Психодрама как метод групповой психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Психодрама – один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 90-то лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в обучении навыкам и т.д. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».

Содержание работы

1.Психодрама. Особенности метода 3
2.Специфика психодрамы 3
3.Роли психодраматиста (ведущего группы) 5
4.План тренинга и условия проведения 6
5. Содержание упражнений тренинга 8
6. Литература 19

Файлы: 1 файл

Итоговая работа ТРЕНИНГ ПО ПСИХОДРАМЕ.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Ресурсы: большая матрешка.

Время: в зависимости от количества участников и уровня самораскрытия.

Ход игры

«Матрешка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.

Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать  ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что  под внешней оболочкой – каким  видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие...

Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях...

А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в  соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.

 

«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.

«Реплики в сторону» (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).

«Близкие и далекие». В роли Терапевта разместите членов группы в пространстве, назначьте каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: Терапевт расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.

«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.

 

«Свеча» позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.

«Вопросы  протагонисту»:

- Кто доставляет  вам больше всего проблем, с  кем 

вы связываете свои трудности?

- Какие несколько  слов или фраз могут лучше  всего описать ваших отца и  мать? 
- Вы можете назвать основное сообщение, которые вы получали от родителей?

- В какие  моменты вы чувствуете себя  наиболее изолированным от других  и покинутым? 
- Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?

- На сколько  лет вы себя чувствуете сейчас?

- В чем  бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?

- Какие слова  супруга (супруги) расстраивают  вас больше всего?

- Какие несколько  фраз хотели бы вы сказать  своему ребенку?

- Что бы  вы хотели услышать от него?

 

«Круг давления» (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.

«Круг утешения». Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.

 

Техника прощения (внутренняя драма)

Сядьте  удобно, расслабьтесь. Примите позу кучера (спина немного согнута, локти опираются на подлокотники или на колени).

Сегодня мы с Вами отправляемся в путь и  отправляемся по дороге нашей памяти... в прошлое.

Представьте себе, что Вы сидите в кинотеатре... Сегодня Вы будете смотреть фильм, где  главный герой-это Вы, и фильм  называется Ваша жизнь, Ваше прошлое. Вы видите титры: главный герой-это  ВЫ. 
Открывается первая дверь, где написано - ВАШЕ ДЕТСТВО.

И Вы входите. Вы пришли сегодня, чтобы заглянуть  в самые затаенные уголки Вашего прошлого, где спрятались Ваши обиды, чувство тоски, злости, ненависти. Для того, чтобы вытащить и освободиться от тех заноз в Вашей душе, которые мешают Вам быть счастливыми, здоровыми, красивыми, свободными.

Погружаемся, погружаемся в свои воспоминания. Вспомните все то, что причиняет Вам боль, до сих пор болит и не дает покоя. Вспомните, как правило, это самые близкие и родные люди. Простите их, простите. 
Может быть, еще раз переживите эту боль, может быть слезы, слезы горечи, боли подкатят к Вашему горлу... Не сдерживайте Ваши слезы, освобождайтесь…, через слезы прощайте. Простите себя, маленького...

Простите те страхи, которые Вы впускали в себя, простите чувство вины, чувство тоски по любви, насилие, смех, издевательства…

Все это  простите и освободитесь... и идем дальше.

Выходим из детства, и... новая дверь. Ваша юность.

...Врываемся  в воспоминания. И снова заглядываем  в уголки нашей души, где живут  наши обиды. Вспомните людей,  которые причинили Вам боль. Простите  их, у них своя жизнь, у Вас  своя, у них своя дорога, а у Вас своя дорога. Скажите им: «Прощай и прости». Простите все – ложь, предательство, измену, несправедливость, унижения... Бог им судья.

Освобождайтесь  от этой боли... И идем дальше по жизни....Вспомните тех людей, которым Вы причинили боль, вольно или невольно. Попросите у них прощение, наполните свое сердце Любовью и через Любовь простите, простите даже то, что простить не в о з м о ж н о!!!

Да, это  было, но все это прошло. Простите все, только сильные могут прощать, слабым это не дано.

Идем  дальше, открываем новую дверь, на которой написано: Ваша жизнь. Вспомним своих самых близких, к которым предъявляем особые требования. Простите их, простите себя. Вспомните дорогие и любимые лица, глаза и, как в последний раз, развязывая узлы, говорим им: Я тебя прощаю, Я тебя Люблю, дорогой мой человек.

И снова  идем по жизни и снова ищем те затаенные уголки, в которых прячутся наши чувства-чувства тоски, чувства одиночества, чувство злобы, ненависти, вытаскиваем эту нестерпимую боль.. и прощаем, прощаем… как бы не было больно.. И снова обращаемся к той ситуации жизненной, которая чаще всего вызывает боль в душе. Еще раз переживите эту боль, и ради Бога простите и себя, и другого человека. Ничего случайного в этом мире не происходит. Если Вы притянули в эту жизнь обидчика, значит, надо было пройти этот урок. И будьте благодарны этим людям, которые преподали Вам этот урок.

С особой Любовью отнеситесь к себе. Вы ни в чем, ни в чем не виноваты. Откройте свое сердце для себя самого, наполните его сердечностью и любовью, простите себя, как порой это сделать трудно... Найдите в себе эту силу. Мысленно убираем всяческую агрессию в свой адрес, убираем чувство жалости, чувство самокритики, наполняемся нежностью, уважением, любовью к себе, через прощение, с благодарностью, радостью, с благодарностью Богу и Вселенной, что МЫ Есть, что МЫ ЖИВЫ, что мы по жизни сдаем такие экзамены, проходим такие уроки жизни и выходим с Честью... как Победитель.

Отпускаем всех с прощением, любовью, благодарностью, прощаем себя вчерашних, прощаем  и свои слабости, и слабости других людей, ценим Свою жизнь, но ценим и жизнь другого человека.

Обязательно... развяжите узлы Здесь и сейчас, как будто Вам дана возможность в последний раз освободиться от этой тяжести, от этой боли, от этих страданий.

Отпускаем всех, прощаем и делаем это с  радостью, простите близких, простите врагов, простите врачей, простите себя сейчас Здесь и Теперь, 
Проживаем этот день, как последний с благодарностью, радостью и любовью.

Выходим из прощения, как Победители, расправили плечи, выпрямились, почувствуйте силу, прилив энергии, радость от освобождения. Идем дорогой света, дорогой любви, счастья. Все пути открыты нам. Идем и представляем этих людей не Врагами, а Вашими друзьями, они улыбаются, глаза их сияют радостью, любовью и ВЫ несете ОГРОМНЫЙ БУКЕТ цветов и раздаете эти цветы с прощением, любовью, утверждая в себе эту победу, победу свободного, сильного ,прекрасного человека. Идем, идем, утверждая в себе эту ПОБЕДУ.

Вчера прошло, Есть Здесь и Теперь, и каждый миг - это наше будущее. 
Утверждаем в себе радость, свет, любовь, силу, энергию.

Вы есть Победитель, Вы есть сила, Вы есть радость, Вы есть Любовь, Вы есть доброта, вы есть Прощение. И скажите себе - ДА БУДЕТ  ТАК, Да будет так!

 

«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего. 

Во время  обсуждения, или шеринга, тренер должен следить за тем, чтобы все участники высказали своё мнение, пресекать любые оценочные реплики участников по отношению друг к другу. В конце всего курса необходимо настроить группу на то, что все приобретённые здесь навыки они должны применять сегодня же в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999.
    2. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
    3. Питер Феликс Келлерман «Психодрама крупным планом»: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. - М.: Класс, 1998.
    4. "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы/ Сост. Е. В. Лопухина, Е. Л. Михайлова. - М.: Класс, 2003.
    5. Морено Я. Психодрама / Пер. с англ.- М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
    6. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ.
    7. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Информация о работе Психодрама как метод групповой психотерапии