Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:30, контрольная работа
Психодиагностическая технология управления персоналом организации охватывает целый спектр деятельности кадровых служб, в который входит наем, отбор и подбор, профессиональная ориентация, аттестация, трудовая адаптация, управление нововведениями в кадровой работе, обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров, управление деловой карьерой. Например, управление деловой карьерой с помощью применения знаний психодиагностики позволяет точнее производить мотивацию и контроль служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей.
Введение
Методологические основы психодиагностики.
Этапы психодиагностического процесса.
Методы психодиагностики в управлении персоналом.
3.1.Психодиагностические данные
3.2.Подбор психодиагностических средств
3.3.Технология психодиагностики
3.4.Создание батареи тестов
4. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня психодиагностических навыков.
Заключение
Тема: Психодиагностика в управлении.
Введение
3.1.Психодиагностические данные
3.2.Подбор психодиагностических средств
3.3.Технология психодиагностики
3.4.Создание батареи тестов
4. Зависимость
эффективности управленческой
Заключение
Введение.
Психодиагностическая
Ю.Г. Волков утверждает, что
способность к выживанию в
конкурентной борьбе любого предприятия
и эффективность его
А.А. Бодалев отмечает, что только руководители, стоявшие у самых верхов власти и обладавшие возможностью получения более открытой и обширной информации о западной управленческой науке, «оттачивали» свое мастерство управления с помощью различных психодиагностических методик, которые были не доступны для остальных. Это говорит о том, что уже в те годы руководство нашей страны понимало необходимость воздействия именно на психику человека, при правильном воздействии на которую достигались гораздо большие результаты, нежели при применении материальных стимулов.
По мнению Я. Вишнякова, в большинстве развитых стран внедрение новых управленческих технологий стало ключевым фактором достижения успеха в рыночной конкуренции и основным средством повышения эффективности производства. Таким образом, нововведения, позволяющие организациям добиваться сверхприбылей за счет грамотного использования интеллектуальных ресурсов каждого работника, в науке управления являются необходимым условием успеха. В этих целях, учитывая предыдущий опыт нашей страны, в процессе управления целесообразно особое внимание уделять именно развитию и применению знаний психодиагностики. М.К.Акимова считает, что традиционно психодиагностика сосредоточивает свое внимание на изучении отдельной личности – ее психических процессов, качеств, состояний и характеристик. Благодаря этому современные руководители и предприниматели, применяющие методики психодиагностики, обеспечиваются необходимой и надежной психологической информацией о своих сотрудниках. Эта информация и создает основу для решения многих задач в области управления, правильного и рационального использования рабочей силы и как следствие этого - достижения наиболее эффективных управленческих результатов.
Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем регистрации их существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.
Собственной методологической основой психодиагностики выступает психометрика — наука об измерении индивидуально-психологических различий. Психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик — тестов — и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности — внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании; валидности — отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен; достоверности — защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени — к объективным тестам и личностным опросникам, в наименьшей степени — к проективным техникам.
Переход от поверхностных, наблюдаемых
симптомов и признаков к
Признаки отличаются тем,
что их можно непосредственно
наблюдать и регистрировать. Категории
скрыты от непосредственного наблюдения
(латентные переменные). Особая трудность
психологической диагностики
Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
Таким образом, современное понятие "психодиагностики" тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему, так как кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать, взаимодополняя друг друга, оба этих подхода.
Стандартизованные
Экспертные методы
более эффективны в руках
Психологический диагноз состоит не из одного слова - названия типа личности или болезни, а имеет развернутый и комплексный характер. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития креативности, среднего уровня вербального интеллекта, сниженного уровня способности концентрации внимания на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т.п. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта. Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов диагностограммы — психодиагностический профиль. Повышенные значения одних параметров изображаются подъемами на ломаной линии-графике, а пониженные значения — спадами на этой линии. Состав параметров и форма диагностограмм зависят от области деятельности и конкретной задачи, ради решения которой проводится психодиагностика. В психологии управления диагностограммы сфокусированы на психических свойствах, наиболее значимых для трудовой деятельности.
Особое значение для
психодиагностики имеет
Статистическая норма - это
средний диапазон на шкале измеряемого
свойства. Нормой здесь считается
близость значения свойства к тому
уровню, который характеризует
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.
2. Этапы психодиагностического процесса.
Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.
Психодиагностика
Психологический диагноз
— это описание индивидуальных
особенностей психики
Процесс психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:
а) сбор данных в соответствии с задачей исследования;
б) обработка и интерпретация полученных данных;
в) постановка диагноза или прогноза.
Если детализировать
эти основные этапы процедуры
психодиагностического
Повысить эффективность психодиагностического обследования можно реализуя такие принципы:
- добровольность участия в психодиагностического обследования и заинтересованность ним;
- обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностики;
- эмпатийное отношение психолога к клиенту;
- всесторонность и комплексность диагностики;
- учет индивидуально-типологических особенностей исследуемого: динамики утомляемости, темпа деятельности, интересов, контактности, свойств темперамента и т.п.;
- поддержка положительной мотивации протяжении психодиагностического обследования.
Психодиагностические методы конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все многообразие диагностических методик: