Психодиагностика в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Психодиагностическая технология управления персоналом организации охватывает целый спектр деятельности кадровых служб, в который входит наем, отбор и подбор, профессиональная ориентация, аттестация, трудовая адаптация, управление нововведениями в кадровой работе, обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров, управление деловой карьерой. Например, управление деловой карьерой с помощью применения знаний психодиагностики позволяет точнее производить мотивацию и контроль служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей.

Содержание работы

Введение
Методологические основы психодиагностики.
Этапы психодиагностического процесса.
Методы психодиагностики в управлении персоналом.
3.1.Психодиагностические данные
3.2.Подбор психодиагностических средств
3.3.Технология психодиагностики
3.4.Создание батареи тестов
4. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня психодиагностических навыков.
Заключение

Файлы: 1 файл

психология (контрольная)Документ Microsoft Word (4).docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

Тема: Психодиагностика в управлении.

Введение

  1. Методологические основы психодиагностики.
  2. Этапы психодиагностического процесса.
  3. Методы психодиагностики в управлении персоналом.

3.1.Психодиагностические  данные

3.2.Подбор  психодиагностических  средств

3.3.Технология психодиагностики

3.4.Создание батареи тестов

     4. Зависимость  эффективности управленческой деятельности  от уровня психодиагностических  навыков.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Психодиагностическая технология управления персоналом организации  охватывает целый спектр деятельности кадровых служб, в который входит наем, отбор и подбор, профессиональная ориентация, аттестация, трудовая адаптация, управление нововведениями в кадровой работе, обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров, управление деловой карьерой. Например, управление деловой карьерой с помощью применения знаний психодиагностики позволяет  точнее производить мотивацию и  контроль служебного роста работника  исходя из его целей, потребностей, возможностей.

Ю.Г. Волков утверждает, что  способность к выживанию в  конкурентной борьбе любого предприятия  и эффективность его деятельности во многом зависит от морально-психологического климата, совместимости и сработанности коллектива. Наглядным примером создания сплоченного коллектива, способного выполнять поставленные задачи в любых условиях, может служить советская модель управления. Ее основной упор был сделан не только на контроль над каждым рабочим, но и на создание коллективного единства и сплоченности, которые были необходимы для достижения общих поставленных целей. Все это вдохновляло людей на достижение максимально высоких трудовых показателей.

А.А. Бодалев отмечает, что только руководители, стоявшие у самых верхов власти и обладавшие возможностью получения более открытой и обширной информации о западной управленческой науке, «оттачивали» свое мастерство управления с помощью различных психодиагностических методик, которые были не доступны для остальных. Это говорит о том, что уже в те годы руководство нашей страны понимало необходимость воздействия именно на психику человека, при правильном воздействии на которую достигались гораздо большие результаты, нежели при применении материальных стимулов.

По мнению Я. Вишнякова, в большинстве развитых стран внедрение новых управленческих технологий стало ключевым фактором достижения успеха в рыночной конкуренции и основным средством повышения эффективности производства. Таким образом, нововведения, позволяющие организациям добиваться сверхприбылей за счет грамотного использования интеллектуальных ресурсов каждого работника, в науке управления являются необходимым условием успеха. В этих целях, учитывая предыдущий опыт нашей страны, в процессе управления целесообразно  особое внимание уделять именно развитию и применению знаний психодиагностики. М.К.Акимова считает, что традиционно психодиагностика сосредоточивает свое внимание на изучении отдельной личности – ее психических процессов, качеств, состояний и характеристик. Благодаря этому современные руководители и предприниматели, применяющие методики психодиагностики, обеспечиваются необходимой и надежной психологической информацией о своих сотрудниках. Эта информация и создает основу для решения многих задач в области управления, правильного и рационального использования рабочей силы и как следствие этого - достижения наиболее эффективных управленческих результатов.

  1. Методологические основы психодиагностики.

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем регистрации их существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.

Собственной методологической основой психодиагностики выступает психометрика — наука об измерении индивидуально-психологических различий. Психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик — тестов — и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности — внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании; валидности — отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен; достоверности — защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени — к объективным тестам и личностным опросникам, в наименьшей степени — к проективным техникам.

Переход от поверхностных, наблюдаемых  симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик  и процедур - измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует, прежде всего, отнести диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно  наблюдать и регистрировать. Категории  скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность  психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.

Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

  Таким образом, современное понятие "психодиагностики" тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему, так как кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать, взаимодополняя друг друга, оба этих подхода.

  Стандартизованные количественные  тесты эффективнее в тех случаях,  когда нужно получить хотя  бы приближенные данные о целой  группе людей в кратчайшие  сроки и при этом принять  строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить на дежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методических ошибок.

  Экспертные методы  более эффективны в руках опытных,  профессионально - подготовленных  психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог - диагност оказывает психологическую помощь, проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологического вмешательства.

Психологический диагноз состоит не из одного слова - названия типа личности или болезни, а имеет развернутый и комплексный характер. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития креативности, среднего уровня вербального интеллекта, сниженного уровня способности концентрации внимания на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т.п. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта. Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных  параметров психического состояния  человека в определенную систему: они  группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным  линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения  различных параметров в структурированном  диагнозе специалисты отображают в  форме диагностограмм. Один из простейших вариантов диагностограммы — психодиагностический профиль. Повышенные значения одних параметров изображаются подъемами на ломаной линии-графике, а пониженные значения — спадами на этой линии. Состав параметров и форма диагностограмм зависят от области деятельности и конкретной задачи, ради решения которой проводится психодиагностика. В психологии управления диагностограммы сфокусированы на психических свойствах, наиболее значимых для трудовой деятельности.

  Особое значение для  психодиагностики имеет понятие  - норма. В психодиагностике следует  различать как минимум два  различных вида норм: статистические  и социокультурные. Первый вид  чаще применяется для оценки  стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей  и достижений.

Статистическая норма - это  средний диапазон на шкале измеряемого  свойства. Нормой здесь считается  близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически  среднего индивида.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который  явно или неявно считается в обществе необходимым.

2. Этапы психодиагностического процесса.

Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных  направлений и форм деятельности практического психолога, которое  требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.

 Психодиагностика предусматривает  обследование психики индивида (или  социально-психологических характеристик  социальной группы) с помощью  специальных методик с целью  установления психологического  диагноза.

 Психологический диагноз  — это описание индивидуальных  особенностей психики конкретного  человека (или социально-психологических  особенностей конкретной социальной  группы).

 Процесс психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:

 а) сбор данных в соответствии с задачей исследования;

 б) обработка и интерпретация  полученных данных;

 в) постановка диагноза  или прогноза.

 Если детализировать  эти основные этапы процедуры  психодиагностического обследования, то получаем пошаговое ее описание:

  1. 3апрос, благодаря которому формулируется цель обследования.
  2. Сбор анамнеза — сведений об особенностях развития к моменту обследования. Возможен сбор информации об обследуемом у родителей, педагогов, коллег по работе и руководства. Наблюдения за обследуемым в различных ситуациях.
  3. Составление программы психодиагностического обследования, которая должна содержать цель, перечень методик диагностики, оборудование, описание условий и режима обследования.
  4. Установление психологического контакта с обследуемым.
  5. Реализация программы психологического обследования с фиксацией результатов в протоколе.
  6. Обработка результатов обследования.
  7. Первичная интерпретация результатов отдельно по каждой методике.
  8. Целостная интерпретация результатов, при которой учитываются сведения из анамнеза и наблюдений.
  9. Составление психологического диагноза, который помимо описания индивидуальных данных психики человека должен содержать анализ психологических механизмов возникновения и проявления его проблем и рекомендации относительно формы и содержания помощи, в которой нуждается человек.

 Повысить эффективность психодиагностического обследования можно реализуя такие принципы:

- добровольность участия в психодиагностического обследования и заинтересованность ним;

- обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностики;

- эмпатийное отношение психолога к клиенту;

- всесторонность и комплексность диагностики;

- учет индивидуально-типологических особенностей исследуемого: динамики утомляемости, темпа деятельности, интересов, контактности, свойств темперамента и т.п.;

- поддержка положительной мотивации протяжении психодиагностического обследования.

Психодиагностические методы конкретизируются в трех основных диагностических  подходах, которые практически охватывают все многообразие диагностических  методик:

Информация о работе Психодиагностика в управлении