностей детей и в соответствии  с их интересами;

- занятия проводятся один-два  раза в неделю;

- продолжительность занятия  с детьми составляет от 40 до 60 минут;

- количество детей в  группе не более 5 – 7 человек;

- группа одновозрастная;

- занятия проводятся в  оснащенном кабинете, в котором  имеются учебные пособия, наглядные  (типографические и самодельные)  материалы, дидактический и игровой  материал.

 

Диагностический блок

Для изучения тревожности  у подростков можно использовать следующие методики:

1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина;

2. Личностная шкала проявления тревоги (адаптировал Т. А. Немчин);

3. Тест школьной тревожности К. Филлипса;

4. Шкала тревожности А. М. Прихожан

5. Шкала тревожности по Дж. Тейлор

6. Самооценка тревожности, ригидности и экстравертности по Д. Моудсли

 

 

 

 

Коррекционный блок

Установление  контакта

Первоначально для того, чтобы работа по преодолению тревожности  была продуктивной и полезной для  детей, необходимо установить психологический  контакт. Следует отметить, что тревожные  дети являются застенчивыми и мнительными, зачастую они не могут рассказать о своих чувствах, переживаниях, желаниях и ожиданиях. В этом случае психологу, который будет проводить  коррекционные занятия, необходимо рассказать детям о том, что такое  тревога и тревожность, как она  проявляется в подростковом возрасте и каким образом ее необходимо преодолевать. Важно акцентировать  внимание на положительных моментах. Следует отметить, что важную роль играет такое качество, как уверенность  в себе, адекватный уровень самооценки. Также важно отметить, что эффективность  реализуемой программы будет  напрямую зависеть от желания детей  работать в группе.  Также психологу  на этапе установления контакта важно  узнать, какие ожидания у подростков, чего они хотят достичь в результате групповой работы по преодолению  тревожности. После этого целесообразно  рассказать о правилах работы в группе.

 

Занятие 1.

Цель: введение правил групповой работы, знакомство участников группы, создание условий для возникновения атмосферы доверия и открытости в группе.

Приветствие

Упражнение 1. «Знакомство»

Инструкция: «Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

Рефлексия выполненного задания, ответы на вопросы:

  1. Что понравилось (не понравилось) в задании?
  2. Насколько интересным и полезным оно вам показалось?

 

Упражнение 2. «Попробуем превратиться»

Инструкция: «Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное или растение Вы бы выбрали».

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой, и тогда  участник стремится сразу проговорить  возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В  другом случае участник выделяет несколько  своих характеристик и подбирает  символизирующие их объект материального  мира, животное и растение.

Рефлексия выполненного задания, ответы на вопросы:

1. Что понравилось (не понравилось) в задании?

2. Насколько интересным и полезным оно вам показалось?

 

Упражнение 3. «Узнаем друг о друге побольше»

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», - и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, ко остается в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже». После того как названо примерно 8-12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас». Через пять минут тренер предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом тренер проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение  групповой атмосферы, появляется эмоциональная  свобода, снижается напряженность, столь характерная для работы группы. Участники открываются порой  с неожиданных, новых сторон. Рассказ  в группе может быть написан в  стихах, в виде репортажа, притчи, сказки.

Рефлексия выполненного задания, ответы на вопросы:

1. Что понравилось (не понравилось) в задании?

2. Насколько интересным и полезным оно вам показалось?

 

Упражнение 4. «Вопросы для других»

Инструкция: «Напишите на листе бумаги 5 вопросов, на которые вам хотелось бы услышать ответы от кого-то из участников группы. Старайтесь избежать формальных вопросов. (Дается время для записи). Теперь, зачитывая вопросы, ответьте на них сами».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какова ваша первая реакция на столь неожиданный поворот в содержании инструкции?
  2. Какие чувства у вас возникали в процессе индивидуальной работы и работы в группе в целом?

Рефлексия проведенного занятия, ответы на вопросы:

1. Что понравилось (не понравилось)  на занятии?

2. Насколько интересным  и полезным оно вам показалось?

3. Какие задания были  наиболее интересными (наименее  интересными). Почему?

Ритуал прощания

 

Занятие 2

Цель: работа по преодолению тревожности у детей, снятие мышечного напряжения.

Приветствие

Упражнение 1 «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще  один маленький спектакль. Он  называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной  куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

 

Упражнение 2. «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Инструкция: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного  этапа можно посадить детей попарно  и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под  музыку, а ребенок с завязанными  глазами пытается повторить эти  движения, не отпуская рук, 1 - 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка  от тревожных состояний можно  начинать проводить игру не сидя, а  двигаясь по помещению.

 

Упражнение 3. «Гусеница»

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Инструкция: "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Информация о работе Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте