Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:30, контрольная работа
Психодиагностическая технология управления персоналом организации охватывает целый спектр деятельности кадровых служб, в который входит наем, отбор и подбор, профессиональная ориентация, аттестация, трудовая адаптация, управление нововведениями в кадровой работе, обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров, управление деловой карьерой. Например, управление деловой карьерой с помощью применения знаний психодиагностики позволяет точнее производить мотивацию и контроль служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей.
Введение
Методологические основы психодиагностики.
Этапы психодиагностического процесса.
Методы психодиагностики в управлении персоналом.
3.1.Психодиагностические данные
3.2.Подбор психодиагностических средств
3.3.Технология психодиагностики
3.4.Создание батареи тестов
4. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня психодиагностических навыков.
Заключение
1. «Объективный» подход
— диагностика осуществляется
на основе успешности (результативности)
и способа (особенностей) выполнения
деятельности. Это преимущественно
тесты личности и тесты
2. «Субъективный» подход
— диагностика осуществляется
на основе данных, которые сообщает
о себе исследуемый,
3. «Проективный» подход
— диагностика осуществляется
на основе анализа
Психодиагностическое
Преимуществами
Преимуществами группового
психодиагностического
3. Методы психодиагностики в управлении персоналом.
3.1. Психодиагностические данные.
Организация проведения комплексной психодиагностики заключается в обследовании сотрудника или соискателя (группы сотрудников или соискателей) с помощью определенного комплекса методик. В результате составляется суммарный, целостный «психологический портрет» конкретного человека (или группы в целом) на основе упорядочения данных путем их ранжирования.
С помощью применения
методов статистической
Преимущество данного метода состоит в том, что его использование позволяет произвести разного рода сопоставления данных и представить целостную картину об основных, как позитивных, так и негативных характеристиках конкретного человека или группы.
Для того, чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо собрать три типа данных по интересующей нас характеристике.
1). L-данные (life — жизнь) — данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни человека (группы).
2). Q-данные (question — вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценок. Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний и др. Мотивация испытуемых может явиться источником искажений ответов в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов. Такие искажения могут носить как сознательный, так и бессознательный характер.
3). Т-данные (test — тест) — это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлен тест. Объективность Т-данных достигается путем наложения ограничений на возможные искажения тестовых оценок, наличия объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого. Первое условие обеспечивается посредством конструирования тестов, цель которых не ясна испытуемым:
- маскируется истинная цель исследования;
- осуществляется неожиданная постановка задач;
- ставятся неопределенные цели тестирования;
- используются специальные процедуры отвлечения внимания;
- создается эмоциональная ситуация при тестировании;
- используются автоматизированные реакции, «непроизвольные» индикаторы и т.п.
Объективизация способа получения оценок достигается путем разработки строго формализованных процедур получения тестовых оценок.
Привлечение этих трех
типов данных позволяет
3.2. Подбор психодиагностических средств
Следующим существенным методическим вопросом является определение набора конкретных методик и процедур получения данных о различных сторонах психики человека. Этой цели служат разносторонние методы и диагностические средства:
- обсервационные (наблюдение);
- экспериментальные;
- праксиметрические (приемы анализа продуктов деятельности, хронометрия);
- биографические (анализ фактов, событий жизненного пути человека);
- различного рода опросники и анкеты;
- интервью;
- метод социометрии и каузометрии;
- психограммы;
- экспертные оценки и др.
Выделяют несколько содержательно-психологических стратегий разработки диагностических средств.
Нормативно-ориентированное тестирование предполагает сравнение результатов испытуемого со среднестатистическими данными, полученными на выборке стандартизации. В качестве такой выборки зачастую выступают обследуемые, в достаточной степени представляющие всю совокупность интересующих диагностика субъектов. Большинство имеющихся психологических тестов разработано в рамках этой модели тестирования.
Критериально-ориентированное тестирование. При этом подходе в качестве интерпретационной системы используется конкретная область содержания. Требования к критериально-ориентированным тестам включают: конкретное и детальное описание целей обучения; наличие для каждой цели адекватного набора заданий; распределение заданий по степени трудности.
На базе данного подхода
разрабатываются различные
Психосемантический подход. Этот подход заключается в выявлении субъективных значений совокупности стимулов, различных по своей природе (значимые люди, руководители, картины, отдельные слова и т.п.). Хотя этот подход зародился в процессе исследования значений, отношений, личностных смыслов, он, конечно, к ним не сводится. В этот подход также должны быть включены следующие теоретические построения:
- теория личностных конструктов (Дж. Келли);
- представление о личности как динамической системе личностных смыслов (А.И. Леонтьев);
- стратометрическая концепция интрагрупповой активности (А.В. Петровский);
- трансактный анализ (Э. Берн);
- нейролингвистическое программирование (Дж. Трэхем) и др.
Такие построения задают концептуальные рамки и основы диагностических методов.
3.3. Технология психодиагностики
В ситуации массового обследования существенно возрастает роль психодиагностики. При этом технологичность самих процедур становится важной составляющей диагностического сценария, что не может не влиять на результаты.
Рассмотрим типичные
психодиагностические
Личностные опросники. Каждый опросник основан на каких-либо теоретических положениях. Исходя из этого строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков, формируется набор вопросов, позволяющих оценить степень выраженности исследуемых признаков.
Тесты интеллекта. Данный тип тестов представляет собой совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Задания должны быть неспецифичны по содержанию и не зависимы от культуры, в которой функционирует человек. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта. К этой группе относятся тесты типа структуры интеллекта Антхауэра, шкалы измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена.
Проективные методы. В основе
проективных методов лежит
Различают следующие группы проективных методов:
1) ассоциативные методы
(методики структурирования), заключающиеся
в предъявлении какого-либо
2) интерпретационные методы, в которых необходимо истолковать какие-либо события, изображенные на картинках (предполагается, что каждый толкует их в связи со своим отношением к ним);
3) методики, основанные на
дополнении, при реализации которых
требуется завершить какой-
4) конструктивные методы
заключаются в предъявлении
5) методики, основанные на
выборе из предъявляемого
( Наиболее типичными проективными методиками являются: тест на фрустрацию С. Розенцвейга; тематический апперцептивный тест (ТАТ); тест Роршаха; тест цветовых выборов М. Люшера).
Репертуарные методы —
это сравнительно недавно возникшее
направление диагностики, которое
получает все более широкое
Исходной основой этого
типа методов являются
Тесты достижений. Тесты данного типа позволяют оценить уровень овладения каким-либо видом деятельности. В основе различных тестов достижений лежат разные представления и модели интеллекта и деятельности. Одной из широко употребляемых моделей интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель, предложенная американским психологом Дж. Гилфордом. В основу модели интеллекта Гилфорд положил три переменные: результаты, операции и содержание мышления.
Частным случаем тестов
достижений являются
При проведении
Психодиагностическая
1) выявление психологических
проблем, существующих в