Психоаналитическая концепция культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 06:38, реферат

Описание работы

Целью исследования является рассмотреть культурологические концепции психоаналитиков З. Фрейда, К.Г. Юнга и К.Хорни.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы социологического понимания концепции культуры;
2.Охарактеризовать взгляды З. Фрейда на культуру;
3.Раскрыть основные положения аналитической теории культур К.Г. Юнга
4.Рассмотреть культурологическую концепцию К. Хорни.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Социологическая концепция культуры, ее основные категории 4
Глава 2 Психоаналитический подход к изучению культур 8
2.1 Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда 8
2.2 Аналитическая концепция культуры Карла Густава Юнга 10
2.3 Психоаналитическая теория культуры Карен Хорни 11
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

психоаналитическая концепция культуры.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Подводя итог можно сказать, что психоаналитический подход к  изучению культур насчитывает более  ста лет истории и успешно  развивается и сейчас. Начало психоанализу было положено Зигмундом Фрейдом, который  обратился к изучению культуры, чтобы  исследовать происхождение систему  «табу» человеческого общества. Карл Юнг, переработав идеи Фрейда, обосновал  свою аналитическую теорию культуры, связав концепцию культуры с коллективным бессознательным. Карен Хорни подвергла  идеи Фрейда критике и рассматривала  категорию культуры как основной источник возникновения невротических  расстройств человека. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа позволяет  сделать ряд выводов относительно психоаналитического подхода к  изучению культур:

  1. Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято.
  2. Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные — верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и вполне осязаемые — объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание — все это и составляет концепцию культуры.
  3. Существует бесчисленное разнообразие культур, вместе с тем для каждой культуре присуще нечто общее типичное, что объединяет их — элементы культуры: понятия, ценности, отношения, правила и язык.
  4. Психоанализ появился в начале XX века и объяснял происхождение и функции культуры, такие ее формы, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы.
  5. Фрейд считал, что в основе своей культура есть совокупность бессознательных запретов, ограничений, накладываемых на инстинкты, и формируется благодаря сложной сети взаимных идентификаций, проекций, переносов, материалом которых являются первичные родительские образы и отношения в семье.
  6. Юнг разработал оригинальную аналитическую концепцию культур, в основе которой лежит положение о коллективном бессознательном. Главной целью юнговской концепции был поиск универсального смысла истории во взаимодействии культур.
  7. Хорни свой психоаналитический взгляд на культуру видела в ее противоречиях, которые отражаются на каждом человеке. Основываясь на эмпирических исследованиях современного ей американского общества, она опровергла множество положений о культуре, выдвинутых Фрейдом и показала роль культуры как источника возникновения невротических расстройств.

В заключение хотелось бы отметить, что  за свою уже почти столетнюю  историю психоаналитическая концепция  испытала и расцвет, и относительный  упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации  самого широкого спектра явлений  культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ  как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись  и применяются до сих пор в  конкретных исследованиях культур.   

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — Москва: ФЕНИКС, 1994. — 687 с.
  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для ВУЗов  / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. — Москва: Гардарика, 1998 — 244 с. 
  3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — 2-е изд., полностью перераб. и доп. — Москва: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
  4. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. — Москва: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 1999. — 241 с.
  5. Иконникова, С.Н. Теория культуры: учеб. пособие / С.Н. Иконникова, В.П. Большакова. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. — 592 с. 
  6. Жидков, В.С. Социология искусства. Хрестоматия  / В.С. Жидков, Т.А. Клявина. — Москва: Прогресс-традиция, 2010. —  310 с.
  7. Соколов, Э.В. Введение в психоанализ / Э.В. Соколов. — Санкт-Петербург:  «Лань», 2002. — 318 с.  
  8. Зыкина, Е.Б. Основы культурологии: учеб. пособие / Е.Б. Зыкина. — Курск: Издательство Курского государственного медицинского университета, 2003. — 161 с.

 

 

 


Информация о работе Психоаналитическая концепция культуры