Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:33, контрольная работа
Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Соотношение психических явлений с работой мозга.
Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.
Эволюция условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до нашего времени. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функциональная система по П.К.Анохину как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением. Проблема взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Два пути проведения сенсорной информации: специфический и неспецифический.
Лица, ЭЭГ
которых отличается диффузными ? -волнами,
делают большое количество ошибок в текстах
на внимание, в видах деятельности, требующей
повышенной аккуратности несмотря на
низкую скорость работы. Их устойчивость
к стрессу является довольно низкой. В
результате этого они могут показывать
сравнительно невысокие, не соответствующие
их возможностям результаты тестирования,
особенно в заданиях на проверку интеллекта
и связанных с пространственной ориентацией.
'Там же.
-- С. 119.
Таблица 4
Наследственные варианты
энцефалограммы и их психологические
следствия (по Фогель Ф., Мотульски А. Генетика
человека. Проблемы и подходы: В 3 т. -- Т.
3. -- М., 1990)
Вид ЭЭГ и тип
НАСЛЕДОВАНИЯ
Мономорфные а-волны
(предположительно аутосом-но-доминантный)
Генетическая
изменчивость
ЭЭГ
Функциональные последствия
Сильный отбор и большое
усиление
Психологические последствия
Стеничность, стабильность,
устойчивость к стрессу
Быстрые варианты а-активности
(16-- 19/с) (аутосомно-доминантный)
Быстрая обработка
информации
Высокий интеллект
и хорошая моторика
Низкоамплитудная
ЭЭГ (аутосом-но-доминантный)
Слабое усиление
Расслабленность, низкая
активность, конформизм
Низкоамплитудная
пограничная (смешанная группа)
Слабое усиление, нарушенное
(Смешанная группа)
Группа с лобно-прецентральной
? -активностью (аутосомно-доми-нантный)
*
(Не привлекает внимания,
спокойный)
Диффузные ? -вол-ны
(полигенный)
Нарушенная обработка
информации в связи с высокой тонической
активацией
Напряженность, нарушение
пространственной ориентации, чувствительность
к стрессу
Нормальный ЭЭГ (поли
генный)
В заключение остановимся
еще на одном вопросе, имеющем принципиальное
значение для понимания относительного
влияния наследственности и среды на человека.
Это -- вопрос о динамике психического
развития человечества в течение почти
двух миллионов лет, прошедших с того времени,
как человек выделился среди других живых
существ.
В табл. 5 показаны основные
этапы эволюции человека, сопровождающиеся
совершенствованием его материальной
и духовной культуры. В конечном счете
это совершенствование привело к колоссальному
ускорению психического и поведенческого
развития человека. У современных людей
оно уже почти никак не связано с перестройкой
организма (генотипа), так как на протяжении
нескольких последних десятков тысяч
лет генотип остается неизменным.
Отметим в связи с этим
два обстоятельства. Во-первых, ускоренный
прогресс человечества начался с изобретения
и использования языка примерно 50 000 лет
назад и в целом в биологической истории
людей занимает мизерный период времени,
равный примерно 0,03% всей человеческой
истории. Во-вторых, за последние 300 лет,
составляющих около 0,0002% времени биологической
эволюции человека, этот прогресс намного
превзошел все то, что было достигнуто
за весь предшествующий, более чем полуторамиллионный
период существования человека как биологического
вида.
К этим фактам мы будем возвращаться на страницах данного учебника, пытаясь понять, как и почему человеческий индивид столь быстро развивается и с рождения до зрелости приобретает такие свойства, которых нет ни у какого другого вида живых существ.
Темы и вопросы для
обсуждения на семинарах
Тема 1. Строение, функционирование
и свойства центральной нервной системы
человека.
Общее строение нервной системы человека.
Устройство отдельной нервной клетки -- нейрона.
Понятие и структура анализатора.
Рецепторы и их виды.
Структура и основные поля коры головного мозга человека.
Представительство психических процессов, свойств и состояний человека в его головном мозге: общие положения.
Роль и функции
ретикулярной формации в управлении психикой
и поведением.
Основные
этапы эволюции человека (по Фогель Ф.,
Мотульски А. Генетика человека. Подходы
и проблемы: В 3 т. -- Т. 3. -- М., 1990)
Таблица 5
дний
Ъ Е М
ГА (см)
ВРЕМЕННАЯ ШКАЛА
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОРУДИЯ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
CPE 0 Б
моз
ЧИСЛО
ПРОШЕДШИХ
ЛЕТ
ЧИСЛО
ПРОШЕДШИХ
ПОКОЛЕНИЙ
ИСКУССТВО И ЯЗЫК
400-
¦550
1,7 млн.
85000
Простейшие каменные
и костяные орудия
Охота и собирательство
900
600 000
30 000
Более совершенные
каменные орудия
Тот же
1300
50 000
2500
Каменные топоры
По-прежнему охота
Пещерная живопись
Древнейшие языки
30 000 10 000
6000
1500 500
300
Металлические орудия
Более сложные орудия
и перевозочные средства
Сельское хозяйство
Города и сельское
хозяйство
Языки с иероглифической
и пиктографической письменностью
3500 300
175 15
Сложные механизмы
Промышленные центры
Книгопечатание
30
1
Использование атомной
энергии
Атомная эра
Радио, телевидение
20
ЭВМ
Постиндустриальная
эра
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ
Тема 2. Психика и мозг
человека: принципы и общие механизмы
связи.
Связь психических процессов с работой человеческого мозга.
Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.
Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в управлении движениями.
Эволюция условнорефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней.
Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла.
Модель функциональной системы по П.К.Анохину.
Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия.
Проблема
локализационизма-
Т е м а 3. Анатомо-физиологическое
представительство в мозге основных психических
процессов, свойств и состояний человека.
Физиологические механизмы ощущений.
Физиологические основы восприятия. Понятие рецептивного поля нейрона.
Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.
Физиологические основы внимания. Моторная теория Т.Рибо.
Биологические основы памяти.
Органические
основы мотивации н эмоций.
Т е м а 4. Генетические
корни психологии и поведения человека
Сложность и многоаспектность проблемы генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека.
Метод близнецов,
его использование в дифференциально-
Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека.
Взаимодействие генотипов и ср'еды в психическом развитии человека.
Возрастная динамика генотипических и средовых влияний на развитие.
Наследственные варианты ЭЭГ, их связь с психологией и поведением Человека.
Основные
этапы эволюции человека в связи с его
психическим, социальным и культурным
развитием.
Темы для рефератов
Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиоло-гичесих факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управлении его жизнедеятельностью.
Научные аргументы за и против локализационизма.
Физиологические механизмы познавательных процессов.
Физиологические основы мотивации и эмоций.
Генотипически
обуслоапенные психические и поведенческие
свойства человека.
Темы для самостоятельной
исследовательской работы
Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.
Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.
Роль коры головного мозга и подкорковых структур В управлении психическими процессами и состояниями.
Проблема
биологического и соци&чьного в развитии
психики и поведения человека.
Литература
Вулдридж Д. Механизмы мозга. -- М., 1965. (Нейрон. Устройство и функционирование: 17--33. Головной мозг: 40--56. Ретикулярная формация: 92--102; 195--202. Генетический контроль особенностей поведения: 131--139. Центры, управляющие эмоциями и сознанием: 160--169. Центры удовольствия в головном мозге: 179-- 183. «Центры наказания»: 183--188. Физиологические основы личности и речи: 205 -- 233. Нейрофизиология памяти: 235--277.)