Психодрама как метод групповой психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Психодрама – один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 90-то лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в обучении навыкам и т.д. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».

Содержание работы

1.Психодрама. Особенности метода 3
2.Специфика психодрамы 3
3.Роли психодраматиста (ведущего группы) 5
4.План тренинга и условия проведения 6
5. Содержание упражнений тренинга 8
6. Литература 19

Файлы: 1 файл

Итоговая работа ТРЕНИНГ ПО ПСИХОДРАМЕ.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Воскресенье, 10.00-18.00, перерывы 12.00-12.30, 15.00-15.30.

Приветствие, ответы на возможные вопросы, разогрев, упражнения «Матрешка», «Фотоальбом», «Реплики в сторону», «Близкие и  далёкие», «Шахматная доска».

Проигрывание  ситуаций, предложенных участниками (обычно не больше 5-ти, так как по времени  каждая занимает до 30 минут). Обсуждение.

Упражнения  «Свеча», «Круг давления», «Круг  утешения», техника прощения (катарсис), «Проекция будущего».

Обсуждение  итогов этого дня и итогов тренинга в целом. Рекомендации каждому участнику  тренер может сказать как устно, так и передать лично в конверте, чтобы каждый ознакомился с ними дома.

 

Содержание  упражнений тренинга

Упражнения  на разогрев

 

«Живая  картина»

Цель: Развитие творчества, спонтанности. Разогрев группы. 
Инструкция группе: Для следующего упражнения мне необходима ваша помощь. Кто хочет быть волшебной палочкой (ВП) (выбирается участник).  
Сейчас мы вместе будем рисовать картину. Я буду говорить. Задача (ВП) на каждое услышанное существительное в моем рассказе назначать одного из участников. Назначенный участник становится исполнителем роли и начинает её обживать и в ней оживать. Прислушивайтесь к своим чувствам. 
Роли назначаются и исполняются в свободном (произвольном) стиле как захочется. 
Например: В рассказе прозвучит слово «цветок», ВП подходит к произвольному участнику кладет руку и говорит «цветок», участник, назначенный на эту роль, на своё усмотрение оживает в этом образе. И т.д. 

Примеры текстов:

1.«Глядя  в окно, я расскажу вам про  осень в Симферополе. Это желтые  деревья и кучи разноцветных  листьев, прохладный ветер во  дворах, это яркое синее небо, а в нем птицы, это старички  на скамейке в парке, детвора  на игровой площадке, это дворник  Иванов заметает листья. И конечно  это философский настрой и  какое-то вдохновение…любовь». 
 
2.«Когда я уйду, надо мной прорастет земля, зацветут цветы, наступит утро, пройдут люди, будут шуметь деревья, на них птицы построят гнезда, будут играть дети, их будет греть солнце и будет кружить планета».

Примечание:

  • Текст может быть произвольным, либо под необходимую тему.
  • Возможно, выбирать несколько участников на одну роль.
  • Возможен вариант, когда на одну роль назначается два участника - один только изображает, второй следуя рядом только озвучивает.

«Слепой и поводырь»

Участников  группы просят разбиться на пары, договориться кто в паре будет первым, а кто вторым и дается задание. 
Классический вариант

  • Первый человек закрывает глаза. А второй становиться сзади, аккуратно кладет ему руки на плечи и начинает медленно водить его по комнате, оберегая от столкновений с другими парами и объектами интерьера. В течении 1-2 минут.
  • После того как пара побродила и перед сменой ролей можно дать минуту на то, чтобы обменяться чувствами в паре: как вам было, что вы чувствовали когда были с закрытыми глазами, а что чувствовали вы когда водили партнера. Потом смена ролей и все тоже в другую сторону.

 

Идти  на звук

  • Первый человек закрывает глаза. А второй становиться перед ним и начинает издавать какой-нибудь звук (лалала..., шшшш..., тртртр..., ...), и тем самым ведет первого этим звуком, также оберегая его от столкновений и т.д. Первому человеку в паре, соответственно, нужно идти на этот звук.
  • Может быть интересно, если у всех пар звук будет одинаковым, "свой" звук все равно не потеряется среди всех..
  • После упражнения и минутного шеринга (обсуждения) в парах, уместно попросить вернуться в круг и тем кому важно поделиться актуальными чувствами.

Вариант со звуком субъективно переживается как более безопасный и более  глубокий. Движение за звуком как будто  дает более глубокую степень регрессии.

 

«Волна  хлопков»

Группа  садится в круг, каждый участник кладет свои ладони на колени соседей  справа и слева. Кто-то запускает  движение, нужно хлопать ладонью по колену по кругу. Любой участник может хлопнуть ладонью два раза - это запускает движение волны в обратную сторону. Ошибившаяся рука участника выбывает из игры, он снимает ее с колена соседа. Если у участника выбыли обе руки – он выбывает из игры, выходит за круг. Играется до тех пор, пока не останется 2-3 человека.

 

«Как  звучит моё имя?»

Участник, представляя своё имя, ставит себя на роль каждой буквы своего имени. Ведущий: "Кто ты? Что ты за буква такая..." Затем главный герой на роль каждой буквы выбирает участника группы. Слово проигрывается через позу и произнесение буквы каждой "буквой". Потом все вместе.

 

«В  автобусе»

Участники образуют два круга - внутренний и  внешний, которые стоят лицом  друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего - контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, контролер - свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе проявляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помощью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безбилетника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту  участники группы так или иначе  страдают от каких-то комплексов, зажатости  и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны  безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером  и оправдывать свою позицию, договариваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отказывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учатся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.

 

«В  магазине»

Здесь участники  группы разбиваются на продавцов  и покупателей и разыгрывают  разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают  между продавцами и покупателями. Они сами вспоминают и выбирают такие  типовые конфликты и разыгрывают  роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными членами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и  отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование  в обществе.

 

«Монолог с двойником»

Здесь протагонист  выходит в центр круга и  старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами  те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный момент («здесь и теперь»). Через некоторое время  у него за спиной встает двойник  и начинает жестами и мимикой  сопровождать рассказ протагониста. Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно  сумел выразить себя протагонист  и насколько его понял двойник. 
В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выражать свои и чужие чувства, что является важным условием саморазвития и взаимопонимания.

Упражнение «Маски животных и растений»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного "Я" через маски.

Материалы: маски животных и растений, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время: 10-15 мин.

Процедура:

  • 1 этап: каждый выбирает себе роль животного.
  • 2 этап: затем описывает в словах свое животное, например, «Что я за кошка?»
  • 3 этап: участники по очереди изображают свое животное. Участники идут друг за другом по кругу.

Инструкция: «Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя... А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено».

Вопросы для обсуждения:

  1. Подумайте, какую привычную роль вы играете в жизни?
  2. Обратите внимание на то, что окружающие воспринимают вас обычно по этой роли, и когда вы выходите из нее, многие вас не понимают?
  3. Подумайте, есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами животного?
  4. Что нового узнали сегодня о себе из этого упражнения?
  5. Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?

Игра  «Зоопарк»

Игра  на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

 

Упражнение  «Ходьба с зажимами»

Цель: выявление и совершенствование образа «Я».

«Вы идете  по кругу. Продолжая идти, напрягите  до предела правую руку... левую руку... всю верхнюю половину тела... левую  ногу... правую ногу... обе ноги... всю  нижнюю половину тела... поясницу... Представьте  себе, что вы – маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась  в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень  не хочется... Представьте себе, что  все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете...»

Упражнение  заканчивается ходьбой в свободном  темпе.

 

«На троне». Протагонист садится на стол, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.

«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.

«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.

«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.

«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.

«Дублирование». Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.

«Максимизация». Терапевт предписывает протагонисту довести до максимума проявление сопротивления с целью осознать его. 

«Скульптура семьи».

В роли Терапевта  выберите в группе тех, кто напоминает вам членов вашей семьи, в том  числе тех, с которыми вы росли. Усадите  семью за обеденный стол или разместите в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует  близость их отношений. Каждому дайте  краткую информацию о его прототипе  и реплику, отражающую характер персонажа. Затем Терапевт превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли, взаимодействуют в ролях и потом делятся своими впечатлениями.

 

«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы. 

«Театр сновидений». Участники разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.

Игра «Матрешка»

Цели:

  • развить у участников навыки самоанализа;
  • помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
  • дать возможность членам команды проанализировать качества, помогающие и мешающие им быть лидерами.

Размер группы: игра предполагает камерную ситуацию, а потому предпочтительна группа до 15 человек.

Информация о работе Психодрама как метод групповой психотерапии