Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:33, контрольная работа
Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Соотношение психических явлений с работой мозга.
Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.
Эволюция условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до нашего времени. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функциональная система по П.К.Анохину как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением. Проблема взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Два пути проведения сенсорной информации: специфический и неспецифический.
Таламическая область,
как предполагают, нужна для первоначального
кодирования некоторых видов информации,
получаемой через органы чувств. Что касается
коры головного мозга, то есть данные о
ее связи с долговременной памятью.
Кроме ощущений, внимания,
восприятия и памяти, большой интерес
к себе традиционно вызывают исследования
физиологических механизмов потребностных
состояний. Этот интерес связан также
с тем, что в мотивационных процессах участвует
не только ц.н.с, но организм в целом. Что
же касается мозговых структур, то, вероятно,
нельзя назвать ни одной из них, которая
не имела бы прямого или косвенного отношения
к удовлетворению потребностей. Но более
всего с ними, по-видимому, связаны таламус,
через который проходят почти все нервные
пути, идущие в к.г.м. и обратно, подкорка,
древняя, старая и новая кора.
Считается, что физиологически
потребность представляет собой состояние
отклонения от нормы во внутренних тканях
и органах, которое субъективно выражается
в форме ощущений и эмоций. Выделить и
назвать какую-либо одну или несколько
мозговых структур как общую основу мотивации
и эмоций практически невозможно.
Однако в психологии
различают элементарные эмоции и высшие
чувства, причем первые считаются в основном
врожденными, а вторые -- приобретенными
в результате научения. Анатомо-фи-зиологической
основой низших или простейших эмоций
являются лимбические структуры ц.н.с,
а также процессы, происходящие в таламусе
и гипоталамусе (рис. 24, 25). Нервным субстратом
высших чувств человека скорее всего является
к.г.м.
Широкую известность
в психологии получила теория, объясняющая
функционирование и происхождение эмоций
их тесной связью с органическими процессами.
Такую теорию почти в одно и то же время
предложили американский психолог У.Джемс
и датский ученый КЛанге. В историю науки
она вошла под двойным названием как теория
Джемса--Ланге.
Согласно этой теории
первопричинами возникновения эмоциональных
состояний являются изменения физиологического
характера, происходящие в организме.
Возникнув под влиянием внешних или внутренних
стимулов, они затем отражаются в голове
человека через систему обратных нервных
связей и порождают ощущение определенного
эмоционального тона. Сначала, согласно
теории Джемса--Ланге, должны произойти
соответствующие органические изменения
в ответ на воздействия стимулов, и только
затем как их субъективно отраженное следствие
возникает эмоция.
Разница, которая обнаружилась
во взглядах У.Джемса и КЛанге, была небольшой.
Джемс полагал, что телесные изменения
непосредственно следуют за восприятием
возбуждающих стимулов, а эмоция есть
не что иное, как наше ощущение уже произошедших
перемен. КЛанге же считал, что сенсорные
стимулы возникают непосредственно в
рецепторах кровеносных сосудов, что эти
сосуды в первую очередь реагируют на
внешние воздействия, а эмоции появляются
затем как отражение произошедших в них
изменений.
Рис. 24. Важнейшие части
мозга, образующие лимбическую систему.
Можно видеть, что они располагаются вдоль
краев больших полушарий, как бы «окаймляют» их
Суть концепции Джемса--Ланге
с последовательностью постулируемых
ею событий, приводящих к возникновению
эмоций, схематически представлена на
рис. 26.
Концепция происхождения
эмоций, предложенная Джемсом и Ланге,
наряду с одобрением встретила ряд возражений.
Наиболее серьезные замечания в ее адрес
были высказаны У.Кен-ноном, который одним
из первых обратил внимание на то обстоятельство,
что телесные реакции, возникающие при
различных
Рис. 25. Структуры ствола
мозга, играющие роль в эмоциях. Дофаминовые
волокна, идущие от черной субстанции,
и норадреналиновые волокна, идущие от
голубого пятна, иннервируют весь передний
мозг. Обе эти группы нейронов, а также
некоторые другие представляют собой
части ретикулярной активирующей системы
эмоциях, весьма похожи друг на друга и
как таковые недостаточны для того, чтобы
вполне удовлетворительно объяснить качественное
многообразие существующих у человека
эмоций. Кроме того, внутренние органические
структуры, в частности кровеносные сосуды,
с изменениями которых КЛанге соотносил
возникновение эмоциональных переживаний,
инертны и малочувствительны, очень медленно
приходят в состояние возбуждения. Что
же касается эмоций, то они появляются
как субъективные состояния почти мгновенно
при возникновении эмоциогенной ситуации,
по крайней мере гораздо быстрее, чем на
нее своими изменениями внутреннего порядка
реагирует организм.
Самым сильным возражением
У.Кеннона против теории Джемса--Ланге
явилось следующее: искусственно вызываемые
эмоции.
Рис. 26. Концепция Джемса--Ланге
у человека специальными фармакологическими
средствами органические изменения, те
самые, существованию которых Джемс и
Ланге приписывали возникновение эмоций,
далеко не всегда сопровождаются эмоциональными
переживаниями. Но даже и в том случае,
когда в условиях искусственной органической
стимуляции подобные эмоциям переживания
все же появляются, они субъективно воспринимаются
человеком совсем не так, как настоящие
эмоции.
В результате У.Кеннон
предложил альтернативную теорию происхождения
эмоций, представленную в ее основных
положениях на рис. 27.
У.Кеннон считал, что
эмоциональные переживания и соответствующие
им органические изменения порождаются
одновременно и возникают из единого источника.
Таким источником -- эмоциогенным центром,
по мнению У.Кеннона, -- является таламус,
играющий важную роль в регуляции основных
органических процессов. Возникновение
эмоции есть результат одновременного
возбуждения через таламус симпатической
нервной системы и коры головного мозга.
Рис. 27. Концепция возникновения
эмоций Кеннона--Барда
Высказанные У.Кенноном
положения были дальше развиты П.Бардом.
Он показал, что в действительности как
телесные изменения, так и связанные с
ними эмоциональные переживат ния возникают
почти в одно и то же время. Собственно
с эмоциями из всех структур головного
мозга более всего связан не сам таламус,
а гипоталамус и центральная часть лимбической
системы. В экспериментах, выполненных
на животных, удалось доказать, что электрическими
воздействиями на эти структуры в определенной
степени можно управлять эмоциональными
состояниями, такими, например, как страх
и гнев. В результате этих доработок концепция
У.Кеннона получила новое, современное
название теории Кеннона--Барда.
Рис. 28. Нерасчлененный
мозг. На рисунке представлены основные
структуры, принимающие участие в работе
познавательных процессов и в потребительско-эмоциональной
регуляции поведения, включая лимбическую
систему
На рис. 28, заключающем данный параграф учебника, в интегрированном виде представлены основные структуры головного мозга, принимающие участие в познавательных и эмоци-онально-мотивационных процессах, рассмотренных выше.
Генетические корни
психологии и поведения
Проблема генетических
источников психологии и поведения человека
является одной из важнейших в психологической
и педагогической науках, поскольку от
ее правильного решения зависит принципиальное
решение вопроса о возможностях обучения
и воспитания детей, человека вообще. По
современным данным напрямую воздействовать
через обучение и воспитание на генетический
аппарат практически невозможно, и, следовательно,
то, что задано генетически, перевоспитанию
не подлежит.
С другой стороны, обучение
и воспитание сами по себе обладают огромными
возможностями в плане психического развития
индивида, даже если они не затрагивают
собственно генотипа и не воздействуют
на органические процессы. В целом поставленная
проблема в психологии возникла давно
и сформулирована как проблема генотипической
и средовой обусловленности психики и
поведения человека.
Связанный с ней вопрос
-- о биологической и социальной детерминации
психических явлений -- касается зависимости
функционирования и развития психических
явлений от организма, не обязательно
только от тех его свойств, которые обусловлены
генотипически. Это могут быть органические
особенности, которые сформировались
у человека в процессе жизни в результате
созревания, обучения и воспитания вместе
взятых. Наконец, само по себе средовое
не обязательно сводится только к социальному:
ведь окружающая человека среда не ограничена
обществом, это может быть и природная
среда.
Социальные воздействия
на человека связываются, как правило,
с миром людей, с их материальной и духовной
культурой, в то время как среда, понимаемая
в широком смысле слова, включает все остальное,
что с рождения и в течение всей жизни
окружает человека. На рис. 29 показано
соотношение двух обсуждаемых проблем
и четырех связанных с ними понятий. Проблемы
здесь представлены взаимно перпендикулярными
пересекающимися линиями, определяемыми
на своих концах словами: «генотип»,
«среда»,
«биологическое», «социальное». Фактически
на пересечении этих линий и понятий возникает
уже не две, а четыре частные проблемы:
I . Проблема генотипической и социальной обусловленности психики и поведения.
II . Проблема социальной и средовой обусловленности психики и поведения.
III . Проблема генотипической и биологической обусловленности психики и поведения.
IV . Проблема
средовой и биологической обусловленности
психики и поведения.
В Действительности
генотипическое и биологическое начала
в человеке часто объединяют, называя
их одним словом -- «биологическое». Так же точно иногда соединяют
средовое и социальное в понятии «социальное». Таким
образом, «биологическое» оказывается
интегрирующим в себе и наследственно
закрепленные физические (конституциональные)
и заданные с рождения физиологические
(процессуальные) свойства человеческого
организма. Биологическое, понимаемое
в этом, расширительном, значении, может
быть врожденным или приобретенным в пренатальный
период развития организма ребенка или
возникнуть после рождения в результате
болезни. Именно так мы и будем далее рассматривать
интересующую нас проблему, особо выделяя
при ее обсуждении вопрос о генотипической
и средовой обусловленности психики человека.
Соответствующая область исследований,
занимающая промежуточное положение между
психологией и генетикой, в последние
годы становится особенно популярной
и получила двойное наименование: в США
-- «социобиология», в
Европе -- «этология
человека».
Рис. 29. Схематизированное
представление четырех проблем, возникающих
на стыке генотипических, средовых, биологических
и социальных влияний на человека, его
психологию, поведение
Большинство концепций,
представленных в социобиологии, и выводов,
положенных в их основу, базируется на
результатах сравнения человека с другими
существами или на выявленном сходстве
определенных поведенческих реакций,
видов поведения различных популяций
людей. Речь идет о таких научных данных,
которые не зависят от имеющихся в разных
группах людей специфических культурно-исторических
традиций.
Отношение ученых к
социобиологии в настоящее время неоднозначное:
есть и ее сторонники, и ее противники.
Самый существенный аргумент, выдвигаемый
против социобиологии как науки, -- это
отсутствие прямых и достаточно убедительных
доказательств непосредственной генетической
детерминированности большинства видов
и форм человеческого поведения. Неоправданным,
в частности, представляется оппонентам
предположение о том, что человек в своем
поведении не зависит от среды, а работа
его ц.н.с. не контролируется генетически.
Обе точки зрения, выраженные в этом предложении,
в настоящее время почти не имеют сторонников
и ни одну из них нельзя признать доказательной.
Остается только компромиссный вариант,
но и он не решает проблемы. Этот вариант
выражен в решении, которое сформулировано
в утверждении: «частично от генотипа, частично
от среды». Данный
вариант в каждом конкретном случае требует
определения, что же на самом деле зависит
от среды и что от генотипа.
Поиски практического
решения данного вопроса начались с появления
работы английского ученого Ф.Гальтона «Наследование
таланта и характера»
(1865), где впервые
был применен метод близнецов с соответствующими
статистическими расчетами, с помощью
которых определялись различия между
группами близнецов в изучаемых признаках.
В результате этого исследования возникла
мысль о вероятной генетической обусловленности
человеческого интеллекта, а также некоторых
психологических и поведенческих признаков,
свидетельствующих об умственной отсталости
человека.
Исследования хромосом
человека (их число равно 48), развернувшиеся
в конце 50-х--начале 60-х гг. текущего века,
положили начало второму важному этапу
разработки проблемы генетической обусловленности
психики и поведения. Область науки, занятая
этой проблемой в настоящее время, называется
генетикой поведения. Она касается определения
наследственных факторов, влияющих на
поведение людей, их познавательные процессы
и способности. Генетика развития, дополняющая
данную научную область, исследует генетические
механизмы нормального и аномального
психологического развития человека.
В целом, однако, это направление в генетике
пока что разработано слабо.