Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:31, контрольная работа
Психодрама – один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 90-то лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в обучении навыкам и т.д. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».
1.Психодрама. Особенности метода 3
2.Специфика психодрамы 3
3.Роли психодраматиста (ведущего группы) 5
4.План тренинга и условия проведения 6
5. Содержание упражнений тренинга 8
6. Литература 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра психологии
Итоговая работа
по дисциплине «Теоретические основы методов
социально-психологического воздействия»
Психодрама как метод групповой психотерапии
Выполнил:
студентка группы ПХ-08 Куликова М.В.
Принял:
ст.преподаватель
Липецк – 2012
Содержание
5. Содержание упражнений тренинга 8
6. Литература 19
Психодрама. Особенности метода
Психодрама –
один из современных методов психотерапии,
успевший хорошо зарекомендовать себя
за 90-то лет своего развития. Психодрама
используется в групповой и индивидуальной
психотерапии, в психологическом
Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо реальную жизнь человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека, как во внешнем, так и во внутреннем мире, – и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.
Специфика психодрамы
Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуации. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии с помощью стульев, любых предметов и терапевта.
Такое разыгрывание часто дает возможность
быстрее понять проблемную ситуацию
и освоить новые способы
По своим задачам
Группы бывают очень разными
по продолжительности, в диапазоне
от двухчасовой однократной
Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.
Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.
Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.
Факторы, влияющие на процесс и результат психодрамы
Психодрама - групповой метод, поэтому при работе необходимо
учитывать ряд моментов, такие, как: время и частота сессий («когда?»),
пространственное окружение («Где?»), характеристики клиента («Для кого?»), характеристики терапевта («Кем?»), характеристики группы и вспомогательных лиц («С кем?»).
Время и частота сессий.
Одна сессия может
(и оптимальное) время – два с половиной часа. Из них около получаса длятся фаза разогрева, приблизительно полтора часа – психодраматическое действие, а оставшееся время – фаза шеринга. Дополнительные полчаса иногда требуются для до- или послесессионного процесс-анализа или дискуссии в группе. Если времени недостаточно, то многие начатые эмоциональные процессы могут остаться незавершенными. Длинные сессии без перерыва, напротив, утомляют и рассредоточивают участников.
Психодрама может проводиться раз в неделю с интенсивной работой в
течение выходных или может быть организована в форме недельных семинаров с не более чем тремя сессиями в день.
Психодрама одной сессии сравнительно непродолжительна, имеет
ограниченные цели, действие в ней сосредоточено на специфической, основной конкретной теме.
Пространственное окружение.
Психодрама может быть организована в любом месте, позволяющем
физические перемещения и обеспечивающем приватную обстановку без внешнего вмешательства. Чаще всего работают в комнате среднего размера, с коврами, покрывающими весь пол, несколькими матрасами, подушками, удобными креслами и подвижным освещением. Успех психологического вмешательства сильно зависит от обстановки, в которой оно производится. Атмосфера, созданная любой данной обстановкой, будет влиять на эмоциональное состояние группы.
Характеристики клиента.
Психодрама не нацелена на какую-либо определенную группу людей.
Участники могут быть любого пола. Что касается интеллектуальности,
психодрама может применяться не только к умным и образованным участникам, но и к малообразованным и даже умственно отсталым людям, которые используют широкий спектр невербальных техник психодрамы как прекрасный инструмент общения. Этнический или социально-экономический статус, религиозная принадлежность – являются несущественным критерием для выбора клиентов психодрамы.
По наблюдениям Келлермана, психодрама может быть полезна самым разнообразным людям, но некоторые просто не подходят либо для самой психодрамы, либо для обстановки, в которой она проводится. Таким людям, тем не менее, отлично помогают индивидуальная, групповая, семейная терапии или фармакологическое воздействие. Психодрама может оказаться полезной только тем, кто способен и достаточно мотивирован для того, чтобы принимать участие в довольно сложном психическом ритуале, характерном для данного подхода.
Существуют люди, для которых психодрама не является подходящим методом. Хронические пациенты с неупорядоченным поведением, нуждающиеся в постоянной реабилитации, непредставимы в психодраме. Кроме того, страдающие острым психозом, паранойей, суицидальными наклонностями, маниями, повреждениями мозга, социопатические и депрессивные пациенты являются плохими кандидатами для участия в психодраматической групповой терапии.
Однако психодраматическое воздействие было успешным для многих типов людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием, детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию, алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в лечении некоторых психосоматических заболеваний.
Таким образом, психодрама может быть полезна большому разнообразию типов людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.
Роли психодраматиста
Занятие психодрамой – во многом требовательная профессия. Для
овладевания ею необходимы сложные навыки и личные качества, которыми большинство людей не обладает. Одно только введение нужных вспомогательных ролей в психодраме – уже монументальная задача. Далее, ведущий должен постоянно сдвигать фокус от сочувствия к постановке, к разрешению проблемы, к руководству группой, давая ясно почувствовать свою личную вовлеченность.
Человек, несущий ответственность за психодраматический процесс,
называется по-разному: директор психодрамы, психодраматический терапевт, ведущий психодраму или практикующий психодраму. Чаще применяется общепринятый термин «психодраматист».
Профессиональные роли психодраматиста.
Все психодраматисты играют несколько специфических и иногда
перекрывающихся ролей. Морено назвал их ролями режиссера, терапевта-консультанта и аналитика. Келлерман добавляет четвертую роль – группового лидера.
Роли |
Функции |
Навыки |
Идеал |
Аналитик |
Эмпатия |
Понимание |
Герменевтический |
Режиссер |
Постановка |
Режиссура |
Эстетический |
Терапевт |
Перемены |
Влияние |
Исцеляющий |
Ведущий группу |
Управление |
Лидерство |
Социальный |
Психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные и сложные задачи.
1. Как аналитики они ответственны за обладание полной и подробной
информацией о состоянии протагониста.
2. Как режиссеры психодраматисты превращают полученный материал в действо, которое должно быть стимулирующим эмоционально и приятным эстетически.
3. Как терапевты они вызывают перемены, воздействуя на протагонистов таким образом, чтобы облегчить исцеление.
4. Как ведущие группу
они заботятся о
Переплетение и взаимодействие этих разных ролей образует профессиональный образ психодраматиста.
План тренинга и условия проведения
Оптимальным было бы проводить такой тренинг в течение 3-х выходных дней, с вечера пятницы, в субботу и воскресенье.
Плюсы – есть время отвлечься от повседневных забот, настроиться на тему тренинга, возможность осмыслить то, что было на тренинге, дома, закрепить усвоенные навыки.
Минусы
– большая эмоциональная
Состав группы - разнополый, лучше равное распределение по полу и возрасту, 8-15 человек. Большее количество будет неэффективным, тогда это будет уже другая форма групповой терапии (форум-театр). Возраст – 18-35 лет.
Обязательно быть на тренинге в удобной одежде и обуви.
Цель тренинга психодрамы: диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.
Задачи тренинга:
1.Творческое
переосмысление собственных
2.Выработка более глубокого и адекватного
самопонимания клиентом.
3.Преодоление неконструктивных поведенческих
стереотипов и способов эмоционального
реагирования.
4.Формирование
нового адекватного поведения
и новых способов
1-й день тренинга
Пятница, 18.00-20.00
Знакомство с участниками, теоретический экскурс в психодраму, разъяснение целей и задач тренинга. Большое внимание следует уделить эмоциональному настрою участников, замотивировать их на работу над собой.
Упражнения на разогрев, упражнения «В автобусе», «В магазине», «Монолог с двойником». Коллективное обсуждение, рекомендации участникам. В первый день не следует требовать от участников откровенности и раскрепощенности, самопрезентацию лучше также перенести на утро второго дня.
В конце сеанса можно предложить группе осмыслить всё проделанное дома, подготовить вопросы на следующий день.
2-й день тренинга
Суббота, 10.00-18.00, перерыв 12.00-12.30 и 15.00-15.30.
Тренер может варьировать расписание сеансов и перерывов по своему усмотрению, исходя из функционального состояния группы.
Приветствие, тренер отвечает на вопросы, которые возникли у группы.
Упражнения на разогрев, самопредставление, «Маски животных и растений» или «Зоопарк», работа с мышечными зажимами, «На троне», «Пустой стул», «Горячий стул». Работа с протагонистом, упражнения «Зеркало», «Обмен ролями», «Дублирование», «Максимизация». Работа с семейными проблемами – «Скульптура семьи», «Письмо». «Театр сновидений» - в конце дня, для релаксации. Обсуждение итогов дня.
Домашнее задание группе:
Подобрать реальную ситуацию из жизни, которую необходимо решить, а для этого её нужно проиграть. Это может быть конфликтная ситуацию, или просто сложная. Продумать приблизительный круг «актеров» из группы.
3-й день тренинга
Информация о работе Психодрама как метод групповой психотерапии