Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которая характеризуется неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Файлы: 1 файл

Программа_психологической_коррекции_тревожности_в_младшем подростковом_возрасте.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто  регулирует движение "живой гусеницы".

 

Упражнение 4. «Смена ритмов»

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если психолог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно психолог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Ритуал прощания

 

Занятие 3

Цель: развитие атмосферы доверия, расширение личностного опыта переживания эмоций.

Приветствие

Упражнение 1. «Выражение эмоций в действии»

Инструкция: «Выберите из группы участников, схожих по эмоциональному состоянию. Объединитесь в подгруппы по 3-4 человека. Постарайтесь выполнять те действия и движения, которые вы обычно совершаете в данном эмоциональном состоянии. По завершению обсудите в подгруппе свой способ выражения эмоций».

 

Упражнение 2 «Нарисуй эмоцию»

Инструкция: «Изобразите свою эмоцию с помощью рисунка. Ваши художественные способности не имеют значения. Главное – прислушаться к своим эмоциям и нарисовать их. Можно использовать цветные карандаши».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какая эмоция изображена на вашем рисунке?
  2. Какие цвета вы использовали?
  3. Что было фигурой, а что фоном?

Упражнение 3. «Актуализация эмоциональных переживаний»

Инструкция: «Встаньте в  круг. Сейчас вы будете ходить по комнате. Тот из вас, чье имя я назову, предложит какую-либо реальную или  фантастическую ситуацию. Каждый попробует  представить себя в этой ситуации. Постарайтесь осознать те чувства, которые  при этом возникают. Итак, я начну: «Мы идем по густой чаще леса…»

Далее через каждые одну-две  минуты тренер называет имя следующего члена группы.

В ходе обсуждения имеет  смысл обратить внимание на следующие  моменты:

- одна и та же ситуация  вызывает у разных людей очень  разные, порой полярные, состояния;

- люди обладают разной  способностью переходить от одного  состояния к другому, и эту  способность можно развивать;

- легче представить себя  в тех ситуациях, которые чаще  всего встречаются в жизни;

- воспроизведение характерных  для той или иной ситуации  жестов, походки или позы облегчают  погружение в нее, осознание  специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?
  2. В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего представить себя, в какой сложнее?

 

Упражнение 4. «Скульптуры  эмоций»

Инструкция: «Вспомните какое-либо эмоциональное переживание, которое вы обычно оцениваете как «плохое». Продемонстрируйте его участникам группы в виде скульптуры. Участники группы стараются почувствовать состояние автора скульптуры. При желании и согласии автора можно «переваять» (скорректировать)  скульптуру с целью изменения его эмоционального состояния».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие эмоции были представлены и на какие они были изменены?
  2. Как это угадывалось по положению тела и характерной мимике?
  3. Как вы обычно телесно реагируете на негативные эмоции?
  4. Удалось ли в процессе выполнения упражнения изменить ваше эмоциональное состояние с помощью положения тела?

Ритуал прощания

 

Занятие 4

Цель: развитие атмосферы доверия, расширение личностного опыта переживания эмоций, работа над тревожностью и беспокойством.

Приветствие

Упражнение 1. «Сито»

Цель: потренироваться в отборе необходимого материала из потока информации, в умении сконцентрироваться на партнере;

Вариант 1

Каждый раз требуется  три добровольца. Один садится на стул лицом к группе. Двое других размещаются у него за спиной. Каждый из них по сигналу тренера начинает свой монолог. Задание ведущему игроку - через две минуты пересказать как можно более подробно рассказ каждого из говоривших.

Вариант 2

Ha площадку приглашается доброволец, который садится спиной к группе. По сигналу тренера игроки начинают разговаривать, петь, пересмеиваться... Через 2 мин. ведущий игрок повернется к зрителям и расскажет лишь об одном из товарищей, чей голос он заметил, использовав "сито", проследил в общем шуме.

Завершение: обсуждение упражнения. В чем, на ваш взгляд, смысл игры? Чем   она может быть полезна при формировании коммуникационных навыков?

Упражнение 2. «В три  касания»

Цели:

•  стремиться к интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность;

•  способствовать развитию и закреплению коммуникационных навыков с помощью эффективного игрового взаимодействия;

•  обеспечить   каждому   из   игроков   многообразие личных   контактов   с  различными   участниками тренинга.

Задание заключается в  том, что, передавая и получая мячик, мы одновременно придумываем рассказ. Предложения этого рассказа будут строиться по следующей формуле: существительное - глагол - наречие или прилагательное; прилагательное - существительное - глагол и т. д. Каждый раз после определенного сегмента текста я буду задавать вам   обновленную формулу.

Как это выглядит?

Я бросаю мяч со словом "группа" одному из игроков, он добавляет, предположим, слово "собралась" и перекидывает мяч следующему участнику. Тот, завершая предложение, говорит слово "быстро". Вслед за этим передает мяч кому-то другому, кто начнет по той же формуле новую цепочку из трех касаний и трех слов. На каком-то этапе игры формула изменится и предложения примут иную форму. К примеру: "Тренер похвалил меня. Я ответил товарищу".

После небольшой тренировочной  игры с жесткими формулами, что дает нам возможность усилить концентрацию внимания участников, можно продолжить упражнение в свободной форме. Игроки смогут использовать любые слова, любые части речи, но продолжают играть в три касания. В идеале мы должны получить небольшие фрагменты логически связных предложений - некий мини-текст. В связи с этим всем участникам необходимо обратить внимание на интонационную целостность предложения: не завершать предложение на середине, избегать длинных пауз, стремиться к ритмической и логической преемственности. Старайтесь добиться того, чтобы предложение произносилось тремя игроками так, как будто говорит его один человек.

 

Упражнение 3. «Крокодил»

Цели:

•  продемонстрировать   эффективное   владение   мимикой и жестом  в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации;

•  обнаружить  наиболее  типичные ошибки, допускаемые при невербальном  общении и потренироваться в их устранении;

•  способствовать преодолению  психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.

Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.

Вариант 1

Смысл игры заключается в  следующем: каждая команда должна придумать слово — имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) - и, вызвав игрока противоположной команды, потихоньку передать ему загаданное слово. (Другой вариант - команда противника сама решает, кто является ее представителем, нужно лишь следить за тем, чтобы в этой роли перебывали все или хотя бы многие члены команды.) Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение 2 мин. должен передать своей команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей.

Вся работа является актерской-пантомимической. Команда, отгадывающая слово, должна засыпать своего игрока вопросами, на которые он опять-таки мимически дает положительный или отрицательный ответы.

Предположим, могут задаваться такие вопросы:

-  Это предмет?

-  Это абстрактное понятие?

-  Это профессия?

-  Это едят?

-  Покажи, как это двигается!

-  Какого это размера?

-  Как этим  пользуются?

Если по истечении 2 мин. команда  не угадала буквально то слово, которое было получено, то загадывающая команда получает очко. В свою очередь, команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.

Вариант 2

Тренеру отводится роль посредника. Команды свое слово на каждый тур  передают не напрямую друг другу, а называют их тихонько тренеру. Тот в свою очередь проверяет, чтобы слово соответствовало критериям (не собственное имя, существительное, в единственном числе), может попросить одну из команд подобрать слово более или менее сложное, чтобы слова, играющие в каждом туре, были сходны по уровню.

 

Упражнение 4. «Карты эмоций»

Цели:

•  продемонстрировать   эффективное   пользование мимикой  в невербальной коммуникации и потренироваться на практике в передаче невербальной информации;

•  обнаружить наиболее  типичные ошибки, допускаемые при невербальном  общении и потренироваться в их устранении;

•  способствовать преодолению  психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.

Раздаются карты. Игрок, начинающий первым, выкладывает карту перед собой "лицом" вниз и изображает мимически эмоцию, представленную этой картой. Все, кто считает, что у них есть такая же карта, выкладывают эту карту перед собой "лицом" вверх. Только после этого первый игрок открывает свою карту. Все, кто правильно выложил свою карту, отбрасывают ее в отбой. Тот, кто ошибся, забирает свою карту, плюс одну дополнительную из колоды. Если ни один из игроков не отгадал - это знак невнятной игры ходящего. В этом случае он штрафуется: забирает выложенную карту, плюс две дополнительные карты из колоды.

Выигрывает тот, кто первым   освободился от всех своих карт.

Итоговая рефлексия: подведение итогов занятия, обсуждение всех упражнений. Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства, эмоции?

Ритуал прощания

 

Занятие 5

Цель: проработка негативных переживаний, связанных с личностной тревожностью, выработка уверенности в себе.

Приветствие

Упражнение 1. «Что дальше?»

Цели:

•  создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и  доверия  друг к другу;

•  помочь участникам лучше  узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

•  ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Правила этой игры очень  просты. Тренер начинает предложение, а заканчивает его тот участник, кому тренер бросает мяч. Например:

Тренер: Я пришел сегодня  на встречу группы с желанием (бросает мяч участнику А.)...

А.: (ловит мяч и продолжает) получить удовольствие от игры (бросает мяч участнику Б.).

Б.: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении, тренера)...познакомиться с теми людьми, (бросает Г.).

Г.: попытаться принять участие  в тренинге, а не смотреть на работу группы со стороны.

Когда тренер хочет сменить  ключевое предложение, он дает команде  знак, получает от участников мяч и  по своему усмотрению либо сам дает актуальное для него завершение предложения, либо избегает включенности в игру, задавая новое предложение-ключ.

Можно предложить следующие  предложения-ключи:

-  Я радуюсь, когда...

-  Мне хотелось бы, чтобы  группа...

-  Я горжусь собой,  если...

-  Я думаю, что друг- это...

-  Когда я участвую  в тренинге, я понимаю, что ...

-  Я радуюсь, когда  слышу...

-  Мне не хотелось  бы чувствовать себя... — Жизнь  удалась, если...

-  Настоящий интеллигент  - это тот, кто...

-  Самое страшное в  жизни - это...

-  Мне ужасно смешно, если...

-  Я очень люблю...

-  Мне трудно заставить себя...

-  Терпеть не могу, когда...

Завершение

По-видимому, это упражнение не требует послесловия. Все же стоит коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.

 

Информация о работе Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте