Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:28, контрольная работа
Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:
Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.[3]
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.[5]
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены |
«Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из | ||||||||
от |
до |
от |
до |
от |
до |
от |
до |
от |
до |
от |
до |
от |
до | |
1 |
-132 |
-14 |
-36 |
-11 |
-36 |
-8 |
-30 |
12 |
-30 |
-5 |
-12 |
-7 |
-12 |
-6 |
2 |
-13 |
-3 |
-10 |
-7 |
-7 |
-4 |
-11 |
-8 |
-4 |
-1 |
-6 |
-5 |
-5 |
-4 |
3 |
-2 |
9 |
-6 |
-3 |
-3 |
0 |
-7 |
-5 |
0 |
3 |
-4 |
-3 |
-3 |
-2 |
4 |
10 |
21 |
-2 |
1 |
1 |
4 |
-4 |
-1 |
4 |
7 |
-2 |
-1 |
-1 |
0 |
5 |
22 |
32 |
2 |
5 |
5 |
7 |
0 |
3 |
8 |
11 |
0 |
1 |
1 |
2 |
6 |
33 |
44 |
6 |
9 |
8 |
11 |
4 |
6 |
12 |
15 |
2 |
4 |
3 |
4 |
7 |
45 |
56 |
10 |
14 |
12 |
15 |
7 |
10 |
16 |
19 |
5 |
6 |
5 |
6 |
8 |
57 |
68 |
15 |
18 |
16 |
19 |
11 |
13 |
20 |
23 |
7 |
8 |
7 |
8 |
9 |
69 |
79 |
19 |
22 |
20 |
23 |
14 |
17 |
24 |
27 |
9 |
10 |
9 |
10 |
10 |
80 |
132 |
23 |
36 |
24 |
36 |
18 |
30 |
28 |
30 |
11 |
12 |
11 |
12 |
3. Итоговый профиль результатов. (рис.3)
Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК. Проанализировав количественно и качественно показатели УСК по семи шкалам, и сравнив стены с нормой (5,5) получили следующие показатели:
шкала общей интернальности (Ио) – 3 стена;
шкала интернальности в области достижений (Ид) – 5 стенов;
шкала интернальности в области неудач (Ин) – 4 стена;
шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) – 4 стена;
шкала интернальности в области производственных отношении (Ип) – 4 стена;
шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) – 5 стенов;
шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из) – 6 стенов.
Интерпретация результатов
Шкала общей интернальности (Ио) - низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.
Шкала интернальности в области достижений (Ид) – показатель находиться почти в норме, немного занижен. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (Ин) - низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) – заниженные показатели указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип) - низкие показатели указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) – показатель находиться почти в норме, немного занижен. Низкий показатель указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) – показатель находиться почти в норме, немного завышен. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.[5]
Проективные методики представляют собой специфическую, довольно неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации. Последнее означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.[4]
Стало традиционным вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 гг. Метод вызова ответных ассоциаций в психологии известен со времен В. Вундта и Ф. Гальтона, однако именно К. Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможности посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности.
Подлинный триумф проективной диагностики связан с появлением в 1921 г. «Психодиагностики» Г. Роршаха, опубликованной в Берне на немецком языке. Впоследствии Г. Роршах предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют моторные фантазии. Известно, что до и независимо от Г. Роршаха с чернильными пятнами экспериментировали и другие психологи (например, Ц. Е. Рыбаков в России, А. Бине и В. Анри — во Франции), однако именно Роршах был первым, кто доказал связь образов фантазии с основополагающими чертами и свойствами личности. [4]
1935 год - впервые в журнальном
варианте под двойным
Набиравшая силу «психология Эго», как и конкретные экспериментальные клинические исследования, формировали новую теоретическую парадигму для обоснования проективного подхода. Значительный вклад был внесен американскими клиническими психологами во главе с Давидом Рапапортом (Rapoport D., 1944-1945; 1968). В частности, проанализировав исследования «нового взгляда», особенно той его ветви, которая занималась изучением когнитивного стиля, Рапапорт по-новому определяет специфику процессов, детерминирующих проективный ответ.[4]
С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкое распространение тест Роршаха для исследования общения — Совместный тест Роршаха (СТР), используемый более всего для диагностики внутрисемейных отношений. Развитие семейного консультирования и семейной психотерапии послужило толчком к созданию ряда методик, нацеленных на диагностику семейных отношений.
Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.[4]
Психографический тест или конструктивный рисунок человека из геометрических форм – методика разрабатывалась коллективом авторов А.В.Либиным, А.В.Либиной, В.В.Либиным с 1980-x.
В основе теста лежит теория о том, что произвольное изображение фигур человека имеет связь с неосознанным предпочтением семантики геометрических форм.
Несомненным плюсом теста является его простота в использовании и возможность использования на возрастных категориях от 7 до 90 лет.
Тест может использоваться для психологической диагностики как индивидуальных, так и типологических особенностей человека. Исследования показали высокую достоверность результатов полученных при помощи психографического теста, при диагностике личности, черт характера, межличностных отношений и свойств нервной системы. По результатам теста можно выделить восемь типов личности.
Психографический тест часто используется для научно-исследовательской работы.[6]
Цель применения теста:
выявление индивидуально-
Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".
Материал: испытуемым
предлагается три листа бумаги
размером 10х10 см, каждый лист нумеруется
и подписывается. На листе № 1
выполняется первый пробный
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.[6]
Формула первого рисунка указывает на ведущий подтип, определяющий принадлежность человека к определенному психологическому типу. Ведущий подтип определяет устойчивое или доминирующее состояние.
Формула второго рисунка обозначает актуальный подтип, характеризующий актуальное состояние человека.
Формула третьего рисунка указывает на потенциальный подтип, который характеризует осознаваемое или неосознаваемое стремление к изменениям, указывающее направление от нежелательного состояния к желаемому.
Первый рисунок: треугольники – 3, круги – 4, квадраты – 3.
Формула первого рисунка – 343.
Второй рисунок: треугольники – 2, круги – 4, квадраты – 4.
Формула второго рисунка – 244.
Третий рисунок: треугольники – 5, круги – 3, квадраты – 2.
Формула третьего рисунка – 532.
Семантический анализ непроизвольного предпочтения треугольников, кругов и квадратов. Из формулы рисунка видно, что преобладающая фигура круг. Семантическое значение круга связано с «обтекаемостью» или округлостью его формы, которая психологически созвучна с мягкостью характера, сочувствием и женственностью.
53
Соотношение типов и подтипов в методике.
Экспериментальный анализ количественного соотношения используемых в рисунке трех геометрических форм. Базовым типом является формула первого рисунка, т.е. III тип является ведущим.
Основные характеристики базовых типов
III тип (433, 343, 334) — «инициатор» («фантазер»)
Тоностеник (лат. ton — напряженность, negativus — отрицательный) — «обладающий силой трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы». Легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом». Стремятся к овладению выбранной предметной деяельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Нередко испытывают отчужденность, чувствуя себя не такими, как все. Склонны следовать своим представлениям о мире, которые зачастую бывают далеки от реальности. В затруднительных ситуациях склонны к фантазированию. Легко устанавливают контакты с окружающими и умеют сохранять с ними определенную дистанцию. В критических межличностных ситуациях уходят в себя, внешне демонстрируя невозмутимость. Отличаются разнообразием способностей, начиная от умения описывать пережитые события и заканчивая рисованием, рукоделием. Склонны к деятельности, требующей хорошо развитых навыков тонкой моторики. Не выносят рутины. От скучной и монотонной работы впадают в подавленное состояние. Смена деятельности их вдохновляет, новые возможности — окрыляют. В рамках одной профессии им тесно, поэтому они могут совершенно неожиданно ее сменить и заняться чем-то новым. Зачастую хобби становится их второй профессией. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся различными видами искусства, такими как литературное и театральное творчество, цирковое искусство, мультипликация, реклама и дизайн.
Информация о работе Психодиагностическое исследование личности