Психодиагоностика в подборе персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и анализ психодиагностики в подборе персонала, характеристика основных психологических тестов, знакомство с правилами приема и подбора персонала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение

Глава1. Психодиагностика в подборе персонала

1.1 Основные психологические тесты, используемые при отборе персонала

1.2 Требования к профессиональным психологическим тестам

1.3 Использование тестирования при отборе персонала

Глава 2. Подбор и прием на работу

2.1 Методы подбора персонала

2.2 Отбор персонала в организацию

2.3 Классификация собеседований по отбору персонала.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Мухина А Психодиагностика в подборе персонала.docx

— 55.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава1. Психодиагностика в подборе персонала

1.1 Основные психологические  тесты, используемые при отборе  персонала

1.2 Требования  к профессиональным психологическим  тестам

1.3 Использование тестирования при отборе персонала

Глава 2. Подбор и прием на работу

2.1 Методы подбора  персонала

 2.2 Отбор персонала в организацию

2.3 Классификация  собеседований по отбору персонала. 

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

       Недостаточный успех поведения человека в личной и деловой жизни скрывается в незнании своей психологической сферы. Можно оценить свой возможности и познать вой внутренний мир благодаря психодиагностическому исследованию.

       Психодиагностика в процессе подбора персонала позволяет сократить финансовые и организационные издержки фирмы, связанные с наймом и последующим увольнением неудачно подобранного персонала. Подбор персонала – это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы. Психодиагностика персонала помогает организации выбрать наиболее подходящую кандидатуру и определить не только профессиональные, но и личностные характеристики. Определение психологических свойств и деловых качеств будущего работника компании решает большое количество актуальных проблем, связанных с приемом на работу нового человека.

Процесс отбора персонала состоит из нескольких этапов:

- определения  требования к кандидату

- привлечение  кандидатов 

-  отбор  кандидатов

- приём  на работу

Цель  работы: изучение и анализ психодиагностики в подборе персонала, характеристика основных психологических тестов, знакомство с правилами приема и подбора персонала.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  

 

Глава 1. Психодиагностика в подборе персонала

     «Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени  выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать  навыки, умения, общие и специальные  способности, особенности психических  процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и мн. др.»  [1] Р.С.

     Немов определяет психодиагностику как «теорию и практику оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них»[2].

     Общая схема действий по систематическому отбору должна определять следующие  обязательные параметры:

• понимание  сотрудником, производящим отбор, различных  схем человеческого поведения в  различных ситуациях;

• определение  потребностей и ожиданий заказчика  путем анализа содержания работы;

• установление критериев, соответствующих условиям заказчика;

• установление оценочных критериев, с помощью  которых производится оценка используемых методов отбора;

• установление оценочных критериев, с помощью  которых оценивается эффективность  процедуры отбора;

• определение  наиболее подходящих методов отбора для рассматриваемой работы;

• установление критериев для принятия решений;

• развитие последующих идей для непрерывного совершенствования процесса отбора.[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Основные  психологические тесты, используемые  при отборе персонала

     История же психодиагностики как науки об исследовании индивидуальных и групповых  особенностей начинается с конца XIX в. Это связано с зарождением  дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых. В 1884-1885 гг.     Ф. Гальтон обследовал несколько тысяч людей по разработанным им самим тестам для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др.  Работы Гальтона легли в основу бурного развития тестов, направленных на исследование отдельных элементарных психологических функций.

     В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени  умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент  умственного развития (IQ) как некую  совокупную характеристику уровня развития обследуемых.

     Также появляются первые проективные техники  как методы диагностики глубинных  личностных структур – метод свободных  ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и  психологического консультирования разработка  подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е – 40-е гг. считаются расцветом проективных методик. Как правило, у проективных методик нет строгих объективных норм интерпретации результатов, что может вызывать дополнительные проблемы применения проективных методик в практике отбора персонала. «Многозначность и неопределенность полученных результатов дают их интерпретацию в некоторой степени зависимой от личности интерпретируемого, его установок  предубеждений и теоретических концепций»[11]

     В 20-ее гг. появляются первые образцы  личностных опросников, положившие начало развитию этой группе методик. Периодом расцвета личностных опросников считаются   40-е – 60-е гг. XX в.

     Как научная дисциплина психодиагностика опирается на общепсихологическое  знание диагностируемых свойств. «В психодиагностике – как и в  теории личности – центральное место  принадлежит понятию «свойства», так как от ответа на вопрос, что  такое психические свойства, в  решающей степени зависит направление  диагностирования»[3]. Тем самым  поднимается одна из самых сложных и важных проблем диагностики – взаимосвязь психических свойств и поведения.

     Разные  подходы к определению понятия  «свойство» рождают различные подходы  к их изучению, измерению, оценке.

     В настоящее время выделяются два  основных подхода к измерению  и распознаванию индивидуально-психологических  особенностей человека: номотетический и идеографический.

     Для номотетического подхода характерно понимание личности как некоего набора свойств, с точки зрения направленности измерения подход характеризуется выявлением и измерением общих для всех людей свойств личности, применяя для этого стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой.

     С точки зрения приверженцев идеографического подхода, личность понимается как целостная система, измерение которой должно быть направлено на распознавание индивидуальных особенностей личности, а основными методами измерения предлагаются проективные методики и идеографические техники.

     Существует  несколько подходов к классификации  существующих психодиагностических методов. В.К. Гайда, В.П. Захаров[4] объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

  1. по качеству – стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению – общедиагностические (тесты личности по типу опросников  Кеттела или Айзенка, тесты общего интеллекта), тесты профессиональной пригодности, тесты специальных способностей (технических, музыкальных и т.д.), тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый – бланковые, предметные, аппаратурные;
  4. по количеству обследуемых – индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа – устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации – тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты;
  7. по степени однородности задач – гомогенные и гетерогенные;
  8. по комплексности – изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи – тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического – тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий – вербальные и невербальные.

     А.А. Бодалев и В.В. Столин[5] предлагают несколько иную классификацию методов психодиагностики:

     1. По характеристике методического принципа, который положен в основу данного приема:

       -         объективные тесты (т.е. те, в которых возможен правильный ответ, правильное выполнение задания);-         стандартизированные самоотчеты, среди которых выделяются тесты-опросники, шкальные техники, индивидуально-ориентированные техники;

-         проективные техники;-         диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

     По  мере вовлеченности в диагностическую  процедуру самого психодиагноста и  степени его влияния на результат  исследования:

-         объективные (тесты, опросники, шкальные техники)

-         диалогические (беседы, интервью, диагностические игры, некоторые проективные методики).

       Объективные методики здесь характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, диалогические – наоборот, большей степенью вовлеченности исследователя. [12]Сама мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

     Приведенные классификации иллюстрируют не только подходы к группированию методик  психодиагностики, но и само многообразие техник, которые используются при  исследовании и измерении индивидуально-психологических  особенностей человека.

     Тем не менее, к каждому из них в  отдельности и к совокупности применяемых в отдельном исследовании методик применяются определенные общие требования.  
 
 
 

1.2 Требования к профессиональным психологическим тестам.

     Методологической  основой психодиагностики называют психометрику – науку об измерении  индивидуально-психологических различий, которая разрабатывает технологию создания конкретных методик, применяемых  в психодиагностике – тестов. Она  же определяет методологию обеспечения  научных требований к этим методикам  – а именно, требования надежности, валидности, а также выделяемое некоторыми авторами как самостоятельное требование – достоверности.

     Требование  надежности – прежде всего требование внутренней согласованности  частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании. «Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного  и того же психологического свойства»[6].

     Валидность  методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. «Валидность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме»[7]. Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить.

     Требование  достоверности[8] – требование защищенности методики от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону, существования результатов массового обследования в целевой группе, на которую рассчитан тест, на основании которых можно оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя. Часть авторов[9] включают это требование в требование надежности, описанное выше.

     Психодиагностика и ее методики довольно плотно вошли в практическую психологию, применяются в различных отраслях жизнедеятельности общества. Остановимся подробнее на проблемах этики и прагматики психодиагностики в рамках процесса подбора персонала – одной из областей довольно широкого применения методик психодиагностики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Использование тестирования при отборе персонала

     Надежда Зырянова в статье «Тестирование  в профессиональном отборе»[10] приводит цитату известного американского психолога и специалиста в области психологического консультирования Анны Анастази: «тестирование, безусловно, полезно при подборе персонала любого уровня. Однако оно лишь дополняет информацию, полученную на интервью, и само по себе не может служить основанием для принятия решения».

       Тестирование кандидатов относят к психологическим методам отбора персонала. Первое тестирование было проведено в XIX веке Фрэнсисом Гальтоном в Англии, далее разработкой данного метода занимались Л. А. Ж. Кетле, Дж. М. Кеттелл, Т. Симон, Л. Термен и многие другие.

      Первый  стандартизированный тест способностей был разработан в начале XX века во Франции А. Бине, которая использовалась только для диагностики детей. Во время первой мировой войны тестирование впервые было проведено на большой  группе людей для отбора добровольцев в вооруженные силы, с помощью  тестов их распределяли по видам работ  и родам войск, а также выявляли потенциальных офицеров.

Информация о работе Психодиагоностика в подборе персонала