Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, контрольная работа
Проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которая характеризуется неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Упражнение 2. «Приём гостей»
Цели:
• побудить участников тренинга активно проявить в групповой работе качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение, способности к лицедейству;
• развивать логику мышления и действия в игровой ситуации;
• раз движение границ креативности, снятие страха перед неизвестным, перед поставленной проблемой.
Время: в зависимости от состава группы.
Ход игры:
Для этой игры мне потребуется четыре добровольца.
Один из вас будет хозяином дома. Ему предстоит принять трех гостей. Кто эти гости? В этом-то и заключается проблема. Дело в том, что когда хозяин выйдет за дверь, мы с вами определим, какая роль досталась каждому из трех актеров. Они могут быть кем и чем угодно: родственниками хозяина квартиры, его друзьями или врагами, работниками сферы обслуживания, президентами, неодушевленными предметами, чувствами, временами года… - наша фантазия здесь безгранична. Определив роли гостей, мы пригласим хозяина квартиры вернуться в комнату и в течение определенного срока, 5-10 мин., определить, что же за гости пожаловали сегодня к нему.
Как определить образ гостя? Во-первых, актеры, играющие гостей, должны будут придумать для своего персонажа некий пластический образ, так что характер движений уже будет определенной подсказкой. Кроме того, подумайте об использовании голосовых средств выразительности. В ходе игры хозяин может задавать гостям различные вопросы - всем вместе или по отдельности, по его усмотрению. Отвечая на вопросы, гости продолжают играть свои роли и стараются сохранить инкогнито. (То есть ответы гостей должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого снятия маски.)
Если за отведенное время хозяину удается определить образы гостей, он выходит из игры победителем и становится одним из гостей в следующем туре игры.
Завершение: обсуждение хода и результатов игры.
Упражнение 3. «Ассоциации»
Цели:
• через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций всех участников группы;
• способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;
• поощрить возникновение эмоциональной и творческой свободы в группе при решении общей творческой задачи.
Время: 30-45 мин.
Ход упражнения:
Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из комнаты. За время его отсутствия остальные игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или телосложения. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.
К примеру, вопросы могут быть такими:
- На какой цветок похож загаданный человек?
- С каким временем года он ассоциируется?
- Если он - музыкальный ритм, то какой?
- На какое животное он похож?
- Он - "да", "нет" или "быть может"?
- С каким стилем одежды его можно сравнить?
На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые, он сможет назвать имя участника.
Этой игрой тренер дает группе несколько возможностей:
- потренироваться в ассоциативном мышлении;
- развить проницательность и умение анализировать информацию;
- получить метафорическую обратную связь, помогающую понять, как воспринимают тебя окружающие.
Завершение: обсуждение игры.
- Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему?
- Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались вам наиболее точными? наименее точными?
Что чувствовали "загаданные" игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?
Завершение занятия: подведение итогов занятия, обсуждение всех упражнений. Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства, эмоции?
Подведение общих итогов за весь период работы.
Ритуал прощания
Оценка эффективности и анализ результатов
После реализации коррекционно-развивающей
программы целесообразно
1. Шкала реактивной (ситуативной)
и личностной тревожности (
2. Личностная шкала проявления
тревоги (адаптировал Т. А.
3. Тест школьной тревожности К. Филлипса;
4. Шкала тревожности А. М. Прихожан
5. Шкала тревожности по Дж. Тейлор
6. Самооценка тревожности, ригидности и экстравертности по Д. Моудсли.
На основе полученных результатов
мы можем сделать вывод о том,
насколько эффективной для
Также полезной может быть и беседа с детьми. В этом случае психолог может выяснить, каким образом занятия повлияли на детей. Обычно рекомендуется сочетание беседы и повторной диагностики детей.
В случае отсутствия положительных
изменений психологу необходимо
проанализировать и выяснить причины
подобных результатов. С одной стороны,
это может быть низкая компетентность
коррекционно-развивающей
Список использованных источников
Информация о работе Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте