Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, контрольная работа
Проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которая характеризуется неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет психологии
Контрольная работа
по дисциплине «Психотерапия и психокоррекция»
Программа психологической
коррекции тревожности в
студентка 4 курса заочной формы обучения
Москва
2013
Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте
Пояснительная записка
Проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которая характеризуется неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Тревожность оказывает существенное
влияние и на самооценку ребенка.
Повышенный уровень тревожности
у ребенка может
Тревожный ребенок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – преневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учебе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Повышенный уровень
Особенно острой проблема тревожности, как указывает А. М. Прихожан, является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Одним из факторов, оказывающим влияние на появление тревожности у детей, как указывают А. И. Захаров и А. М. Прихожан, являются и родительские отношения.
Цель программы – снижение уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста.
Задачи программы:
- определить уровень
- способствовать повышению самооценки;
- обучить умению снимать мышечное напряжение;
- отработать навыки уверенного
поведения в конкретных
Принципы построения коррекционной программы:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип нормативности развития;
- принцип коррекции «сверху вниз»;
- принцип коррекции «снизу вверх»;
- принцип системности развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.
Организация занятий
- на занятиях могут
использоваться элементы
- если необходимы изменения
в программе, то они могут
касаться только самих
- изменения в программе
осуществляются с учетом
- занятия проводятся один-два раза в неделю;
- продолжительность занятия с детьми составляет от 40 до 60 минут;
- количество детей в группе не более 5 – 7 человек;
- группа одновозрастная;
- занятия проводятся в
оснащенном кабинете, в котором
имеются учебные пособия,
Диагностический блок
Для изучения тревожности у подростков можно использовать следующие методики:
1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина;
2. Личностная шкала проявления тревоги (адаптировал Т. А. Немчин);
3. Тест школьной тревожности К. Филлипса;
4. Шкала тревожности А. М. Прихожан
5. Шкала тревожности по Дж. Тейлор
6. Самооценка тревожности, ригидности и экстравертности по Д. Моудсли
Коррекционный блок
Установление контакта
Первоначально для того, чтобы работа по преодолению тревожности была продуктивной и полезной для детей, необходимо установить психологический контакт. Следует отметить, что тревожные дети являются застенчивыми и мнительными, зачастую они не могут рассказать о своих чувствах, переживаниях, желаниях и ожиданиях. В этом случае психологу, который будет проводить коррекционные занятия, необходимо рассказать детям о том, что такое тревога и тревожность, как она проявляется в подростковом возрасте и каким образом ее необходимо преодолевать. Важно акцентировать внимание на положительных моментах. Следует отметить, что важную роль играет такое качество, как уверенность в себе, адекватный уровень самооценки. Также важно отметить, что эффективность реализуемой программы будет напрямую зависеть от желания детей работать в группе. Также психологу на этапе установления контакта важно узнать, какие ожидания у подростков, чего они хотят достичь в результате групповой работы по преодолению тревожности. После этого целесообразно рассказать о правилах работы в группе.
Занятие 1.
Цель: введение правил групповой работы, знакомство участников группы, создание условий для возникновения атмосферы доверия и открытости в группе.
Приветствие
Упражнение 1. «Знакомство»
Инструкция: «Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Рефлексия выполненного задания, ответы на вопросы:
Упражнение 2. «Попробуем превратиться»
Инструкция: «Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное или растение Вы бы выбрали».
Наиболее распространены
две стратегии. В первом случае перевоплощение
происходит как бы само собой, и тогда
участник стремится сразу проговорить
возникшие образы, или еще какое-то
время обдумывает, уточняет их. В
другом случае участник выделяет несколько
своих характеристик и
Рефлексия выполненного задания, ответы на вопросы:
1. Что понравилось (не понравилось) в задании?
2. Насколько интересным и полезным оно вам показалось?
Упражнение 3. «Узнаем друг о друге побольше»
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», - и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, ко остается в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже». После того как названо примерно 8-12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас». Через пять минут тренер предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом тренер проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.
В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон. Рассказ в группе может быть написан в стихах, в виде репортажа, притчи, сказки.
Рефлексия выполненного задания, ответы на вопросы:
1. Что понравилось (не понравилось) в задании?
2. Насколько интересным и полезным оно вам показалось?
Упражнение 4. «Вопросы для других»
Инструкция: «Напишите на листе бумаги 5 вопросов, на которые вам хотелось бы услышать ответы от кого-то из участников группы. Старайтесь избежать формальных вопросов. (Дается время для записи). Теперь, зачитывая вопросы, ответьте на них сами».
Вопросы для обсуждения:
Рефлексия проведенного занятия, ответы на вопросы:
1. Что понравилось (не понравилось) на занятии?
2. Насколько интересным и полезным оно вам показалось?
3. Какие задания были
наиболее интересными (
Ритуал прощания
Занятие 2
Цель: работа по преодолению тревожности у детей, снятие мышечного напряжения.
Приветствие
Упражнение 1 «Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".
Упражнение 2. «Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Инструкция: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1 - 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
Упражнение 3. «Гусеница»
Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
Инструкция: "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Информация о работе Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте