Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:10, контрольная работа
Проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которая характеризуется неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Упражнение 4. «Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если психолог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно психолог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
Ритуал прощания
Занятие 3
Цель: развитие атмосферы доверия, расширение личностного опыта переживания эмоций.
Приветствие
Упражнение 1. «Выражение эмоций в действии»
Инструкция: «Выберите из группы участников, схожих по эмоциональному состоянию. Объединитесь в подгруппы по 3-4 человека. Постарайтесь выполнять те действия и движения, которые вы обычно совершаете в данном эмоциональном состоянии. По завершению обсудите в подгруппе свой способ выражения эмоций».
Упражнение 2 «Нарисуй эмоцию»
Инструкция: «Изобразите свою эмоцию с помощью рисунка. Ваши художественные способности не имеют значения. Главное – прислушаться к своим эмоциям и нарисовать их. Можно использовать цветные карандаши».
Вопросы для обсуждения:
Упражнение 3. «Актуализация эмоциональных переживаний»
Инструкция: «Встаньте в круг. Сейчас вы будете ходить по комнате. Тот из вас, чье имя я назову, предложит какую-либо реальную или фантастическую ситуацию. Каждый попробует представить себя в этой ситуации. Постарайтесь осознать те чувства, которые при этом возникают. Итак, я начну: «Мы идем по густой чаще леса…»
Далее через каждые одну-две минуты тренер называет имя следующего члена группы.
В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:
- одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные, порой полярные, состояния;
- люди обладают разной
способностью переходить от
- легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречаются в жизни;
- воспроизведение характерных
для той или иной ситуации
жестов, походки или позы облегчают
погружение в нее, осознание
специфических состояний и
Вопросы для обсуждения:
Упражнение 4. «Скульптуры эмоций»
Инструкция: «Вспомните какое-либо эмоциональное переживание, которое вы обычно оцениваете как «плохое». Продемонстрируйте его участникам группы в виде скульптуры. Участники группы стараются почувствовать состояние автора скульптуры. При желании и согласии автора можно «переваять» (скорректировать) скульптуру с целью изменения его эмоционального состояния».
Вопросы для обсуждения:
Ритуал прощания
Занятие 4
Цель: развитие атмосферы доверия, расширение личностного опыта переживания эмоций, работа над тревожностью и беспокойством.
Приветствие
Упражнение 1. «Сито»
Цель: потренироваться в отборе необходимого материала из потока информации, в умении сконцентрироваться на партнере;
Вариант 1
Каждый раз требуется три добровольца. Один садится на стул лицом к группе. Двое других размещаются у него за спиной. Каждый из них по сигналу тренера начинает свой монолог. Задание ведущему игроку - через две минуты пересказать как можно более подробно рассказ каждого из говоривших.
Вариант 2
Ha площадку приглашается доброволец, который садится спиной к группе. По сигналу тренера игроки начинают разговаривать, петь, пересмеиваться... Через 2 мин. ведущий игрок повернется к зрителям и расскажет лишь об одном из товарищей, чей голос он заметил, использовав "сито", проследил в общем шуме.
Завершение: обсуждение упражнения. В чем, на ваш взгляд, смысл игры? Чем она может быть полезна при формировании коммуникационных навыков?
Упражнение 2. «В три касания»
Цели:
• стремиться к интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность;
• способствовать развитию и закреплению коммуникационных навыков с помощью эффективного игрового взаимодействия;
• обеспечить каждому из игроков многообразие личных контактов с различными участниками тренинга.
Задание заключается в том, что, передавая и получая мячик, мы одновременно придумываем рассказ. Предложения этого рассказа будут строиться по следующей формуле: существительное - глагол - наречие или прилагательное; прилагательное - существительное - глагол и т. д. Каждый раз после определенного сегмента текста я буду задавать вам обновленную формулу.
Как это выглядит?
Я бросаю мяч со словом "группа" одному из игроков, он добавляет, предположим, слово "собралась" и перекидывает мяч следующему участнику. Тот, завершая предложение, говорит слово "быстро". Вслед за этим передает мяч кому-то другому, кто начнет по той же формуле новую цепочку из трех касаний и трех слов. На каком-то этапе игры формула изменится и предложения примут иную форму. К примеру: "Тренер похвалил меня. Я ответил товарищу".
После небольшой тренировочной
игры с жесткими формулами, что дает
нам возможность усилить
Упражнение 3. «Крокодил»
Цели:
• продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестом в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации;
• обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении;
• способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.
Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.
Вариант 1
Смысл игры заключается в следующем: каждая команда должна придумать слово — имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) - и, вызвав игрока противоположной команды, потихоньку передать ему загаданное слово. (Другой вариант - команда противника сама решает, кто является ее представителем, нужно лишь следить за тем, чтобы в этой роли перебывали все или хотя бы многие члены команды.) Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение 2 мин. должен передать своей команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей.
Вся работа является актерской-пантомимической. Команда, отгадывающая слово, должна засыпать своего игрока вопросами, на которые он опять-таки мимически дает положительный или отрицательный ответы.
Предположим, могут задаваться такие вопросы:
- Это предмет?
- Это абстрактное понятие?
- Это профессия?
- Это едят?
- Покажи, как это двигается!
- Какого это размера?
- Как этим пользуются?
Если по истечении 2 мин. команда не угадала буквально то слово, которое было получено, то загадывающая команда получает очко. В свою очередь, команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.
Вариант 2
Тренеру отводится роль посредника. Команды свое слово на каждый тур передают не напрямую друг другу, а называют их тихонько тренеру. Тот в свою очередь проверяет, чтобы слово соответствовало критериям (не собственное имя, существительное, в единственном числе), может попросить одну из команд подобрать слово более или менее сложное, чтобы слова, играющие в каждом туре, были сходны по уровню.
Упражнение 4. «Карты эмоций»
Цели:
• продемонстрировать эффективное пользование мимикой в невербальной коммуникации и потренироваться на практике в передаче невербальной информации;
• обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении;
• способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.
Раздаются карты. Игрок, начинающий первым, выкладывает карту перед собой "лицом" вниз и изображает мимически эмоцию, представленную этой картой. Все, кто считает, что у них есть такая же карта, выкладывают эту карту перед собой "лицом" вверх. Только после этого первый игрок открывает свою карту. Все, кто правильно выложил свою карту, отбрасывают ее в отбой. Тот, кто ошибся, забирает свою карту, плюс одну дополнительную из колоды. Если ни один из игроков не отгадал - это знак невнятной игры ходящего. В этом случае он штрафуется: забирает выложенную карту, плюс две дополнительные карты из колоды.
Выигрывает тот, кто первым освободился от всех своих карт.
Итоговая рефлексия: подведение итогов занятия, обсуждение всех упражнений. Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства, эмоции?
Ритуал прощания
Занятие 5
Цель: проработка негативных переживаний, связанных с личностной тревожностью, выработка уверенности в себе.
Приветствие
Упражнение 1. «Что дальше?»
Цели:
• создать в группе
атмосферу эмоциональной
• помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
• ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.
Правила этой игры очень
просты. Тренер начинает предложение,
а заканчивает его тот
Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием (бросает мяч участнику А.)...
А.: (ловит мяч и продолжает) получить удовольствие от игры (бросает мяч участнику Б.).
Б.: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении, тренера)...познакомиться с теми людьми, (бросает Г.).
Г.: попытаться принять участие в тренинге, а не смотреть на работу группы со стороны.
Когда тренер хочет сменить ключевое предложение, он дает команде знак, получает от участников мяч и по своему усмотрению либо сам дает актуальное для него завершение предложения, либо избегает включенности в игру, задавая новое предложение-ключ.
Можно предложить следующие предложения-ключи:
- Я радуюсь, когда...
- Мне хотелось бы, чтобы группа...
- Я горжусь собой, если...
- Я думаю, что друг- это...
- Когда я участвую в тренинге, я понимаю, что ...
- Я радуюсь, когда слышу...
- Мне не хотелось бы чувствовать себя... — Жизнь удалась, если...
- Настоящий интеллигент - это тот, кто...
- Самое страшное в жизни - это...
- Мне ужасно смешно, если...
- Я очень люблю...
- Мне трудно заставить себя...
- Терпеть не могу, когда...
Завершение
По-видимому, это упражнение не требует послесловия. Все же стоит коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.
Информация о работе Программа психологической коррекции тревожности в младшем подростковом возрасте