Психодиагностика в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Психодиагностическая технология управления персоналом организации охватывает целый спектр деятельности кадровых служб, в который входит наем, отбор и подбор, профессиональная ориентация, аттестация, трудовая адаптация, управление нововведениями в кадровой работе, обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров, управление деловой карьерой. Например, управление деловой карьерой с помощью применения знаний психодиагностики позволяет точнее производить мотивацию и контроль служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей.

Содержание работы

Введение
Методологические основы психодиагностики.
Этапы психодиагностического процесса.
Методы психодиагностики в управлении персоналом.
3.1.Психодиагностические данные
3.2.Подбор психодиагностических средств
3.3.Технология психодиагностики
3.4.Создание батареи тестов
4. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня психодиагностических навыков.
Заключение

Файлы: 1 файл

психология (контрольная)Документ Microsoft Word (4).docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

1. «Объективный» подход  — диагностика осуществляется  на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения  деятельности. Это преимущественно  тесты личности и тесты интеллекта, а также тесты специальных  способностей и тесты достижений.

2. «Субъективный» подход  — диагностика осуществляется  на основе данных, которые сообщает  о себе исследуемый, самоописаний особенностей личности, поведения в конкретных ситуациях. Это разнообразные опросники.

3. «Проективный» подход  — диагностика осуществляется  на основе анализа особенностей  взаимодействия с нейтральным,  будто безличным материалом, который  в силу его определенной неопределенности  становится объектом проекции. Это  разнообразные проективные методики  исследования личности.

Психодиагностическое обследование может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Выбор формы  психодиагностического обследования зависит от цели и методик, которые  использует практический психолог.

 Преимуществами индивидуального  психодиагностического обследования  является возможность получать  дополнительную информацию, поскольку  практический психолог может  наблюдать за процессом работы  человека во время диагностики,  ее поведением, эмоциональными реакциями на задания и т.п.

 Преимуществами группового  психодиагностического обследования  является экономия времени на  обследование значительной группы  лиц. Но из-за этого может  страдать точность и качество  получаемой информации. Поэтому,  как правило, после группового  психодиагностического обследования  применяется индивидуальная психодиагностическое обследование для уточнения данных.

3. Методы психодиагностики в управлении персоналом.

3.1. Психодиагностические  данные.

Организация проведения комплексной психодиагностики заключается в обследовании сотрудника или соискателя (группы сотрудников или соискателей) с помощью определенного комплекса методик. В результате составляется суммарный, целостный «психологический портрет» конкретного человека (или группы в целом) на основе упорядочения данных путем их ранжирования.

 С помощью применения  методов статистической обработки  эмпирического материала устанавливаются  ведущие компоненты психологической  структуры интеллектуальных и  личностных свойств и выявляются  их взаимосвязи и взаимообусловленность. 

 Преимущество данного метода состоит в том, что его использование позволяет произвести разного рода сопоставления данных и представить целостную картину об основных, как позитивных, так и негативных характеристиках конкретного человека или группы.

 Для того, чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо собрать три типа данных по интересующей нас характеристике.

1). L-данные (life — жизнь) — данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни человека (группы).

2). Q-данные (question — вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценок. Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний и др. Мотивация испытуемых может явиться источником искажений ответов в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов. Такие искажения могут носить как сознательный, так и бессознательный характер.

3). Т-данные (test — тест) — это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлен тест. Объективность Т-данных достигается путем наложения ограничений на возможные искажения тестовых оценок, наличия объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого. Первое условие обеспечивается посредством конструирования тестов, цель которых не ясна испытуемым:

- маскируется истинная цель исследования;

- осуществляется неожиданная постановка задач;

- ставятся неопределенные цели тестирования;

- используются специальные процедуры отвлечения внимания;

- создается эмоциональная ситуация при тестировании;

- используются автоматизированные реакции, «непроизвольные» индикаторы и т.п.

Объективизация способа  получения оценок достигается путем  разработки строго формализованных  процедур получения тестовых оценок.

 Привлечение этих трех  типов данных позволяет построить  объективный L, Т и Q-образ исследуемой переменной. Только в этом случае можно говорить о том, что проведено полное психодиагностическое обследование изучаемой характеристики.

3.2. Подбор психодиагностических средств

Следующим существенным методическим вопросом является определение набора конкретных методик и процедур получения  данных о различных сторонах психики  человека. Этой цели служат разносторонние методы и диагностические средства:

- обсервационные (наблюдение);

- экспериментальные;

- праксиметрические (приемы анализа продуктов деятельности, хронометрия);

- биографические (анализ фактов, событий жизненного пути человека);

- различного рода опросники и анкеты;

- интервью;

- метод социометрии и каузометрии;

- психограммы;

- экспертные оценки и др.

Выделяют несколько содержательно-психологических стратегий разработки диагностических средств.

Нормативно-ориентированное  тестирование предполагает сравнение результатов испытуемого со среднестатистическими данными, полученными на выборке стандартизации. В качестве такой выборки зачастую выступают обследуемые, в достаточной степени представляющие всю совокупность интересующих диагностика субъектов. Большинство имеющихся психологических тестов разработано в рамках этой модели тестирования.

Критериально-ориентированное тестирование. При этом подходе в качестве интерпретационной системы используется конкретная область содержания. Требования к критериально-ориентированным тестам включают: конкретное и детальное описание целей обучения; наличие для каждой цели адекватного набора заданий; распределение заданий по степени трудности.

На базе данного подхода  разрабатываются различные тесты  достижений, обучаемости, например, диагностика  зоны ближайшего развития обучаемого.

Психосемантический подход. Этот подход заключается в выявлении субъективных значений совокупности стимулов, различных по своей природе (значимые люди, руководители, картины, отдельные слова и т.п.). Хотя этот подход зародился в процессе исследования значений, отношений, личностных смыслов, он, конечно, к ним не сводится. В этот подход также должны быть включены следующие теоретические построения:

- теория личностных конструктов (Дж. Келли);

- представление о личности как динамической системе личностных смыслов (А.И. Леонтьев);

- стратометрическая концепция интрагрупповой активности (А.В. Петровский);

- трансактный анализ (Э. Берн);

- нейролингвистическое программирование (Дж. Трэхем) и др.

Такие построения задают концептуальные рамки и основы диагностических  методов.

3.3. Технология психодиагностики

В ситуации массового обследования существенно возрастает роль психодиагностики. При этом технологичность самих  процедур становится важной составляющей диагностического сценария, что не может не влиять на результаты.

 Рассмотрим типичные  психодиагностические процедуры,  широко применяемые на практике.

Личностные опросники. Каждый опросник основан на каких-либо теоретических  положениях. Исходя из этого строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков, формируется набор вопросов, позволяющих оценить степень выраженности исследуемых признаков.

Тесты интеллекта. Данный тип  тестов представляет собой совокупность заданий, выполнение которых не требует  специальных знаний, умений, навыков  и позволяет оценить общий  уровень интеллекта. Задания должны быть неспецифичны по содержанию и  не зависимы от культуры, в которой  функционирует человек. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта. К этой группе относятся тесты типа структуры интеллекта Антхауэра, шкалы измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена.

Проективные методы. В основе проективных методов лежит принцип  психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, то есть отражает неструктурированный стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и  т.п.), свои неосознаваемые или скрываемые психологические переживания, мотивы, комплексы, защитные реакции, потребности.

 Различают следующие группы проективных методов:

1) ассоциативные методы (методики структурирования), заключающиеся  в предъявлении какого-либо неупорядоченного  материала (например, пятен Г.  Роршаха), которому требуется придать субъективных смысл (даже по отдаленным ассоциациям);

2) интерпретационные методы, в которых необходимо истолковать какие-либо события, изображенные на картинках (предполагается, что каждый толкует их в связи со своим отношением к ним);

3) методики, основанные на  дополнении, при реализации которых  требуется завершить какой-либо  рассказ, предложение (при этом  могут быть выражены скрытые  мотивы, значимые отношения к  событию, факту, волнующему испытуемого.

4) конструктивные методы  заключаются в предъявлении отдельных  деталей, из которых можно составить  различные целостные картинки (в  связи с личным опытом, вкусом, интересами), а также в придумывании  рассказа по отдельным фрагментам  или после заслушивания звуков, шумов; 

 

5) методики, основанные на  выборе из предъявляемого материала  таких решений, которые косвенно  связаны со скрываемыми влечениями, симпатиями, намерениями (тест Л.  Зонди).

( Наиболее типичными проективными методиками являются: тест на фрустрацию С. Розенцвейга; тематический апперцептивный тест (ТАТ); тест Роршаха; тест цветовых выборов М. Люшера).

Репертуарные методы —  это сравнительно недавно возникшее  направление диагностики, которое  получает все более широкое распространение. Эти методы более стандартизированы  по сравнению с проективными, и позволяют выявлять ряд ситуативных моментов проявлений личности.

 Исходной основой этого  типа методов являются репертуар  объектов оценивания и совокупность (или система) конструктов (заданных  или выявленных). Далее производится  оценивание указанных субъектов  по соответствующим конструктам.  В результате получается матрица  оценок, подвергаемая обработке  с целью получения ряда показателей,  характеризующих диагностируемый  феномен. В зависимости от целей  исследования в качестве объектов  могут выступать члены семьи,  родственники, друзья или члены  группы и т.п. 

Тесты достижений. Тесты  данного типа позволяют оценить  уровень овладения каким-либо видом  деятельности. В основе различных  тестов достижений лежат разные представления  и модели интеллекта и деятельности. Одной из широко употребляемых моделей  интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель, предложенная американским психологом Дж. Гилфордом. В основу модели интеллекта Гилфорд положил три переменные: результаты, операции и содержание мышления.

 

 Частным случаем тестов  достижений являются педагогические  тесты, предназначенные для диагностики  успешности овладения различными  компонентами учебной деятельности. Педагогический тест представляет  собой совокупность взаимосвязанных  заданий возрастающей сложности,  позволяющих надежно оценить  знания и другие интересующие  педагога характеристики личности  обучающегося, что является важным  инструментом диагностики эффективности  корпоративного обучения сотрудников. 

 При проведении диагностического  обследования необходимо учитывать:  цель, объект, предмет исследования, а также возможные ограничения:  по ресурсам, по точности и  др.

Психодиагностическая технология включает:

1) выявление психологических  проблем, существующих в реальной  действительности, в конкретной  ситуации (оценка ситуации, концептуальный анализ);

Информация о работе Психодиагностика в управлении