Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель работы: изучение и анализ психодиагностики в подборе персонала, характеристика основных психологических тестов, знакомство с правилами приема и подбора персонала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
Глава1. Психодиагностика в подборе персонала
1.1 Основные психологические тесты, используемые при отборе персонала
1.2 Требования к профессиональным психологическим тестам
1.3 Использование тестирования при отборе персонала
Глава 2. Подбор и прием на работу
2.1 Методы подбора персонала
2.2 Отбор персонала в организацию
2.3 Классификация собеседований по отбору персонала.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава1. Психодиагностика в подборе персонала
1.1 Основные психологические
тесты, используемые при
1.2 Требования
к профессиональным
1.3 Использование тестирования при отборе персонала
Глава 2. Подбор и прием на работу
2.1 Методы подбора персонала
2.2 Отбор персонала в организацию
2.3 Классификация
собеседований по отбору
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Недостаточный успех поведения человека в личной и деловой жизни скрывается в незнании своей психологической сферы. Можно оценить свой возможности и познать вой внутренний мир благодаря психодиагностическому исследованию.
Психодиагностика в процессе подбора персонала позволяет сократить финансовые и организационные издержки фирмы, связанные с наймом и последующим увольнением неудачно подобранного персонала. Подбор персонала – это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы. Психодиагностика персонала помогает организации выбрать наиболее подходящую кандидатуру и определить не только профессиональные, но и личностные характеристики. Определение психологических свойств и деловых качеств будущего работника компании решает большое количество актуальных проблем, связанных с приемом на работу нового человека.
Процесс отбора персонала состоит из нескольких этапов:
- определения требования к кандидату
- привлечение кандидатов
- отбор кандидатов
- приём на работу
Цель работы: изучение и анализ психодиагностики в подборе персонала, характеристика основных психологических тестов, знакомство с правилами приема и подбора персонала.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.
Глава 1. Психодиагностика в подборе персонала
«Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и мн. др.» [1] Р.С.
Немов определяет психодиагностику как «теорию и практику оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них»[2].
Общая схема действий по систематическому отбору должна определять следующие обязательные параметры:
• понимание сотрудником, производящим отбор, различных схем человеческого поведения в различных ситуациях;
• определение потребностей и ожиданий заказчика путем анализа содержания работы;
• установление критериев, соответствующих условиям заказчика;
• установление оценочных критериев, с помощью которых производится оценка используемых методов отбора;
• установление
оценочных критериев, с помощью
которых оценивается
• определение наиболее подходящих методов отбора для рассматриваемой работы;
• установление критериев для принятия решений;
• развитие
последующих идей для непрерывного
совершенствования процесса отбора.[13]
1.1 Основные
психологические тесты,
История
же психодиагностики как науки об
исследовании индивидуальных и групповых
особенностей начинается с конца XIX
в. Это связано с зарождением дифференциально-
В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент умственного развития (IQ) как некую совокупную характеристику уровня развития обследуемых.
Также появляются первые проективные техники как методы диагностики глубинных личностных структур – метод свободных ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е – 40-е гг. считаются расцветом проективных методик. Как правило, у проективных методик нет строгих объективных норм интерпретации результатов, что может вызывать дополнительные проблемы применения проективных методик в практике отбора персонала. «Многозначность и неопределенность полученных результатов дают их интерпретацию в некоторой степени зависимой от личности интерпретируемого, его установок предубеждений и теоретических концепций»[11]
В 20-ее гг. появляются первые образцы личностных опросников, положившие начало развитию этой группе методик. Периодом расцвета личностных опросников считаются 40-е – 60-е гг. XX в.
Как
научная дисциплина психодиагностика
опирается на общепсихологическое
знание диагностируемых свойств. «В
психодиагностике – как и в
теории личности – центральное место
принадлежит понятию «свойства»
Разные подходы к определению понятия «свойство» рождают различные подходы к их изучению, измерению, оценке.
В
настоящее время выделяются два
основных подхода к измерению
и распознаванию индивидуально-
Для номотетического подхода характерно понимание личности как некоего набора свойств, с точки зрения направленности измерения подход характеризуется выявлением и измерением общих для всех людей свойств личности, применяя для этого стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой.
С точки зрения приверженцев идеографического подхода, личность понимается как целостная система, измерение которой должно быть направлено на распознавание индивидуальных особенностей личности, а основными методами измерения предлагаются проективные методики и идеографические техники.
Существует несколько подходов к классификации существующих психодиагностических методов. В.К. Гайда, В.П. Захаров[4] объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
А.А. Бодалев и В.В. Столин[5] предлагают несколько иную классификацию методов психодиагностики:
1. По характеристике методического принципа, который положен в основу данного приема:
- объективные тесты (т.е. те, в которых возможен правильный ответ, правильное выполнение задания);- стандартизированные самоотчеты, среди которых выделяются тесты-опросники, шкальные техники, индивидуально-ориентированные техники;
- проективные техники;- диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
По
мере вовлеченности в
- объективные (тесты, опросники, шкальные техники)
- диалогические (беседы, интервью, диагностические игры, некоторые проективные методики).
Объективные методики здесь характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, диалогические – наоборот, большей степенью вовлеченности исследователя. [12]Сама мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.
Приведенные
классификации иллюстрируют не только
подходы к группированию
Тем
не менее, к каждому из них в
отдельности и к совокупности
применяемых в отдельном
1.2 Требования к профессиональным психологическим тестам.
Методологической
основой психодиагностики называют
психометрику – науку об измерении
индивидуально-психологических
Требование надежности – прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании. «Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства»[6].
Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. «Валидность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме»[7]. Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить.
Требование достоверности[8] – требование защищенности методики от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону, существования результатов массового обследования в целевой группе, на которую рассчитан тест, на основании которых можно оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя. Часть авторов[9] включают это требование в требование надежности, описанное выше.
Психодиагностика
и ее методики довольно плотно вошли в
практическую психологию, применяются
в различных отраслях жизнедеятельности
общества. Остановимся подробнее на проблемах
этики и прагматики психодиагностики
в рамках процесса подбора персонала –
одной из областей довольно широкого применения
методик психодиагностики.
Надежда Зырянова в статье «Тестирование в профессиональном отборе»[10] приводит цитату известного американского психолога и специалиста в области психологического консультирования Анны Анастази: «тестирование, безусловно, полезно при подборе персонала любого уровня. Однако оно лишь дополняет информацию, полученную на интервью, и само по себе не может служить основанием для принятия решения».
Тестирование кандидатов относят к психологическим методам отбора персонала. Первое тестирование было проведено в XIX веке Фрэнсисом Гальтоном в Англии, далее разработкой данного метода занимались Л. А. Ж. Кетле, Дж. М. Кеттелл, Т. Симон, Л. Термен и многие другие.
Первый стандартизированный тест способностей был разработан в начале XX века во Франции А. Бине, которая использовалась только для диагностики детей. Во время первой мировой войны тестирование впервые было проведено на большой группе людей для отбора добровольцев в вооруженные силы, с помощью тестов их распределяли по видам работ и родам войск, а также выявляли потенциальных офицеров.