Психодрама как метод групповой психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Психодрама – один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 90-то лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в обучении навыкам и т.д. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».

Содержание работы

1.Психодрама. Особенности метода 3
2.Специфика психодрамы 3
3.Роли психодраматиста (ведущего группы) 5
4.План тренинга и условия проведения 6
5. Содержание упражнений тренинга 8
6. Литература 19

Файлы: 1 файл

Итоговая работа ТРЕНИНГ ПО ПСИХОДРАМЕ.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Липецкий государственный  технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

Итоговая работа

 

 по дисциплине «Теоретические основы методов

социально-психологического воздействия»

 

Психодрама как метод групповой психотерапии

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы ПХ-08      Куликова М.В.

 

 

Принял:  

ст.преподаватель        Бунькова И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2012

Содержание

 

  1. Психодрама. Особенности метода       3
  2. Специфика психодрамы         3
  3. Роли психодраматиста (ведущего группы)      5
  4. План тренинга и условия проведения       6

5. Содержание упражнений тренинга        8

6. Литература                                   19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психодрама. Особенности метода

Психодрама – один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 90-то лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в обучении навыкам и т.д.

Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо реальную жизнь человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека, как во внешнем, так и во внутреннем мире, – и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

 

Специфика психодрамы

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуации. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии с помощью стульев, любых предметов и терапевта.

Такое разыгрывание часто дает возможность  быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения  в ней, чем классическая терапевтическая  беседа.

По своим задачам психодраматические группы можно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными  по продолжительности, в диапазоне  от двухчасовой однократной встречи  до серии занятий в течение  нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

 

Факторы, влияющие на процесс и результат психодрамы

      Психодрама  -    групповой метод,   поэтому при работе   необходимо

учитывать ряд  моментов, такие,  как:  время и частота сессий  («когда?»),

пространственное  окружение («Где?»), характеристики клиента  («Для  кого?»), характеристики терапевта («Кем?»), характеристики группы  и  вспомогательных лиц («С кем?»).

      Время и частота сессий.

      Одна сессия может продолжаться  от одного до четырех часов,  а  среднее

(и оптимальное)  время – два с половиной  часа. Из них около  получаса  длятся фаза разогрева, приблизительно полтора часа –  психодраматическое  действие, а оставшееся время – фаза шеринга. Дополнительные полчаса иногда  требуются для до- или послесессионного процесс-анализа или дискуссии в группе.  Если времени  недостаточно,  то  многие  начатые  эмоциональные  процессы   могут остаться незавершенными. Длинные сессии без перерыва, напротив,  утомляют  и рассредоточивают участников.

      Психодрама может проводиться раз в неделю  с интенсивной работой в

течение выходных или может быть организована в форме недельных семинаров с не более чем тремя сессиями в день.

      Психодрама   одной   сессии   сравнительно   непродолжительна,   имеет

ограниченные  цели, действие в ней сосредоточено  на  специфической,  основной конкретной теме.

      Пространственное окружение.

      Психодрама  может быть  организована  в любом   месте,   позволяющем

физические  перемещения и обеспечивающем приватную обстановку  без внешнего вмешательства. Чаще всего работают в комнате среднего  размера,  с  коврами, покрывающими весь пол, несколькими матрасами, подушками,  удобными  креслами и подвижным освещением. Успех психологического вмешательства сильно  зависит от обстановки,  в  которой  оно  производится.  Атмосфера,  созданная  любой данной обстановкой, будет влиять на эмоциональное состояние группы.

      Характеристики клиента.

      Психодрама  не  нацелена  на  какую-либо  определенную  группу  людей.

Участники  могут  быть  любого  пола.   Что   касается   интеллектуальности,

психодрама может применяться не только к умным и образованным  участникам, но и к малообразованным и даже умственно отсталым людям, которые  используют широкий спектр невербальных  техник  психодрамы  как прекрасный  инструмент общения.   Этнический  или   социально-экономический   статус,   религиозная принадлежность –  являются  несущественным  критерием  для  выбора  клиентов психодрамы.

            По  наблюдениям  Келлермана,  психодрама  может быть  полезна   самым разнообразным  людям,  но  некоторые  просто  не  подходят  либо  для  самой психодрамы, либо для обстановки, в которой она проводится. Таким людям,  тем не менее, отлично помогают индивидуальная, групповая, семейная  терапии  или фармакологическое воздействие. Психодрама может оказаться полезной  только тем, кто  способен  и  достаточно  мотивирован  для  того,  чтобы  принимать участие в довольно сложном  психическом  ритуале,  характерном  для  данного подхода.

      Существуют  люди,  для  которых   психодрама  не  является   подходящим методом. Хронические пациенты с неупорядоченным  поведением,  нуждающиеся  в постоянной  реабилитации,    непредставимы   в   психодраме.   Кроме   того, страдающие  острым   психозом,   паранойей,   суицидальными   наклонностями, маниями,  повреждениями  мозга,  социопатические  и депрессивные   пациенты являются плохими кандидатами  для  участия  в  психодраматической  групповой терапии.

            Однако психодраматическое  воздействие было успешным для многих  типов людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов,  страдающих  заиканием, детей с психическими  травмами,  семей  и  людей,  пребывающих  в  кризисном состоянии;  в  работе  с   подростками,   аутичными   детьми,   закоренелыми преступниками, анорексиками,  лицами,  подвергшимися сексуальному  насилию, алкоголикам  и  онкологическими  больными.  Описан  положительный эффект  в лечении некоторых психосоматических заболеваний.

      Таким образом, психодрама может быть  полезна  большому  разнообразию типов людей, при различных диагностических категориях,  в  индивидуальных  и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.

 

Роли психодраматиста

      Занятие  психодрамой  – во  многом  требовательная   профессия.   Для

овладевания  ею  необходимы  сложные навыки  и личные  качества,  которыми большинство людей не обладает. Одно только введение  нужных  вспомогательных ролей в психодраме  – уже монументальная  задача.  Далее,  ведущий должен постоянно сдвигать фокус от сочувствия к постановке, к разрешению  проблемы, к руководству группой, давая ясно почувствовать свою личную вовлеченность.

      Человек,  несущий  ответственность   за   психодраматический   процесс,

называется по-разному:  директор  психодрамы,  психодраматический  терапевт, ведущий психодраму или практикующий психодраму. Чаще применяется общепринятый термин «психодраматист».

      Профессиональные  роли психодраматиста.

      Все   психодраматисты   играют   несколько   специфических   и   иногда

перекрывающихся  ролей.  Морено  назвал  их  ролями  режиссера,   терапевта-консультанта и аналитика. Келлерман добавляет четвертую роль  – группового лидера.

 

Роли              

Функции

Навыки

Идеал

Аналитик

Эмпатия

Понимание

Герменевтический

Режиссер

Постановка

Режиссура

Эстетический

Терапевт

Перемены

Влияние

Исцеляющий

Ведущий группу

Управление

Лидерство

Социальный


 

      Психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные и сложные задачи.

   1. Как  аналитики   они  ответственны  за  обладание   полной  и  подробной

      информацией  о состоянии протагониста.

   2.  Как  режиссеры   психодраматисты  превращают  полученный  материал   в действо, которое должно быть  стимулирующим  эмоционально  и  приятным эстетически.

   3. Как терапевты  они  вызывают  перемены,  воздействуя   на  протагонистов таким образом,  чтобы облегчить исцеление.

   4. Как ведущие группу  они заботятся о конструктивном  рабочем  климате  в группе,  который  помогал  бы  развитию  поддерживающего   социального   окружения.

        Переплетение  и   взаимодействие   этих   разных   ролей   образует профессиональный образ психодраматиста.

 

 

План тренинга и условия  проведения

Оптимальным было бы проводить такой тренинг  в течение 3-х выходных дней, с  вечера пятницы, в субботу и воскресенье.

Плюсы –  есть время отвлечься от повседневных забот, настроиться на тему тренинга, возможность осмыслить то, что было на тренинге, дома, закрепить усвоенные навыки.

Минусы  – большая эмоциональная насыщенность, вследствие чего не весь материал будет  усвоен хорошо, необходимость повторения и продолжения работы через определенное время.

Состав  группы  - разнополый, лучше равное распределение по полу и возрасту, 8-15 человек. Большее количество будет неэффективным, тогда это будет уже другая форма групповой терапии (форум-театр). Возраст – 18-35 лет.

Обязательно быть на тренинге в удобной одежде и обуви.

 

Цель тренинга психодрамы: диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.

Задачи тренинга:

1.Творческое  переосмысление собственных проблем  и конфликтов. 
2.Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом. 
3.Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4.Формирование  нового адекватного поведения  и новых способов эмоционального  реагирования.

 

1-й  день тренинга

Пятница, 18.00-20.00

Знакомство  с участниками, теоретический экскурс  в психодраму, разъяснение целей и задач тренинга. Большое внимание следует уделить эмоциональному настрою участников, замотивировать их на работу над собой.

Упражнения  на разогрев, упражнения «В автобусе», «В магазине», «Монолог с двойником». Коллективное обсуждение, рекомендации участникам. В первый день не следует требовать от участников откровенности и раскрепощенности, самопрезентацию лучше также перенести на утро второго дня.

В конце  сеанса можно предложить группе осмыслить  всё проделанное дома, подготовить  вопросы на следующий день.

 

2-й  день тренинга

Суббота, 10.00-18.00, перерыв 12.00-12.30 и 15.00-15.30.

Тренер может  варьировать расписание сеансов  и перерывов по своему усмотрению, исходя из функционального состояния  группы.

Приветствие, тренер отвечает на вопросы, которые  возникли у группы.

Упражнения  на разогрев, самопредставление, «Маски животных и растений» или «Зоопарк», работа с мышечными зажимами, «На троне», «Пустой стул», «Горячий стул». Работа с протагонистом, упражнения «Зеркало», «Обмен ролями», «Дублирование», «Максимизация». Работа с семейными проблемами – «Скульптура семьи», «Письмо». «Театр сновидений» - в конце дня, для релаксации. Обсуждение итогов дня.

Домашнее  задание группе:

Подобрать реальную ситуацию из жизни, которую необходимо решить, а для этого её нужно  проиграть. Это может быть конфликтная ситуацию, или просто сложная. Продумать приблизительный круг «актеров» из группы.

 

3-й  день тренинга

Информация о работе Психодрама как метод групповой психотерапии