Психодиагностическое исследование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:
Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.[3]

Файлы: 1 файл

Введение психодиагностика.docx

— 425.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Психодиагностика - (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.[1]

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.[3]

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой.

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.[3]

Термин  «психодиагностика»   появляется  в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему  так процесс  обследования с помощью  созданного  им «основанного   на перцепции диагностического   теста». Однако  содержание  этого термина  вскоре  существенно расширяется.   Под психодиагностикой    начинают  понимать  все то, что связано  с измерением  индивидуальных   различий, по сути, используя  это термин  как синоним психологического   тестирования.[5]

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

  1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
  2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
  3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
  4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.[3]

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.[3]

Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки.

 

Глава 1 Психодиагностика особенностей темперамента

1.1 Темперамент как психологическое свойство личности

Темперамент - (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.[1]

К основным свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность  - ригидность, экстраверсия  - интроверсия, эмоциональная возбудимость.[2]

Изучение темперамента человека может быть либо поверхностным, направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на раскрытие внутренней организации симптомокомплекса свойств, входящих в структуру темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования. Психодиагностикой темперамента называется совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей темперамента.[2]

Серия личностных опросников Г.Айзенка, предназначенных для диагностики нейротизма, экстраверсии - интроверсии и психотизма, является реализацией типологического подхода к изучению личности. Один из самых известных тестов Г.Айзенка - вариант EPI, на создание которого ушло несколько десятков лет. Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч исследований, посвященных адаптации и использованию этого опросника. Его описание представлено во всех руководствах по психометрике и психологии личности.[2]

Пытаясь соединить воззрения И.П.Павлова, К.Юнга,  Р.Вудворса, Э.Кречмера, Г.Айзенк предложил в качестве базисных два параметра: “экстраверсию - интроверсию”, “нейротизм - эмоциональную стабильность”.

Составляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента человека. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка» (рис.1), на котором показано, какими чертами обладает интровертный человек с высоким и низким уровнем нейротизма. Приводятся качества, характерные для экстравертных людей с высоким и низким уровнем нейротизма.[6]

Рис.1

 

Перейдем к личностному опроснику Г. Ю. Айзенка для взрослых.

1.2 Личностный  опросник Г. Ю. Айзенка EPI

В настоящее время разработаны две параллельные эквивалентные формы (А и В) адаптированного русскоязычного тест - опросника Айзенка, которые  могут применяться как одновременно, для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника с целью получения результатов исследования в динамике.

Каждый из 57 вопросов формы относится к одной из трех шкал:

1.Экстраверсия - интроверсия (24 вопроса);

2.Нейротизм - стабильность (24 вопроса);

3.искренность - ложь (9 вопросов).[2]

Для конкретной психодиагностики темперамента и его свойств будем использовать личностный опросник Г.Ю. Айзенка EPI форма А.

 

    1. Анализ и интерпретация результатов

Ключ к опроснику

Шкала «Экстраверсия – интроверсия»:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Шкала «Нейротизм» (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Шкала «Искренность»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.[5]

Анализ результатов

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт;
  • больше 15 – экстраверт;
  • 12 - среднее значение;
  • меньше 9 – интроверт;
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма;
  • больше 14 - высокий уровень нейротизма;
  • 9 - 13 - среднее значение;
  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Искренность:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение;
  • меньше 4 - норма.[5]

Шкала «Экстраверсия – интроверсия»: 4 балла – глубокий интроверт.

Шкала «Нейротизм»: 20 баллов – очень высокий уровень нейротизма (эмоциональная нестабильность).

Шкала «Искренность»: 1 балл – норма, данные достоверны.

 

Интерпретация результатов

ИНТРОВЕРТЫ - люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки; более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.[2]

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ - нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.[5]

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности. Представление результатов осуществляется при помощи системы координат. (рис.2)

МЕЛАНХОЛИК - характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.[2]

 У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. [5]

 

 

Глава 2  Психодиагностика уровня субъективного контроля

2.1 Уровень субъективного контроля личности

Уровень субъективного контроля (УСК) - способность человека контролировать себя и свое поведение, управлять всем этим, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него.[3]

Методика УСК (уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.[5]

Локус контроля  – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.[5]

Перейдем к методике уровня субъективного контроля.

2.2  Опросник  «Уровень субъективного контроля»

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».[5]

При установления уровня субъективного контроля для исследовательских целей, будем применять вариант А.

 

2.3 Анализ  и интерпретация результатов

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале. [5]

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ

Шкала

«+»

«–»

Σ

Ио

2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

 

Ид

12; 15; 27; 32; 36; 37

1; 5; 6; 14; 26; 43

 

Ин

2; 4; 20; 31; 42; 44

7; 24; 33; 38; 40; 41

 

Ис

2; 16; 20; 32; 37

7; 14; 26; 28; 41

 

Ип

19; 22; 25; 31; 42

1; 9; 10; 24; 30

 

Им

4; 27

6; 38

 

Из

13; 34

3; 23

 

Информация о работе Психодиагностическое исследование личности