Подводя итог можно сказать,
что психоаналитический подход к
изучению культур насчитывает более
ста лет истории и успешно
развивается и сейчас. Начало психоанализу
было положено Зигмундом Фрейдом, который
обратился к изучению культуры, чтобы
исследовать происхождение систему
«табу» человеческого общества. Карл
Юнг, переработав идеи Фрейда, обосновал
свою аналитическую теорию культуры,
связав концепцию культуры с коллективным
бессознательным. Карен Хорни подвергла
идеи Фрейда критике и рассматривала
категорию культуры как основной
источник возникновения невротических
расстройств человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа позволяет
сделать ряд выводов относительно
психоаналитического подхода к
изучению культур:
- Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято.
- Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные — верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и вполне осязаемые — объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание — все это и составляет концепцию культуры.
- Существует бесчисленное разнообразие культур, вместе с тем для каждой культуре присуще нечто общее типичное, что объединяет их — элементы культуры: понятия, ценности, отношения, правила и язык.
- Психоанализ появился в начале XX века и объяснял происхождение и функции культуры, такие ее формы, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы.
- Фрейд считал, что в основе своей культура есть совокупность бессознательных запретов, ограничений, накладываемых на инстинкты, и формируется благодаря сложной сети взаимных идентификаций, проекций, переносов, материалом которых являются первичные родительские образы и отношения в семье.
- Юнг разработал оригинальную аналитическую концепцию культур, в основе которой лежит положение о коллективном бессознательном. Главной целью юнговской концепции был поиск универсального смысла истории во взаимодействии культур.
- Хорни свой психоаналитический взгляд на культуру видела в ее противоречиях, которые отражаются на каждом человеке. Основываясь на эмпирических исследованиях современного ей американского общества, она опровергла множество положений о культуре, выдвинутых Фрейдом и показала роль культуры как источника возникновения невротических расстройств.
В заключение хотелось бы отметить,
что за свою уже почти столетнюю
историю психоаналитическая концепция
испытала и расцвет, и относительный
упадок, но до сих пор весьма распространена
и употребляема для интерпретации
самого широкого спектра явлений
культуры. Несмотря на то, что с самого
своего возникновения психоанализ
как теория культуры был объявлен
теорией-мифом и вульгарно биологизаторской
концепцией, многие его положения (хотя
и в измененной форме) применялись
и применяются до сих пор в
конкретных исследованиях культур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — Москва: ФЕНИКС, 1994. — 687 с.
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для ВУЗов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. — Москва: Гардарика, 1998 — 244 с.
- Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — 2-е изд., полностью перераб. и доп. — Москва: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
- Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. — Москва: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 1999. — 241 с.
- Иконникова, С.Н. Теория культуры: учеб. пособие / С.Н. Иконникова, В.П. Большакова. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. — 592 с.
- Жидков, В.С. Социология искусства. Хрестоматия / В.С. Жидков, Т.А. Клявина. — Москва: Прогресс-традиция, 2010. — 310 с.
- Соколов, Э.В. Введение в психоанализ / Э.В. Соколов. — Санкт-Петербург: «Лань», 2002. — 318 с.
- Зыкина, Е.Б. Основы культурологии: учеб. пособие / Е.Б. Зыкина. — Курск: Издательство Курского государственного медицинского университета, 2003. — 161 с.