Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:38, реферат
Целью исследования является рассмотреть культурологические концепции психоаналитиков З. Фрейда, К.Г. Юнга и К.Хорни.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы социологического понимания концепции культуры;
2.Охарактеризовать взгляды З. Фрейда на культуру;
3.Раскрыть основные положения аналитической теории культур К.Г. Юнга
4.Рассмотреть культурологическую концепцию К. Хорни.
Введение 3
Глава 1 Социологическая концепция культуры, ее основные категории 4
Глава 2 Психоаналитический подход к изучению культур 8
2.1 Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда 8
2.2 Аналитическая концепция культуры Карла Густава Юнга 10
2.3 Психоаналитическая теория культуры Карен Хорни 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Социологическая концепция культуры, ее основные категории 4
Глава 2 Психоаналитический подход к изучению культур 8
2.1 Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда 8
2.2 Аналитическая
концепция культуры Карла
2.3 Психоаналитическая теория культуры Карен Хорни 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Тема данной работа является актуальной, так психоаналитическая концепция культуры, разработанная более ста лет назад, до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Многие положения психоанализа применялись и применятся сейчас в конкретных культурологических исследования, а вклад основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и его последователей в изучение культур многообразен и разносторонен.
Целью исследования является рассмотреть культурологические концепции психоаналитиков З. Фрейда, К.Г. Юнга и К.Хорни.
Задачи:
Данное исследование производится с помощью методов изучения тематической литературы и публикаций, описательного метода и метода обобщения.
Понятие культуры для социологии является одним из центральных. Однако для того чтобы понять чем отличается психоаналитический взгляд на культуру от других, необходимо, в первую очередь, определится с самим термином «культура» и его универсалиями.
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало означать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин «agriculture», или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер или начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить его от «некультурного» простого народа. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы [1, c. 41].
Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято[2, c. 193].
Когда социологи говорят о культуре, они подразумевают в первую очередь «благоприобретенные» стороны общественной жизни, которые являются продуктами познания и не передаются механически из поколения в поколение. Эти элементы культуры доступны всем членам общества, благодаря чему последние получают возможность общаться и сотрудничать друг с другом. Они формируют культурный фон, на котором проходит жизнь людей в этом обществе. Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные — верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и вполне осязаемые — объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание [3, c. 33].
Таким образом, можно сказать,
что концепция культуры отчасти
формирует поведение человека. Клайд
Клакхон считает: «Концепция культуры
необходимо вызвана к жизни самой
пластичностью человеческого
Однако то, что в одной
культуре считается нанесением бесчестья
и требует сатисфакции, в другой
может оказаться признаком
Даже беглое соприкосновение
с двумя или несколькими
Изучая малые и большие,
традиционные и современные общества,
социологи, культурантропологи и психологи
постепенно выявляли некие элементы,
которые обязательно
К таким универсальным
компонентам Маргарет Мид и Клайд
Клакхон относят следующие
Начнем подробное рассмотрение элементов культуры с понятий, или концептов. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке слово «essen» обозначает прием пищи людьми, а слово «fressen» - прием пищи животными, в то время как в английском языке и то и другое обозначает только одно слово «eat». Мы можем выразить это различие в английском языке, если скажем о ком-то: "Ест, как свинья". Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора и организации своего опыта [1, c. 48].
Другой элемент культуры
— это отношения. Культуры не
только выделяют те или иные части
мира с помощью понятий, но также
выявляют, как эти составные части
связаны между собой — в
пространстве и времени, по значению
(например, черное противоположно белому),
на основе причинной обусловленности
("пожалеть розгу — испортить
ребенка"). В нашем языке имеются
слова, обозначающие землю и солнце,
и мы уверены, что земля вращается
вокруг солнца. Но до Коперника люди
верили, что дело обстоит наоборот.
Культуры часто по-разному
Еще один элемент культуры — ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни ("не убий"), супружескую верность ("не прелюбодействуй") и уважение к родителям ("чти отца своего и мать свою").
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является [1, c. 50].
Четвертый компонент — правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определённой культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и другое. В них отражено наше стремление к защите личной собственности [1, c. 50].
Гуденау объединил все названные выше элементы следующим образом: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)» [1, c. 50].
Особое же место отводится
языку как элементу культуры. Многие
области культуры невербальны - живопись,
танцы, жесты. Но все элементы остальные
культуры могут быть выражены в языке.
Язык можно определить как систему
коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых
условны, но имеют определенную структуру.
Язык включает правила. Вам, конечно, известно,
что существует правильная и неправильная
речь. В языке имеется множество
подразумеваемых и формальных правил,
определяющих способы сочетания
слов для выражения нужного смысла.
Язык участвует также в процессе
приобретения и организации опыта
людей. Антрополог Бенджамин Ли Уорф
показал, что многие понятия кажутся
нам «само собой разумеющимися»
только потому, что они укоренились
в нашем языке. «Язык делит
природу на части, формирует понятия
о них и придает им значения
главным образом потому, что мы
пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение...
закодировано в моделях нашего языка».
Оно обнаруживается особенно явственно
при сравнительном анализе
Итак, рассмотрев теоритические основы социологии культуры, мы знаем, что изначально слово «культура» означала другое, нежели в современном понимании слова. На современном этапе развития научной мысли социологи под культурой, в первую очередь, понимают некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Культура охватывает множество аспектов жизнедеятельности людей. Между культурами различных человеческих общностей существует бесчисленное количество различий и противоречий. Вместе с тем, каждой культуре присуще нечто общее, типичное, что объединяет различные культуры – элементы культуры.
В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80-90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе [4, c. 37].
Объясняя происхождение и функции культуры, такие ее формы, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод объяснения неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социокультурных процессов [5, c. 39].
Как известно, отношение
Фрейда к искусству было очень
консервативным. Новации в искусстве
вызывали у него решительный протест.
Об экспрессионистах он говорил как
о людях с врожденными