Психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Соотношение психических явлений с работой мозга.
Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.
Эволюция условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до нашего времени. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функциональная система по П.К.Анохину как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением. Проблема взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Два пути проведения сенсорной информации: специфический и неспецифический.

Файлы: 1 файл

краткое содержание.doc

— 346.76 Кб (Скачать файл)

    Лица, ЭЭГ которых отличается диффузными ? -волнами, делают большое количество ошибок в текстах на внимание, в видах деятельности, требующей повышенной аккуратности несмотря на низкую скорость работы. Их устойчивость к стрессу является довольно низкой. В результате этого они могут показывать сравнительно невысокие, не соответствующие их возможностям результаты тестирования, особенно в заданиях на проверку интеллекта и связанных с пространственной ориентацией. 

    'Там же. -- С. 119. 

Таблица 4

Наследственные варианты энцефалограммы и их психологические следствия (по Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы: В 3 т. -- Т. 3. -- М., 1990) 

Вид ЭЭГ и тип 

НАСЛЕДОВАНИЯ 

Мономорфные а-волны (предположительно аутосом-но-доминантный) 
 

Генетическая 

изменчивость 

ЭЭГ 
 
 

Функциональные последствия 

Сильный отбор и большое усиление 
 

Психологические последствия 

Стеничность, стабильность, устойчивость к стрессу 

Быстрые варианты а-активности (16-- 19/с) (аутосомно-доминантный) 
 
 
 

Быстрая обработка информации 
 

Высокий интеллект и хорошая моторика 

Низкоамплитудная ЭЭГ (аутосом-но-доминантный) 
 
 
 

Слабое усиление 
 

Расслабленность, низкая активность, конформизм 

Низкоамплитудная пограничная (смешанная группа) 
 
 
 

Слабое усиление, нарушенное 
 

(Смешанная группа) 

Группа с лобно-прецентральной ? -активностью (аутосомно-доми-нантный) 
 

* 
 

  
 

(Не привлекает внимания, спокойный) 

Диффузные ? -вол-ны (полигенный) 
 
 
 

Нарушенная обработка информации в связи с высокой тонической активацией 
 

Напряженность, нарушение пространственной ориентации, чувствительность к стрессу 

Нормальный ЭЭГ (поли генный) 
 
 
 

  
 

  

В заключение остановимся еще на одном вопросе, имеющем принципиальное значение для понимания относительного влияния наследственности и среды на человека. Это -- вопрос о динамике психического развития человечества в течение почти двух миллионов лет, прошедших с того времени, как человек выделился среди других живых существ. 

В табл. 5 показаны основные этапы эволюции человека, сопровождающиеся совершенствованием его материальной и духовной культуры. В конечном счете это совершенствование привело к колоссальному ускорению психического и поведенческого развития человека. У современных людей оно уже почти никак не связано с перестройкой организма (генотипа), так как на протяжении нескольких последних десятков тысяч лет генотип остается неизменным. 

Отметим в связи с этим два обстоятельства. Во-первых, ускоренный прогресс человечества начался с изобретения и использования языка примерно 50 000 лет назад и в целом в биологической истории людей занимает мизерный период времени, равный примерно 0,03% всей человеческой истории. Во-вторых, за последние 300 лет, составляющих около 0,0002% времени биологической эволюции человека, этот прогресс намного превзошел все то, что было достигнуто за весь предшествующий, более чем полуторамиллионный период существования человека как биологического вида. 

К этим фактам мы будем возвращаться на страницах данного учебника, пытаясь понять, как и почему человеческий индивид столь быстро развивается и с рождения до зрелости приобретает такие свойства, которых нет ни у какого другого вида живых существ.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах 

Тема 1. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека. 

    Общее строение нервной системы человека.

    Устройство отдельной нервной клетки -- нейрона.

    Понятие и структура анализатора.

    Рецепторы и их виды.

    Структура и основные поля коры головного мозга человека.

    Представительство психических процессов, свойств и состояний человека в его головном мозге: общие положения.

    Роль и функции ретикулярной формации в управлении психикой и поведением. 

    Основные этапы эволюции человека (по Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Подходы и проблемы: В 3 т. -- Т. 3. -- М., 1990) 

Таблица 5 

  
 

дний 

Ъ Е М 

ГА (см) 
 

ВРЕМЕННАЯ ШКАЛА 
 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОРУДИЯ 
 

ОБРАЗ ЖИЗНИ 
 

  

CPE 0 Б 

моз 
 

  

  
 

ЧИСЛО 

ПРОШЕДШИХ 

ЛЕТ 
 

ЧИСЛО 

ПРОШЕДШИХ 

ПОКОЛЕНИЙ 
 

  

  
 

  

  
 

ИСКУССТВО И ЯЗЫК 

400- 
 

¦550 
 

  
 

1,7 млн. 
 

85000 
 

Простейшие каменные и костяные орудия 
 

Охота и собирательство 

900 
 

  
 

  
 

600 000 
 

30 000 
 

Более совершенные каменные орудия 
 

Тот же 
 

  

1300 
 

  
 

  
 

50 000 
 

2500 
 

Каменные топоры 
 

По-прежнему охота 
 

Пещерная живопись Древнейшие языки 

  
 

  
 

  
 

30 000 10 000 

6000 
 

1500 500 

300 
 

Металлические орудия 

Более сложные орудия и перевозочные средства 
 

Сельское хозяйство 

Города и сельское хозяйство 
 

Языки с иероглифической и пиктографической письменностью 

  
 

  
 

  
 

3500 300 
 

175 15 
 

Сложные механизмы 
 

Промышленные центры Книгопечатание 

  
 

  
 

  
 

30 
 

1 
 

Использование атомной энергии 
 

Атомная эра 
 

Радио, телевидение 

  
 

  
 

  
 

20 
 

  
 

ЭВМ 
 

Постиндустриальная эра 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 
 

Тема 2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. 

    Связь психических процессов с работой человеческого мозга.

    Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.

    Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в управлении движениями.

    Эволюция условнорефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней.

    Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла.

    Модель функциональной системы по П.К.Анохину.

    Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия.

    Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против. 

Т е м а 3. Анатомо-физиологическое представительство в мозге основных психических процессов, свойств и состояний человека. 

    Физиологические механизмы ощущений.

    Физиологические основы восприятия. Понятие рецептивного поля нейрона.

    Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.

    Физиологические основы внимания. Моторная теория Т.Рибо.

    Биологические основы памяти.

    Органические основы мотивации н эмоций. 

Т е м а 4. Генетические корни психологии и поведения человека 

    Сложность и многоаспектность проблемы генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека.

    Метод близнецов, его использование в дифференциально-психологических исследованиях.

    Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека.

    Взаимодействие генотипов и ср'еды в психическом развитии человека.

    Возрастная динамика генотипических и средовых влияний на развитие.

    Наследственные варианты ЭЭГ, их связь с психологией и поведением Человека.

    Основные этапы эволюции человека в связи с его психическим, социальным и культурным развитием. 

Темы для рефератов 

    Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиоло-гичесих факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управлении его жизнедеятельностью.

    Научные аргументы за и против локализационизма.

    Физиологические механизмы познавательных процессов.

    Физиологические основы мотивации и эмоций.

    Генотипически обуслоапенные психические и поведенческие свойства человека. 

Темы для самостоятельной исследовательской работы 

    Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.

    Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.

    Роль коры головного мозга и подкорковых структур В управлении психическими процессами и состояниями.

    Проблема биологического и соци&чьного в развитии психики и поведения человека. 

Литература 

    Вулдридж Д. Механизмы мозга. -- М., 1965. (Нейрон. Устройство и функционирование: 17--33. Головной мозг: 40--56. Ретикулярная формация: 92--102; 195--202. Генетический контроль особенностей поведения: 131--139. Центры, управляющие эмоциями и сознанием: 160--169. Центры удовольствия в головном мозге: 179-- 183. «Центры наказания»: 183--188. Физиологические основы личности и речи: 205 -- 233. Нейрофизиология памяти: 235--277.)

Информация о работе Психика